Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

Возникновению страха  способствуют и некоторые типологические свойства высшей нервной деятельности. Прежде всего, это эмоциональная чувствительность и тесно связанная с ней впечатлительность, которая, подобно эмоциональной памяти, приводит к яркому, образному запечатлению тех или иных событий жизни. Повышенная восприимчивость таких людей выражается и в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Несмотря на повышенную эмоциональную чувствительность, нервные процессы отличаются известной инертностью, негибкостью, что вместе с развитой долговременной памятью приводить к длительному удерживанию и фиксации в сознании объекта страха и затрудняет переключение внимания. К тому же подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они «все держат в себе», и только близкие, да и то не всегда могут догадаться, что творится в их душе.

Существует ли наследственная передача тех или иных конкретных страхов, тем более, что часто  мы имеем дело с такими общими у  матерей и детей страхами, как  страхи одиночества, темноты, животных, боли и неожиданных звуков? Да, если мать и сейчас испытывает подобные страхи. Это указывает также и на «общий» с детьми тип нервно-психического реагирования. Последнее означает и общность восприятия, запечатления страха, его переработки в сознании и изменения поседения.

Следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все  эти страхи носят преходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей и передаваться детям в процессе непосредственного общения в семье. Это наиболее типичный путь передачи страхов. Поэтому можно утверждать, что вероятность проявления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно если налицо общие свойства высшей нервной деятельности, а также когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания или внушаться детям в навязываемой им системе ценностных ориентаций. Матери ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми склонны в большей степени передавать им свои страхи, хотя бы уже стремлением предохранить детей от повторения своих страхов, избежать их. Но именно этим привлекается особое внимание к опасности, лежащей в основе того или иного страха. Если учесть тревожность матерей, беззащитность детей и их неуверенность в себе, то появление страхов не будет казаться чем-то необычным. В целом матери более «успешно» передают детям беспокойство – тревожность, а отцы – мнительность, сомнения в правильности своих действий. Вместе это и порождает тревожно-мнительный способ реагирования у детей как базис возникновения страхов, опасений, предчувствий и сомнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Возрастная динамика  страхов

 

Период беременности и родов. Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым «опытом» беспокойства у ребенка. Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойства всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги, беспокойство матери вызывает также и соответствующую двигательную реакцию плода.

При эмоциональном стрессе  у матери во время беременности отмечена большая вероятность преждевременных  родов, а также различных нарушений  родовой деятельности, если роды и  протекали в срок. В последнем случае чаще встречаются слабость родовой деятельности. Такой новорожденный отличается повышенной нервной возбудимостью и более высоким мышечным тонусом.

Первый год жизни. Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает тогда, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности, т.е. во всем том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.

Во втором полугодии  жизни заметно нарастает психологически мотивированное беспокойство при уходе матери и появлении незнакомых лиц. Беспокойство в отсутствии матери становится отчетливо выраженным в 7, а в страхах чужих в 8 месяцев, что указывает на наличие эмоционального контакта с матерью и способностью отличать ее от других, т.е. на появление избирательных отношений. Таким образом, возраст 7-9 месяцев – это период повышенной чувствительности к возникновению соответственно тревоги и страха.

Начиная с 14-го месяца жизни  наблюдается уменьшение беспокойства при отсутствии матери и практически  прекращается страх посторонних людей. Ребенок этого возраста уже «поумнел» настолько, чтобы по-своему осознать, что мама принадлежит только ему, и что контакты с другими людьми не обязательно являются источником опасности и способны внести интерес и разнообразие в его жизнь.

От 1 года до 3 лет. В этом возрасте нередки ночные страхи. Главным персонажем сновидений чаще всего оказывается волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок. Кроме того, волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх углов и боли. Ближе к 3 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со старой матерью, которая недостаточна ласковая и теплая, часто грозит наказаниями.

Повышенная чувствительность у детей от 1 до 3 лет к внезапным  и болевым воздействиям, одиночеству  и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно, все, что связано  с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

От 3 до 5 лет. В данном возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризности, как средство привлечения внимания. С этой целью в ряде случаев могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно те из них, которые возникают перед сном. В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.

После 3 и особенно 4  лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее между ними - черствость, зло  и коварство. Появление вызвано  развитием в этом возрасте воображения и фантазии у детей.

В младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства или тревоге, конкретизируется страхом  нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Ребенок не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей.

От 5 до 7 лет. Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста являются интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?».

В этом возрасте формируется  опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и  играть роли, предвидеть и планировать  действия другого, понимать его чувства  и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними  и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей, чувство долга, родства, понимание значения семьи для продолжения рода.

У 6-летних уже развито  понимание, что кроме хороших, добрых, отзывчивых родителей, есть и плохие. Плохие – это не только несправедливо  относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах чертей как нарушителей социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителей потустороннего мира.

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья  прекращения жизни происходит именно во сне.

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх  смерти. Его возникновения означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойства как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них в сравнении с мальчиками инстинктом самосохранения.

В этом возрасте мы сталкиваемся с боязнью ребенка опоздать –  в гости, в детский сад и т.д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья.

Невротической формой выражения  страха смерти является навязчивый страх  заражения. Обычно это внушенный  взрослыми страх болезней, от которых, по их словам можно умереть.

От 7 до 11 лет. Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к «эгоцентрическому» страху смерти себя. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными.

Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные  инстинктом самосохранения, то в подростковом возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.

Ведущий страх в данном возрасте – это страх «быть  не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх несоответствования социальным требованиям ближайшего окружения. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу. Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследуемый детей страх перед посещением школы.

Помимо «школьных» страхов, для детей этого возраста типичен  страх стихии – природных катаклизмов. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту, а именно – так называемое магическое мышление – склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия.

Типичными страхами у  младших школьников будут страхи черной руки и Пиковой Дамы. Черная рука – это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелет, которого также часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы.

От 11 до 16 лет. Подростковый возраст – ответственный период в становлении мировоззрения подростка, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, «быть собой среди других», а с другой – быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам.

Потребность быть собой  – это и стремление к совершенствованию  своего «я», что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, т.е. кем-то другим, в лучшем случае – обезличенным, в худшем – потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной «уродливости», фигуре, некрасивых и обращающих на себя внимание чертах лица (7).

В этом возрасте также  присутствует страх смерти родителей  и страх войны

У девочек вновь возобновляется страх замкнутого пространства, у  мальчиков – страх заболеть.

Присутствует группа социальных страхов: страх отчуждения со стороны сверстников и страх одиночества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды страха у детей 3-7 лет

 

Время от трех до пяти лет  – это этап эмоционального обрамления «Я» ребенка. Чувства обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется чувство общности – «мы» (ребенок + родители, позже – он + сверстники). Также, это период развития воображения, в связи с чем возникает вероятность появления воображаемых страхов (страх темноты, по мнению Короленко Ц.П., Фроловой Г.П. (1975), как раз и совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка).

Не случайно этот возраст (3 – 5 лет) называют возрастом страхов. Именно с этого времени начинают встречаться страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства – триада страха смерти; появляются страхи перед сном, ночные страхи. Главные персонажи, как правило, ночных страхов – волк (если ребенок боится отца, волк ассоциируется с физической болью) или Баба Яга (если у ребенка строгая требовательная мама).

Сказочные персонажи (волк из «Красной шапочки», позже – Бармалей, Карабас Барабас и т.д.) населяют днем воображение ребенка во время  или после прочтения сказок, просмотра  фильмов-сказок. Если ребенок начинает их бояться, это зачастую свидетельство его страха быть наказанным. Данные образы нейтрализуют конфликт с родителями; ребенок чувствует себя незащищенным (Захаров, 1995).

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста