Агрессивность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:00, дипломная работа

Описание работы

Проблема агрессий человека на протяжении всей истории культуры и работы научной мысли человечества была одной из наиболее актуальных и животрепещущих. Актуальность её определяется, прежде всего, тяжестью деструктивных последствий для общества и человека каждого типа агрессии, их многосторонней разрушительной силой.
Феномен человеческой агрессивности рассматривался с философской, культурологической, антропологической, юридической, психологической, биологической, социологической и других точек зрения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………2
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема……………………………….................…...……….7
§1.1 Проблема агрессивности и её решение в психологической науке…..…....................................................................................................……7
§1.2 Проявление и методики изучения агрессивности в подростковом возрасте…………………………………………………..………...…20
Глава II. Характер агрессивного поведения современных подростков………………......................................................................................32
§2.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового развития……………….........…..…….…….32
§2.2 Половозрастные и индивидуальные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста…….…36
Глава III. Психологические условия коррегирования агрессивного поведения подростков……….................……………………………………...…42
§3.1 Типология агрессивного поведения современных подростков…………........................................................................................…..42
§3.2 Пути и формы вовлечения подростков в систему социально-одобряемой деятельности………….......……………………………53

Файлы: 1 файл

Агрессивность (Литвишко).doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что наибольшее внимание сторонников  фрустрационно-агрессивной гипотезы привлекает исследование условий, при  которых ситуация фрустрации ведет  к возникновению агрессивных действий: К важным выявленным ими переменным, влияющим как на возникновение, так я на торможение агрессии, можно отнести сходство-несходство агрессоров и жертвы, оправданность-неоправданность агрессии, а также собственно агрессивность как личностную характеристику испытуемых.

Недостатком данного  подхода является, в первую очередь, отсутствие четкости в понимании  фрустрации, вследствие чего акцент в  экспериментальных исследованиях  сместился с анализа причин возникновения  фрустрации, а затем и агрессий, на изучение переменных, способствующих возникновению или торможению агрессии.

В процессе своего развития фрустрационный подход к объяснению агрессии претерпел значительные изменения. В частности, в конце тридцатых  годов возникла концепция фрустрации Розенцвейга, обратившегося к анализу фрустрационных ситуаций, классификации и типизации реакций па фрустрацию: Многие исследователи стали рассматривать агрессию лишь как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации. Более того, некоторые ученые пришли к выводу, что при фрустрации личность реагирует целым комплексом защитных реакции, одна из которых играет ведущую и структурирующую роль.

Мы так детально рассматриваем  фрустрационный подход потому, что, несмотря на недостаточную объяснительную и предсказательную силу, он по-прежнему выступает в качестве основного соперника инстинктивистского биодогизаторского подхода к изучению агрессии.

В отличие от психоаналитиков  и этологов сторонники поведенческого подхода (бихевиористы) опираются преимущественно на данные контролируемых лабораторных экспериментов.

Наиболее известным  представителем поведенческого подхода  к агрессии является Арнольд Басс (Вuss А.. 1961). Он определяет фрустрацию как блокирование процесса инструментального поведения и вводит понятие атаки-акта, поставляющего: организму враждебные стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация - слабую.

Басс указал па ряд  факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек. Во-первых, это  частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен. Индивиды, которые получали много гневных стимулов, будут более вероятно реагировать агрессивно, чем те, которые получали меньше таких стимулов.

Во-вторых, это частое достижение успеха путем агрессии, которое, по мнению Басса, приводит к сильным атакующим привычкам. Успех может быть внутренним (резкое ослабление гнева) и внешним (устранение, препятствия или достижение вознаграждения). Выработавшаяся тенденция к атаке может делать невозможным для индивида различение ситуаций, провоцирующих и не провоцирующих агрессию.

В-третьих, это культурные и субкультурные нормы, усваиваемые  человеком, которые могут - облегчить  развитие у него агрессивности. Однако этот фактор частично перекрывается  вторым фактором,

Рассматривая агрессию, А. Басс особо останавливается на роли темперамента.

Определяя темперамент как «характеристики поведения, которые появляются в начале жизни и остаются относительно неизменными», Басс к переменным темперамента, влияющим на развитие агрессивности, относит импульсивность, интенсивность реакций, уровень активности и независимость.

