Прибыль предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

В условиях жесткого противоречия российских и зарубежных производителей в сфере обеспечения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится центральной в решении задач сохранения самостоятельности национального хозяйства. Проблема повышения конкурентоспособности продукции, товаров занимает одно из главных мест среди других проблем современной экономики. В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и организация прибыли 6
1.1. Значение прибыли в условиях рыночной экономики 6
1.2. Функции и факторы роста прибыли 9
1.3. Формирование и распределение прибыли в современных условиях 15
1.5. Методика анализа и планирования прибыли предприятия 18
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и организация финансовой работы ООО «Новатерм» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Новатерм» 31
2.2. Содержание и задачи финансово учетной работы экономической службы организации 40
2.3. Оценка формирования прибыли ООО «Новатерм» 43
2.4. Оценка показателей рентабельности и использование прибыли ООО «Новатерм» 48
2.5. Оценка источников формирования прибыли ООО «Новатерм» 54
Глава 3. Пути совершенствования механизма формирования прибыли и ее источников 56
3.1. Анализ методов увеличения прибыли 56
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
Заключение 67
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

прибыль в рыночных условиях.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

 

В первую очередь следует определить дополнительную выручку от продаж продукции, которую предприятие получило в связи с изменением цен под влиянием инфляции. Цены на строительные работы в связи с инфляцией в отчетном году выросли на 12%. Тогда индекс цен составил 1,12% [(100 + 12) / 100].

Следовательно, выручка от продаж продукции в сопоставимых ценах будет равна 232 571 тыс.руб. (207653 * 1,12). Выручка от продаж продукции в отчетном периоде в связи с изменением цен возросла на 42513 тыс. руб. (275084 - 232571).

Определим влияние на прибыль от реализации основных факторов.

Таблица 3.2

Факторный анализ прибыли от реализации

ООО «Новатерм», тыс. руб.

Показатели

 

2008 г.

2009 г.

В ценах

2007 года

В планируемых ценах

1.Выручка от реализации продукции

207653

232571

241 445


Продолжение таблицы 3.2

 

2.Себестоимость реализованной  продукции

153624

172059

176 428

3.Прибыль от реализации

54029

60512

65017


 

По плановым показателям  ООО «Новатерм» прибыль в 2008 году должна была возрасти за счет увеличения цен на строительные работы.

Изменение объема продукции:

54029х172059/232571 = 39971 тыс.руб.

39971 – 54029 = - 14058 тыс.руб.

Как видим из расчетов, за счет снижения объема продукции прибыль снижается.

Изменения в структуре реализованной продукции:

54029 х (232571 /207653 – 172059 / 232571)= 54029 * (1,12 – 0,74) = 20531

Прибыль от реализации  зависит от структуры реализованной продукции.

- Изменение себестоимости продукции.

176428 – 172059 = 4369 тыс.руб.

Плановая прибыль возрастает за счет изменения себестоимости продукции.

Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции.

153624 х 232571 : 207653 – 172059 = - 0,386 (тыс.руб.)

 

 

 

Таблица 3.8.

Результаты расчетов влияния факторов на прибыль от реализации продукции ООО «Новатерм»

Показатели отклонения прибыли

Сумма изменений прибыли (+, -)

Увеличения коммерческих расходов

-7081

Увеличения управленческих расходов

-3555

Увеличения отпускных цен на продукцию

+24918

Снижения объема продукции

-14058

Изменения в структуре реализованной продукции

+20531

Увеличения в себестоимости продукции

-4369

За счет структурных сдвигов

-0,386


 

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 20531 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре продаж, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов работ. В связи с увеличением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 4369 тыс. руб.

Но поскольку темпы роста цен на работы предприятия были выше темпов роста их себестоимости, то в целом динамика прибыли ООО «Новатерм» положительна.

Цены обеспечивают предприятию ООО «Новатерм» запланированную прибыль, конкурентоспособность, спрос на работы. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Но в тоже время первоочередными мерами по увеличению прибыли предприятия должны стать увеличение объема реализации и снижение себестоимости.

Методы увеличения продаж:

    • провести ограниченные маркетинговые исследования на ежедневной/еженедельной основе.
    • переоценить факторы потребительского спроса, такие, как потребительские свойства/приоритет при приобретении, цена, качество, сезонные факторы и т.д.;
    • определить области профессионального знания, проанализировать конкурентные преимущества;

Для ООО «Новатерм» можно предложить следующие мероприятия по оптимизации или уменьшению себестоимости работ:

  • оптимизировать затраты на оплату труда;
  • значительно сократить общехозяйственные расходы (затраты на содержание автотранспорта, представительские расходы и т.д.).

Для большей эффективности процесса контроля за расходами, формирующими себестоимость работ, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования) ООО «Новатерм» необходимо придерживается принципов бюджетирования, обеспечивающих взаимосвязь финансового плана предприятия в целом с системой планов для отдельных структурных подразделений, а также ответственность за формирование и исполнение бюджетов разных уровней и контроль за их исполнением.

3.2. Оценка эффективности предложенных  мероприятий

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного увеличения объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции (услуг).

