Прибыль предприятия в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

В условиях жесткого противоречия российских и зарубежных производителей в сфере обеспечения внутреннего рынка проблема конкурентоспособности отечественных предприятий становится центральной в решении задач сохранения самостоятельности национального хозяйства. Проблема повышения конкурентоспособности продукции, товаров занимает одно из главных мест среди других проблем современной экономики. В современных условиях функционирование каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его деятельности.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Экономическое содержание и организация прибыли 6
1.1. Значение прибыли в условиях рыночной экономики 6
1.2. Функции и факторы роста прибыли 9
1.3. Формирование и распределение прибыли в современных условиях 15
1.5. Методика анализа и планирования прибыли предприятия 18
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика и организация финансовой работы ООО «Новатерм» 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Новатерм» 31
2.2. Содержание и задачи финансово учетной работы экономической службы организации 40
2.3. Оценка формирования прибыли ООО «Новатерм» 43
2.4. Оценка показателей рентабельности и использование прибыли ООО «Новатерм» 48
2.5. Оценка источников формирования прибыли ООО «Новатерм» 54
Глава 3. Пути совершенствования механизма формирования прибыли и ее источников 56
3.1. Анализ методов увеличения прибыли 56
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 61
Заключение 67
Список используемой литературы 70

Файлы: 1 файл

прибыль в рыночных условиях.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность показывает прибыльность предприятия. Расчет основных показателей рентабельности ООО «Новатерм» представим в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Анализ рентабельности предприятия

Наименование показателя

2007год

2008 год

2009 год

Изменение к 2007 году

Изменение к 2008 году

1

Общая рентабельность

2,82

4,73

4,80

1,98

0,06

2

Рентабельность продаж

5,56

9,57

13,19

7,63

3,62

3

Рентабельность собственного капитала

7,46

15,03

15,30

7,83

0,27

4

Экономическая рентабельность

4,08

4,65

4,32

0,25

-0,33

5

Рентабельность основной деятельности

3,58

6,40

6,80

3,22

0,40

6

Рентабельность перманентного капитала

18,92

-17,86

-22,77

-41,69

-4,91

7

Рентабельность выпуска товарной продукции

26,99

35,17

41,79

14,81

6,62

8

Рентабельность всех активов

2,85

3,45

2,87

0,02

-0,58


 

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2007 году на единицу реализованной продукции приходилось 5,56 копеек прибыли, а к 2009 году данный показатель увеличился до 13,19%.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Значение данного коэффициента увеличилось с 7,46 до 15,3 за три года, что свидетельствует о эффективной политике управления собственным капиталом.

Экономическая рентабельность показывает эффективность использования всего имущества организации. За исследуемый период данный показатель вырос с 4,08% до 4,32%.  Рентабельность основной деятельности показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат. В 2007 году на 1 рубль затрат приходилось 3,58 копеек прибыли, а в 2009 году данный показатель увеличился до 6,8 копеек.

Рентабельность перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок. Данный показатель сократился с 18,92 до -22,77%, что говорит о снижающейся эффективности использования капитала, вложенного на длительный срок.

Рентабельность выпуска товарной продукции увеличилась с 26,99% до 41,79%, что свидетельствует о том, что темпы роста себестоимости ниже темпов роста выручки.

Рентабельность всех активов характеризует уровень чистой прибыли, генерируемой всеми активами предприятие находящимися в его использовании по балансу. За исследуемый период данный показатель увеличился с 2,85 до 2,87%.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год  по сравнению с   прошлым  годом.

В ООО «Новатерм» из чистой прибыли образуются фонды: накопления, потребления, социальной сферы.

Резервный фонд на данном предприятии сформирован, поэтому в 2008 и 2009 годах средства на пополнение резервного фонда не направлялись.

Анализируя распределения чистой прибыли в фонды специального назначения, необходимо знать факторы формирования этих фондов. Основным фактором является  1) - чистая прибыль,  2)  коэффициент отчислений прибыли.  Принять данные  коэффициенты отчислений в фонды было решено на собрании учредителей.

Таблица 2.7.

Данные об использовании чистой прибыли ООО «Новатерм»

(тыс. руб.)

Показатель

Отчетный год

  Аналогичный период прошлого  года

Отклонения (+, -)

1. Чистая прибыль

8771

7299

+1472

2. Распределение чистой прибыли:

 

 

 

 

 

 

в фонд накопления

2193

2190

+3

в фонд потребления

5263

3650

+1613

в фонд социальной сферы

877

1095

-218

3. Доля в чистой прибыли, %

     

фонда накопления

25

30

-5

фонда потребления

60

50

10

в фонд социальной сферы

10

15

-5


 

Рассмотрим в табл. 2.7. влияние  факторов – суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли на отчисления в фонды.

Изменение отчислений в фонды специального назначения за счет изменения чистой прибыли можно рассчитать по формуле:

ΔФн (П)  = ΔПч ∙ К0,

ΔФн (П)  = +1472 ∙ 30= 441,6 –фонд накопления

ΔФн (П)  = +1472 ∙ 50= 736 –фонд потребления

ΔФн (П)  = +1472 ∙ 15= 220,8 –фонд потребления

где   ΔФн (П)  - приращение фонда накопления (потребления) за счет изменения чистой прибыли;  ΔПч – приращение суммы чистой прибыли;  К0 – коэффициент отчислений от чистой прибыли в соответствующий фонд.

Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножаем на  базисный (2008 г.)  коэффициент отчислений в соответствующий фонд.

На размер отчислений в фонды оказывают влияние и изменения коэффициента отчислений от чистой прибыли. Уровень его влияния рассчитывается по формуле:

ΔФн (К) = (К1 – К0 )· Пч1 , где

ΔФн (К) – приращение фонда потребления (накопления) от изменения коэффициента отчислений;  К1 , К0 – фактический и базисный коэффициенты отчислений в фонды потребления (накопления); Пч1 – чистая прибыль за отчетный период. 

ΔФн (К) = (0.25-0.30) · 8771 = -439 –фонд накопления

Из приведенных расчетов следует, что на уменьшение суммы отчислений в фонд накопления,  соц. сферы   повлияло уменьшение коэффициента отчислений на 439, а за счет влияния чистой прибыли  отчисления в фонд накопления увеличились на 442, а в фонд соц. сферы на 221.

Изменения отчислений в фонд потребления увеличились за счет влияния чистой прибыли на 736 и за счет коэффициента на 877.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.8

Расчет влияния факторов  (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений  в фонды предприятия

Вид фонда

Сумма распределяемой прибыли (тыс.руб)

Доля отчислений

%

Сумма отчислений тыс. руб.

 

 

всего

Отклонение

в том числе за счет

 

2008г

2009г.

2008г

2009г

2008г

2009г.

 

ЧП

Котч

Накопления

7299

8771

30

25

2190

2193

+3

442

-439

Потребления

7299

8771

50

60

3650

5263

+1613

736

+877

Соц.сферы

7299

8771

15

10

1095

877

-218

221

-439


 

На предприятие ООО «Новатерм» большая часть прибыли была направлена в фонд потребления и использовалась на выплаты социального характера.  Однако недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.

Направление средств в фонд накопления увеличит экономический потенциал,  повысит платежеспособность предприятия и финансовую независимость, будет способствовать росту объема выполнения работ  и реализации без увеличения размера заемных средств

 Таким образом, ООО «Новатерм»  можно порекомендовать пересмотреть  порядок распределения  прибыли, направляя большую часть  на  формирование фонда накопления.

 

 

 

 

2.5. Оценка источников формирования  прибыли ООО «Новатерм»

 

Основная масса прибыли строительной организации ООО «Новатерм» представляет собой прибыль от сдачи заказчикам выполненных работ и оказания услуг населению и другим потребителям. Она определяется как разность между договорной ценой сданных заказчику работ (оказанных услуг) без налога на добавленную стоимость и затратами на их производство.

Прибыль от реализации имущества - основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов ООО «Новатерм» - определяется как разница между ценой реализации без налога на добавленную стоимость (и других вычетов предусмотренных законодательством) и остаточной стоимостью основных фондов, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимости материалов.

Прибыль от реализации сторонним  предприятиям продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств определяется как разница между стоимостью этой продукции по продажным ценам без налога на добавленную стоимость и ее себестоимостью.

В процессе расчета балансовой прибыли учитываются также доходы и расходы строительной организации по прочим операциям.

Таблица 2.9

Структура прибыли ООО «Новатерм»

Показатели

Отчетный период

Аналогичный период прошлого года

Отклонения

(+, - )

Прибыль (убыток) отчетного периода- всего в %

100 %

100%

 

В том числе:

     

а) прибыль (убыток) от сдачи заказчикам выполненных работ

93%

81,7%

+11,3%

б) от финансовых операций

-

-

-

в) от реализации имущества

3,14%

7,67 %

-4,53%

г) от реализации продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств

-

-

-

д) от прочей реализации

3,86%

10,63%

-6,77%


 

Как следует из данных табл. 2.9, в отчетном периоде произошли положительные изменения в структуре прибыли. Увеличилась доля прибыли от реализации товаров (продукции, работ, услуг) на 11,3%. Вместе с тем в отчетном периоде уменьшилась доля прибыли от реализации имущества на 4,53% и от прочей реализации на 6,77%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути совершенствования механизма формирования прибыли и ее источников

 

3.1. Анализ методов увеличения прибыли

 

Прибыль от реализации ООО "Новатерм" составляет наибольшую часть прибыли до налогообложения. Поэтому необходимо определить влияние отдельных факторов на нее.

Прибыль  от  реализации  работ в  целом  по  предприятию   зависит от четырех  факторов  первого  уровня  соподчиненности:  объема  реализации продукции  (VРП);  ее   структуры   (Удi );  себестоимости  (Сi )  и   уровня среднереализационных цен (Цi ):

                          

    П = SUM [VРПобщ х Удi  (Цi  - Сi)].                                  

 

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной продукции может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции (работ) в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастает. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции (работ) общая сумма прибыли уменьшится.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Информационной базой для факторного анализа прибыли от продаж послужат данные, приведенные в таблице 3.1.

 

 

Таблица 3.1.

Информационная база для факторного анализа

Наименование показателя

2008

2009

Выручка Q,    выр.              

207653

275084

Себестоимость, С

153624

194002

Коммерческие расходы, С кр

18382

25463

Управленческие расходы, С ур

15772

19327

Информация о работе Прибыль предприятия в рыночных условиях