Если роль первых трех переменных относительно ясна, то четвертая  требует некоторого пояснения. По Бассу  независимость имеет отношение  к стремлению к самоуважению и защите от группового давления. Для таких индивидов существует больше раздражителей в их ежедневных взаимодействиях. Важным компонентом независимости является тенденция к непослушанию.

Басс считает, что нужно  учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии; физическое - вербальное, активное - пассивное, направленное - ненаправленное.

Необходимо заметить, что этим делением до сих пор пользуются многие психологи. И это не случайно, так как ряд положений Басса не потерял свого значения. В частности, перспективным является представление Басса о дифференциации агрессивности и враждебности. Враждебность выражается чувством возмущения, обиды и подозрительности. Причем враждебная личность не обязательно агрессивная, и наоборот.

Другим известным представителем поведенческого подхода является А. Бандура (Bandura А., 1961). Он утверждает, что  для возникновения агрессии недостаточно того, чтобы субъект был фрустрирован и испытывал чувство неудовлетворенности. Субъект должен еще иметь перед собой некий агрессивный пример для обучения и подражания. Модель является одновременно как источником готовности к специфическим (агрессивным) действиям, так и стимулятором агрессивного поведения.

Так, эмпирические данные свидетельствуют о том, что наказание, например, может способствовать как  подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных  действий. Последнее подтверждается наблюдениями и анализом поведения  детей в реальных жизненных ситуациях. Показано, например, что агрессивные мальчики воспитывались родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Кроме того, мальчики, родители которых, особенно отец, часто и сильно их били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, в первую очередь, ровесникам, они проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была иная ситуация.

Именно поэтому ряд  исследователей считает наказание моделью агрессивного поведения" передаваемого ребенку взрослыми.

Подобные наблюдения привели некоторых психологов к  мысли, что наказание может быть эффективным только при соблюдении таких условий, как позитивное отношение  наказывающего к наказываемому, и принятие наказываемым норм наказывающего.

Эффективность наказания  как способа устранения агрессивного поведения, кроме того, зависит от места агрессии в иерархии поведенческих  реакций, интенсивности и времени  наказания. Считается, что наказание, следующее сразу после возникновения  деятельности, которая должна быть устранена, приводит к более сильному торможению неодобряемого; поведения, чем наказание, наступающее после завершения деятельности.

Большое распространение  взглядов, основанных на исследованиях, выполненных в рамках бихевиористского подхода к изучению агрессии, во многом связано и с импонирующим ученым стремлением к строгому использованию понятийного аппарата и примату эмпирики, а как следствие этого - предпочтением; эксперимента. Однако именно эти сильные стороны поведенческого подхода содержат в себе и истоки его недостатков, связанных со слабой теоретической проработанностью проблемы;

Вместе с тем необходимо отметить содержащиеся в данном подходе  следующие важные для дальнейших исследований положения: учет различий между отдельными видами агрессии; разведение таких личностных свойств, как агрессивность и враждебность; роль негативной модели поведения, которая является как источником, так и стимулятором агрессивного поведения; неоднозначность результатов применения наказания как способа подавления агрессии.

Необходимо отметить, что большинство исследователей агрессии вычленяют ее различные  формы и типы. Так. Басс (Buss А., 1961) ввел последовательно деление на вербальную и физическую агрессию, что указывает на использованную в каждом случае систему органов: с одной стороны, речевые средства, а с другой - остальная произвольная мускулатура, основное звено которой приходится у человека на группу мышц кисти и руки (Вricklin., 1962; Кunz, 1946).

Первоначально физическая агрессия человека, пожалуй, не так резко концентрировалась на кисти руки; топтание (Маndel 1959) и касание были основными возможностями проявления агрессивных тенденций, как это еще отчетливо видно на примере развития в онтогенезе. Только с изобретением оружия, начиная с простой дубинки и кончая современными видами атомного, биологического и химического оружия, рука стала играть, особо важную роль (Зельг X., 1977).

Прямой целью физической агрессии может быть причинение боли или повреждения другому человеку. Цель агрессии может быть и косвенной, когда, например, воздвигается барьер, применяемый для притеснения другого. Кроме того, следует учитывать (бессловесные) угрозы (например, кулаком) как символические физические агрессии.

Что касается определения  интенсивности агрессии, то с тех пор, как появилось оружие, действующее по принципу «все или ничего» (пистолет или стреляет в полную силу, или совсем не стреляет), нельзя на основании затраченных сил делать вывод об интенсивности физической агрессии. Поэтому оценка интенсивности агрессии дается на основании тою, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение, и насколько тяжелым оно может быть. Тот, кто стреляет в человека с близкого расстояния, агрессивнее того, кто дает ему пинка. Не случайно в Уголовных кодексах этот принцип был положен в основу разграничения между нарушением и преступлением (см. например Уголовный кодекс РФ, § 223а, 250). Важно заметить, что в то время как, по меньшей мере, прямые физические агрессии почти всегда приводят к объективным повреждениям или причинению боли, вербальные агрессии, которые в повседневной жизни также зачастую выступают как болезненные или оскорбительные, реже влекут за собой однозначные повреждения, которые заметны для постороннего наблюдателя.

Поэтому многие авторы считают  целесообразным давать определение агрессии преимущественно с точки зрения содержания высказывания и на основании этого решать, что можно считать вербальной агрессией:

1) многочисленные отпоры;

2) отрицательные отзывы  и критические замечания; 

3) выражение отрицательных эмоций, например, недовольства другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости и ненависти, когда эти высказывания не служат для простого описания эмоционального состояния;

4) высказывания мыслей  и желаний агрессивного содержания («Я больше всего хотел бы его убить», или, «Возможно, с ним когда-нибудь это и случится») или: в форме проклятия;

5) оскорбления;

6) угрозы, принуждения  и вымогательства;

7) упреки и обвинения.  Кроме того, и простой крик - без  формулирования речевого выражения  часто носит агрессивный характер. Например, М. Дугал (Dugal М., 1928) особенно выделял в качестве агрессии рев.

Что касается вымышленных  агрессий, то они раскрываются или  вербально или в виде рисунков. В некоторых случаях Ца них  указывают мимика и пантомимика. Однако нельзя установить, сколько идей агрессивного содержания остаются «скрытой» фантазией. Но, видимо, нельзя исключать эту форму агрессивного поведения из нашего поля зрения, как это сделал Басс

Фишбах (Fishbach 8., 1964) видит основную разделительную черту между различными типами агрессии в том, какой характер носят эти агрессии:

инструментальный или  враждебный; Враждебная агрессия, по мнению Фишбаха, направлена на причинение боли и ущерба жертве, ее можно рассматривать  в качестве агрессии во имя агрессии. Инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причем причинение ущерба не служит этой целью, хотя и не обязательно избегается («инструментально» нельзя путать с узким смыслом понятия в теории научения - инструментально - операционально).

Другим поперечным сечением категорий агрессивного поведения  могло бы служить деление на прямые и косвенные агрессии, сделанное  Бассом. Прямая агрессия непосредственно  направлена против жертвы, при косвенной  агрессии жертва не присутствует, а  против нее, например, распространяется клевета или агрессия направлена не против самой жертвы, а против объектов-заменителей, против суррогатов жертвы, представителей ее «круга». При косвенных агрессиях можно, например, отрицательно отзываться о работах жертвы.

Есть и другие формальные деления, например, на агрессию групповую и индивидуальную. Так, тот факт, что агрессия совершается одним единственным человеком или целой группой, при противозаконном поведении влияет на меру наказания (см. Уголовный кодекс РФ. § 223а).

Психопатология интересуется садистскими агрессиями, она рекомендует  деление в зависимости от степени  связи между агрессивными и сексуальными импульсами, которые в случае необходимости  можно с достаточной объективностью получить в ходе физиологических  измерений в лаборатории.

Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования я людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее (физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)). По прямому смыслу слова - это нападение по собственной инициативе с целью захвата. Вместе с тем это такое состояние, которое может включать в себя не только прямое нападение, но и угрозу, желание напасть, враждебность.

Состояние агрессии может  быть внешне ярко выражено, например, в  драчливости, грубости, «задиристости», а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности.

Типичное состояние  агрессии характеризуется острым, часто  аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью, в ряде случаев желанием на ком-то и даже на чем-то «сорвать зло». Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость (в разных формах). Агрессивные действия выступают в качестве:

1) средства достижения  какой-нибудь значимой цели (инструментальная  агрессия);

2) как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

3) как способ удовлетворения  потребности в самореализации  и самоутверждении. Что касается  агрессивного поведения, то это  не прирожденная биологическая  реакция (разумеется, за исключением неконтролируемых действий, совершаемых лицами невменяемыми), а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).

Информация о работе Агрессивность