Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

Первая игра – «Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим  играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнать через стулья, они как бы цельные колонны – можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.

Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к  следующей игре – «Жмурки». Обстановка на игровой площадке становится прежней: также в беспорядке расставлены  стулья, столик, детская коляска. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий (в роли которого поочередно должны побывать все дети). Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он оказывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.

Игра «Жмурки», как и следующая  игра «Прятки», требует известной  выдержки, терпения и способствует развитию этих качеств у нервно ослабленных  детей. К тому же эти игры значительно  снижают интенсивность страхов неожиданного, внезапного воздействия.

Игра «Прятки» проводится не только в группе, но и в коридоре, музыкальном  и спортивном залах – везде, где  можно спрятаться, встать за выступ, ничем не обнаружить себя. Заранее  разрабатывается маршрут, по которому пойдет ведущий, затем он дает всем возможность спрятаться и начинает поиск. Те, кого нашли, идут с ним вместе. Ненайденные участники игры затем выходят так, чтобы не обнаружить себя, не раскрывать свою «тайну» - островок личной безопасности. Прятки позволяют успешно справиться со страхами темноты, одиночества, замкнутого пространства (прячутся при выключенном свете, одни и в ограниченном пространстве). После игры дети лучше засыпают, так как перечисленные страхи как раз и возникают у них перед сном.

В игре «Кто первый?» дети выстраиваются  в одну линию и ведущий сообщает, что, как только он скажет определенное слово, все должны прыгать, как зайчики, преодолевая расстояние до двух стульев, с тем чтобы проскочить между  ними и, вернувшись, взять первым приз (конфетку, картинку, значок и т.д.). Пусковым словом может быть одно из названий животных, или цвета, или мебели в группе. Но, прежде чем назвать его, следует сказать другие слова, что и создает элементы ожидания, неизвестности, путаницы и вместе с тем неожиданности, внезапности. Например, тот, кто в данный момент ведет игру, выбирает пусковым словом «медведь», всем это объявляет и начинает произносить: «Лошадь, крокодил, лягушка», затем внезапно говорит слово «медведь» и первым начинает движение. Во время прыжков участники игры создают препятствия друг другу, так как каждый стремится быть первым. Это вызывает азарт, смех, веселье. Физически более слабые дети находятся сначала в середине линии и могут быстрее или, по крайней мере, наравне со всеми добраться до стульев. Воспитатель участвует в игре и также стоит впереди шеренги. Психологический механизм воздействия этой, как и последующей игры заключается в преодолении посредством эмоционального вовлечения и группового подражания состояния скованности и торможения, когда нужно быстро действовать, снять оцепенение, страх и неуверенность в себе.

Последняя, из рассматриваемой серии  игр, называется «Быстрые ответы». Игровая  площадка разделяется на квадраты длиной в один шаг, впереди на стуле сидит  воспитатель и держит в руках приз. В быстром темпе детям, стоящим на одной линии, задаются вопросы, на которые нужно ответить сразу же, без долгого раздумывания. Вопросы самые простые, и на них можно отвечать не только буквально, но и шутливо, как часто это делают и сами дети. Например, на вопрос «Почему мороженое холодное?» - можно ответить: «Потому что оно в холодильнике». Ответивший на вопрос делает шаг вперед, а те, кто не ответил, остаются на месте. Но воспитатель облегчающими вопросами помогает и им, так что все в конце концов достигают финишной черты и получают призы. Затем место воспитателя занимают по желанию дети, используя как готовые, так и свои вопросы.

Продолжительность последних двух игр не превышает 20 – 30 минут, чтобы  не вызвать потерю интереса и пресыщения игрой. Каждая из рассмотренной серии игр начинается игрой «Пятнашки», вносящей эмоциональное оживление и радость в группу, после чего ежедневно или через день проводится одна из указанных игр. В течение недели-двух реализуется вся серия игр, которые можно по желанию детей повторить несколько раз, так что на все игры 5+5 уходит от одного до двух месяцев. За это время улучшается эмоциональная атмосфера в группе, у детей появляется возможность для реализации своих чувств, эмоций.