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции рассчитывается по формуле:

 

     П      n

    Р    = SUM П РП  ,                                       

     (V)   i=1      i ki

 

            П

    где Р   - резерв  роста  прибыли  за  счет  увеличения объема

           (V)

продукции;

    П  - плановая сумма  прибыли на единицу i-й продукции;

     i

 

 РП   -  количество   дополнительно   реализованной   продукции

      ki

в натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитана на 1 руб. товарной продукции (услуг), сумма резерва ее роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

  

 

  П             П

    Р    = РV ---,                                            

     (V)         V

 

где РV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

V - фактический объем реализованной  продукции, руб.

Определим резерв повышения прибыли в ООО «Новатерм» в сравнимых показателях - в рублях, т.е. применим второй способ анализа.

Как следует из далее приведенных данных, производственные возможности предприятия позволяют увеличить объем произведенной продукции более чем на 40%. Однако в настоящее время практически невозможно обеспечить столь значительный рост в силу отсутствия заказов на оказание услуг. Сдерживающим фактором является, в том числе экономический кризис. Поэтому, по результатам маркетинговых исследований, ООО "Новатерм" может обеспечить увеличение объема реализации на 5% по сравнению с 2008 г.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации услуг по формуле (2).

Имеем:

РV = 275084 тыс. руб. x 5% = 13754,2 тыс. руб.;

П = 36292 тыс. руб.;

V = 275084 тыс. руб.;

     П                36292

    Р    = 13754,2 x ------- = 1815 тыс. руб.

     (V)                   275084

Таким образом, подняв объем реализации услуг на 5%, ООО "Новатерм" увеличит свою прибыль на 1815 тыс. руб. при условии сохранения значений ценовых показателей.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, достигнутый на передовых предприятиях; базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли; фактически достигнутый на передовых предприятиях зарубежных стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в оборудовании и др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их величина определяется путем сопоставления достигнутого уровня затрат с их потенциальной величиной:

     с

    Р  = С   - С  ,                                        

     i       ф     п

                 i     i

 

         с

    где Р  - резерв  снижения   себестоимости   продукции за  счет

         i

i-го вида ресурсов;

    С   и  С   -  соответственно   фактический   и   потенциальный

     ф      п

      i      i

уровень использования i-го вида производственных ресурсов.

Расчет обобщающей количественной оценки общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов:

 

     с    n   с

    Р  = SUM Р ,                                             

         i=1  i

 

         с

    где Р  - общая   величина   резерва   снижения   себестоимости

продукции;

     с

    Р  -  резерв    снижения     себестоимости     по i-му    виду

     i

производственных ресурсов.

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определения общей суммы резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле:

 

     П

    Р    = З (V + РV),                                       

     (с)    В

 

         П

    где Р    - резерв   увеличения   прибыли   за   счет  снижения

         (с)

себестоимости продукции;

    З  - возможное снижение затрат на 1 руб. продукции;

     В

V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый период;

РV - возможное увеличение объема реализации продукции.

Для того чтобы затраты на производство продукции привести в сопоставимые значения, выполним их пересчет на 1 руб. произведенной и реализованной продукции делением общей суммы затрат на объем товарной продукции в ценах реализации.

В качестве базового показателя приняты плановые показатели 2008 г.

Плановые и фактические значения затрат на производство продукции 2008 г. в пересчете на 1 руб. оказанных услуг показаны в табл. 3.9.

 

Таблица 3.9

 

Плановые и фактические затраты на производство продукции

в пересчете на 1 руб. услуг в 2009 г.

 

Показатель          

2009 г.           

план     

фактически 

Материальные затраты           

0,45     

0,47    

Затраты на оплату труда        

0,155    

0,156   

Отчисления на социальные нужды 

0,04     

0,041   

Амортизация                    

0,035    

0,035   

Прочие затраты                 

0,017    

0,026   

Итого затрат                

0,76     

0,80    


 

 

 

 

 

 

 

 

    0,47

┌───────────┐

│           │

│           │

│           │

│           │

│           │

│           │    0,156

│           │┌───────────┐

│           ││           │    0,041

│           ││           │┌───────────┐    0,035

│           ││           ││           │┌───────────┐    0,026

│           ││           ││           ││           │┌───────────┐

└───────────┴┴───────────┴┴───────────┴┴───────────┴┴───────────┘

Материальные  Затраты на  Отчисления на Амортизация     Прочие

  затраты    оплату труда   социальные                 затраты

                              нужды

 

Рис. 3.1. Структура фактических затрат на производство

продукции за 2009 г.

 

Как показывают данные табл. 3.9, на предприятии имеются резервы снижения себестоимости продукции за счет незначительного уменьшения материальных затрат и прочих затрат.

Возможное снижение затрат на 1 руб. товарной продукции равно:

(0,047 + 0,026) - (0,045 + 0,017) = 0,011 руб.

Фактическая себестоимость реализованной продукции в 2008 г. составила 194002 тыс. руб. Возможная себестоимость с учетом снижения затрат на 1 руб. оказанных услуг равна:

Информация о работе Прибыль предприятия в рыночных условиях