В качестве следующего этапа игровой коррекции страхов А.И.Захаров (1997) предлагает использовать ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Ведь сказки – это урок предостережения перед опасностями и одновременно приобщения к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками. При раздаче ролей необходимо, чтобы роль персонажа, которого боится ребенок(волк, Баба Яга), досталась именно ему. Побывав в роли такого героя, ребенок тем самым отреагирует чувство страха перед ним.

М.И.Чистякова (1990) считает, что при изображении страха у детей всегда остается понимание того, что они переживают их понарошку. Этот нюанс она и предлагает использовать для обесценивания некоторых реальных страхов у детей. Для этого она советует метод проигрывания этюдов на имитацию чувства страха: «страх», «в темной норе», «ночные звуки», «веселый цирк»; этюды на выражение страхов: «лисенок боится», «собака лает, за пятки хватает», «гроза», «момент отчаяния». В данных этюдах рекомендуется использование соответствующих музыкальных тем.

А.И.Захаров (1982) разработал методику игровой психотерапии, которая  является частью различных воздействий  на ребенка, включая и семейную психотерапию (6).

А.И.Захаров выделяет предметные и ролевые, спонтанные и  направленные (организованные) игры.

В качестве следующего этапа игровой коррекции страхов А.И.Захаров (1997) предлагает использовать ролевые игры, проводимые по сюжетам известных сказок. Ведь сказки – это урок предостережения перед опасностями и одновременно приобщения к миру взрослых, ознакомление с их характерами, действиями, поступками. При раздаче ролей необходимо, чтобы роль персонажа, которого боится ребенок (волк, Баба Яга), досталась именно ему. Побывав в роли такого героя, ребенок тем самым отреагирует чувство страха перед ним.

Предметная игра строится вокруг предмета, ролевая – на каком-либо образе. В спонтанной игре содержание предопределено самими детьми, организованно существует определенный набор правил, ограничений, игра направляется взрослыми или сверстниками.

Игра, как и рисование, обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование - катарсис.

Как уже было отмечено, каждый ребенок переживает периоды «повышенной чувствительности» к окружающему, когда он становится менее защищенным, и появляются страхи. При этом у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают.

Так как страхи неизбежно возникают в ходе развития ребенка, у него имеются и естественные психологические механизмы их преодоления. Эти механизмы можно использовать в коррекционной работе с детьми, страхи которых в силу ряда причин становятся проблемой, превращаясь из стимула развития в тормоз.

Спонтанный механизм изживания страха основан на том, что ребенок достигает пугающего  объекта (либо ситуации) и уничтожает или преобразует его таким  образом, что они становятся нестрашными. Способ такого преобразования или уничтожения  ребенок может найти сам или получить от взрослого.

Одновременно с появлением пугающего объекта или ситуации возникает аффективное напряжение. Оно может нагнетаться постепенно, когда ребенок «предчувствует»  появление чего-то страшного, или  возникнуть моментально. Имея способ преобразования, уничтожения страшного объекта или ситуации, ребенок получает знание о возможности «благополучного исхода», которое помогает ему рядом с отрицательной доминантой страха «выращивать» положительную эмоциональную доминанту счастливого конца. В итоге она начинает превалировать и разряжает отрицательную доминанту счастливого конца. Причем, чем дольше нагнетается аффективное напряжение, связанное с переживанием страха, тем быстрее происходит сдвиг в сторону положительной доминанты, которая получает как бы «двойной заряд». Ребенок в результате переживает сильное чувство радости, удовольствия (катарсис), связанное с разрешением неприятности, пугающей ситуации.

Этот естественный механизм борьбы со страхами получил название «спонтанной психодрамы». Первые ее проявления относятся к тому моменту, когда ребенок научился ползать или ходить, и таким образом приобрел относительную самостоятельность, независимость от матери в освоении окружающего пространства. Малыш может нарочно убежать или уползти от мамы, чтобы затем вернуться и с радостью обнаружить, что она здесь, никуда не исчезла; может специально прыгать с высоты, залезать в темных шкаф, а потом с восторгом выскакивает оттуда; требовать, чтобы папа подбросил его «до потолка».

Таким образом, оформление этой аффективной структуры происходит первоначально со взрослым, без участия которого психодрама не может приобрести своей окончательной, социально приемлемой формы. Роль взрослого исходно состоит в том, что он постоянно подкрепляет «счастливый конец», настраивает ребенка на успех. Так, например, мать подбадривает своего малыша, когда он делает первые шаги или боится съехать с горки. Читая ребенку страшную сказку, мы фиксируем тот момент, что все хорошо кончилось, добро победило зло. Важно, что взрослый подкрепляет только социально приемлемые варианты психодрамы, не одобряя чрезмерно агрессивного, жесткого поведения.

Можно выделить два варианта использования этого психотехнического  механизма в коррекционной работе:

  1. вариант классической психодрамы;
  2. вариант «десенсибилизации», когда ребенок постепенно как бы «привыкает» к пугающему его объекту или ситуации.

Психодраму как клинический  метод ввел Дж.Морено в 1925 г., подразумевая под ней спонтанную драматизацию ситуации в процессе групповой или  индивидуальной терапии, в результате чего обнаруживаются некоторые внутренние конфликты, являющиеся проблемой для клиента.

Однако наиболее полное овладение  психодрамой происходит в контакте со сверстниками, в совместной игре. Практически все групповые детские  игры («прятки», «салочки», «казаки-разбойники») построены на психодраме, благодаря чему ребенок при многократном проигрывании различных ситуаций усваивает ее как индивидуальный психотехнический пример.

При недостаточном развитии уровня аффективной экспансии психодраматический механизм изживания страха «поломан», Такие дети могут постоянно выискивать устрашающие объекты или ситуации, говорить о них с целью пережить аффективное напряжение. Среди устрашающих объектов или ситуаций выделяются прежде всего те, признаки которых вызывают обычно инстинктивную охранительную реакцию (грязь, раны, огонь, насекомые, змеи, а также сказочные персонажи, наделенные злой силой). В этом случае взрослому иногда даже не приходит в голову, что ребенок боится того, к чему он так тянется, например, пауков, которых ребенок выскакивает дома и на прогулке, разглядывая их, может взять их в руки. Эти дети также могут постоянно тянуться к огню, зажигать спички, газ и т.д.

Иногда влечение к страшному  проявляется в особенно неприятном для родителей стремлении ребенка спровоцировать конфликтную ситуацию. Ребенок может быть агрессивным по отношению к матери, другим близким. Причем от боится наказания, боится, что мама будет его ругать, и тем не менее настойчиво этого добивается.

Единственный выход  в данном случае – игнорировать поседение ребенка, не «подкреплять» его ожиданий, попробовать переключить на другое занятие.

В коррекционной работе с такими детьми нужно ориентироваться  на то, что, бесконечно усиливая отрицательную  доминанту страха, ребенок не в состоянии противопоставить ей положительную доминанту «счастливого конца». Для этого нужно создать условия, насыщая игру простыми аффективными действиями с тем, чтобы повысить психический тонус: дать ребенку покачаться на качелях, поиграть с песком, водой, красками. При этом снимается запрет на генерализованную агрессию, которую могут также провоцировать мелкие предметы, находящиеся в комнате: мозаика, кубики. Когда ребенок их разбрасывает, можно интерпретировать это как игру в «салют», «дождь» и др. В результате ребенок приходит к тому, что осуществляет агрессивные действия по отношению к тому предмету, который вызывает страх (или его символическому изображению): топчет веревку, которую называет «змея», заваливает кубиками игрушечного волка.

Хороший эффект дает также психодрама, реализующаяся в процессе совместного с ребенком рисования. Если в рисунке ребенка отражаются его страхи, или неоформленные (например, в углу рисунка какое-то постоянное темное пятно), или воплощенные в конкретном пугающем образе – например, волка, то наибольший «очищающий» эффект в процессе их изживания дает разрешение острой ситуации с помощью уничтожения и преобразования на глазах у ребенка «страшного» изображения (18).

Рисуя, ребенок дает выход своим  чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. «Как для выработки иммунитета от инфекционных болезней вводится живая, но ослабленная вакцина, стимулирующая развитие здоровых, защитных сил организма, так и повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания» (7).

Наибольшая активность в рисовании  наблюдается в возрасте от 5 до 10 лет.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста