Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим страхи, связанные  со сказочными персонажами, более подробно.

Страх Волка

После знакомства детей со сказкой  «Красная Шапочка», тема страшного волка начинает отражаться в снах (прежде всего, у девочек). Беспокойный сон, ночные ужасы, крики – все это эмоционально насыщенная, драматическая переработка отчасти осознаваемого страха смерти, лежащего в основе боязни волка (Захаров, 1997). Встреча с волком наиболее опасна в лесу, в темноте, ночью. Страх темноты и сам по себе типичен для детей младшего дошкольного возраста. Способствующим фактором является и наивность детей этого возраста, когда они верят буквально всему, что им говорят. Сон с закрытыми глазами – это то же, что и темнота в каком-то замкнутом пространстве. Последнее подчеркивается и тем, что ребенок не может самостоятельно проснуться, к тому же он лишен поддержки близких: матери нет рядом, отец, который может, как охотник, убить волка, где-то далеко.

Волк всегда способен причинить физическую боль, укусить, загрызть своими острыми зубами и  клыками. А дети дошкольного возраста повышенно чувствительны к боли, и страх перед ней – один из факторов материализации волка во сне. Ведь волк – насильник, агрессор: он нападает первым, он способен на все. Здесь уже прослеживается аналогия с физическими наказаниями в семье, угрозами, грубостью взрослых. Если дети боятся сказочного волка в 5-7 лет, то это – свидетельство недостаточного участия отца в жизни семьи, воспитании детей.

В подобных ситуациях  необходимо бороться не с самим волком, а работать с ближайшим окружением малыша: чтобы он не подвергался  лишний раз угрозам и, тем более, физическим наказаниям, чтобы к нему относились с уважением, любовью, вселяли веру в себя и оказывали поддержку, когда она необходима.

Захаров (1997), анализируя данные корреляционного анализа  на ЭВМ, считает, что страх волка (как и медведя) у детей связан с угрозой выкидыша (отторжения плода) у матери во время беременности, а также сильными испугами матери в этот период и нарушениями сна. Таким образом, уже внутриутробно создается взаимосвязь между дневными стрессами, испугами, нарушениями сна и смертельной угрозой для плода – выкидышем у матери. Поэтому, во время беременности необходимо вести себя осторожно как будущей маме, так и людям, которые ее окружают.

 

Страх Бабы Яги

Страх перед Бабой Ягой обнаруживают чаще всего мальчики в 3 года (34%) и  девочки в 4 года (50%), (Захаров, 1997). Кто  же такая Баба Яга? За долгое время своего существования она вобрала в себя все отрицательное, что считается таковым у людей. Она живет в лесу, в заколдованной избушке на курьих ножках; она отчуждена от людей, ненавидит их. Баба Яга – нетленная, потусторонняя жизнь, точнее, ее призрак, напоминание о смерти.

Будучи лишенной человечности, доброты, любви, Баба Яга бездушна, жестока, мстительна и злопамятна. Она похищает детей, отправляет их в печку.

Она эгоистична и нетерпелива: не может долго ждать, делает все  быстро, летает, как метеор. Голос у нее скрипучий, раздраженный. Она всегда всем недовольна, ворчит, переполнена желанием досадить, сделать больно. Образ Бабы Яги является антиподом любящей, нежной и заботливой матери, способной пожертвовать собой ради детей.

Для современного ребенка  Баба Яга нередко реализуется  в образе грубой, деспотичной няни из детского сада, или матери, которая  постоянно кричит, угрожает, например тем, что отдаст своего ребенка другим людям, не будет любить его, накажет.

Согласно корреляционному анализу на ЭВМ (Захаров, 1997), боязнь у детей Бабы Яги связана со страхом матери перед родами, перенашиванием ребенка, отсутствием крика при рождении. Это не причины, а факторы, создающие прообраз страха замкнутого пространства (родовые пути), где можно умереть, не появившись на свет.

 

Страх Кощея  Бессмертного

Кощей – это высохший от злости и зависти старик, живущий вечно  в своем паутинном царстве. Души и сердца у него нет, поэтому и  достучаться до них невозможно: ведь они спрятаны в яйцо, яйцо – в утке, утка – в зайце, заяц в железном сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океана. Справиться с Кощеем может только Иван-царевич, да известно, какие трудности он был вынужден преодолеть на этом пути. Меч Кощея не сечет, и никакая сила его не берет, но жизнь, все-таки, в лице Ивана-царевича, побеждает смерть, зло отступает, уходит в небытие.

Образ Кощея создан как  антипод душевной доброты, отзывчивости и бескорыстия, как неизменный, генетический вариант психопатического заострения неблагоприятных черт характера мужского рода. Он – убийца, губитель, похититель женщин и, одновременно, скряга, эгоист, вероломный искуситель, верить ему нельзя.

Боятся Кощея чаще всего мальчики в 3 года (28%) и девочки в 4 года (42%). В старшем дошкольном возрасте страх Кощея становится нетипичным, встречаясь, главным образом, при бездушном, жестоком отце или его отсутствии (Захаров, 1997).

Очень часто сами взрослые создают почву для появления  пугливости и неуверенности у детей своей чрезмерной опекой, беспокойством и мнительностью, неспособностью противостоять опасности или ее нагнетанием. Ребенок непроизвольно усваивает такое поведение (через подражание, активно действующее в младшем дошкольном возрасте) и, обладая эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью, начинает бояться действий окружающих, напоминающих действия отрицательных сказочных персонажей.

Иначе ребенок не хочет, чтобы его родители поступали  также, как Баба Яга и Кощей. Страх  перед ними есть неприятие самой возможности трансформации родителей в не родителей – холодных и жестоких, всегда недовольных. Вероятность подобной психологической трансформации образа родителей возрастает при их эмоциональном неприятии ребенка, его нежеланности, несоответствии пола ожидаемому или неприятии каких-то черт темперамента и характера, а также из-за похожести на одного из родителей, с которым имеет место длительный конфликт.

К факторам, действующим  подобным образом, можно отнести  и незрелость родителей, отсутствие чувства материнства, отцовства, передачу ребенка на воспитание в детские учреждения, родственникам. Как правило, подавленное чувство недовольства отношением родителей создает глубокое внутренне беспокойство, внешне выражаемое боязнью жестоких, бездушных чудовищ. Страх перед ними – это результат вытеснения отрицательных чувств к родителям.

 

Страх Змея Горыныча

Если мы обратимся к сказкам, то выяснится, что Змей Горыныч –  родственник Бабы Яги, сынок ее младшей  сестры (сказка «Иван меньшой –  разумом большой»). Друг у него – Кощей Бессмертный (сказка «Иван-царевич и Марья Моревна»). И общее занятие у них есть – похищать женщин. Змей Горыныч всегда прилетает внезапно, непредсказуемо – в этом его сила, как и в том, что может все сжечь вокруг, испепелить, уничтожить. Именно в старшем дошкольном возрасте дети наиболее часто боятся огня, пожара, нападения и Змея, всегда связанного со смертельной опасностью для жизни.

От огня, пожара, нападения можно  погибнуть, и воплощает, реализует  эту взаимосвязь Змей Горыныч, то есть ребенок боится не столько его самого, сколько порожденного им убийственного огня и пожара. Три головы Змея как языки пламени: один язык гасится, другой начинает гореть еще больше. Несомненна и ведущая роль одной из голов, первой вступающей в контакт и контролирующей поведение остальных. Образ Змея Горыныча олицетворяет принуждение, злую силу, насилие, жестокость, прямую угрозу для жизни.

 

Страх чертей

Этот страх возникает в старшем  дошкольном возрасте, с 5 лет, и длится до 8 лет. С одной стороны, черти – представители потустороннего мира, его жители, и уже этим подчеркивается наличие страха смерти у детей. С другой стороны, черти – нарушители правил, запретов: они ведут себя так, как им хочется, нимало не заботясь о последствиях своих поступков.

Именно с 5 лет дети испытывают выраженное чувство вины при нарушении правил. На рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста начинают активно развиваться нравственно-эстетические стороны личности: чувство долга, обязанности – то, что входит в понятие «совесть». Вместе с тем, появляются страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, то есть страх социального несоответствия. Выразителями всех подобных опасений детей, считает Захаров (1997), и будут черти, чей порочный образ жизни предполагает поведение, игнорирующее всякие правила, условности, приличия.

Некоторые дети находятся  под таким моральным прессингом большого числа взрослых, что, испытывая  постоянное психическое напряжение, начинают бояться сделать что-либо не так, как нужно, как их учили, и постоянно думать об этом. Подсознательным выражением страха сделать что-либо не так и будет страх чертей, которые делают это, не мучаясь угрызениями совести.

Кроме воображения, в  это время развивается и абстрактное  мышление, способность к обобщению, классификации, осознаются категории времени и пространства, начинается поиск ответов на вопросы: «Откуда я взялся?», «Зачем живут люди?»

Формируются чувство  дома, семьи, родства, опыт межличностных  отношений, основанный на умении ребенка  принимать, играть роли, предвидеть, планировать их чувства. В связи с этим и возникает страх смерти близких, боязнь страшных снов, смерти во сне, страх чертей как нарушителей социальных правил и как представителей потустороннего мира. Чаще всего подобным страхам подвержены послушные дети, испытывающие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний (Захаров, 1995).

Таким образом, время  от 3 до 6-7 лет - это возраст страхов; в данный период могут наблюдаться  страхи сказочных героев, темноты, одиночества, замкнутого пространства, животных, стихии.

Но так как эти  страхи являются возрастными, то при  благоприятном стечении обстоятельств, нормальном поведении и отношении  к страхам родителей, страхи сойдут на нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Выявление и условия устранение страхов у детей

 

Как правило, наличие  страхов у ребенка проявляется  достаточно отчетливо уже при  обычном наблюдении за ним: боязнь темных помещений, сказочных персонажей, быть наказанным, кататься с горки, преодолевать препятствия и т.д. Но иногда, дети могут скрывать свои страхи в силу различных причин, например, когда строгие родители запрещают говорить о том, что ребенок боится кого-либо, угрожая ему при этом наказанием, или ребенок думает, что над его страхами все будут смеяться. Поэтому, кроме наблюдения за детьми, беседы с их воспитателями, родителями, изучения продуктов их деятельности (рисунки, лепка…) и беседы по опроснику А.И.Захарова, необходимо использовать проективные методики, такие как: «КАТ», «Дом-Дерево-Человек», «Подставь свое лицо», «Закончи предложение», и рисование на темы «Моя семья», «Дома», «На улице», «Что мне снится страшное?», «Несуществующее животное». (Приложение)

Таким образом, комплекс различных методик позволит не только выявить страхи ребенка, но и узнать их причину, а следовательно, разработать наиболее приемлемый комплекс по их коррекции.

Успешность устранения страхов  во многом зависит от знаний не только их причин, но и особенностей психического развития. Так, страхи, возникшие в  процессе общения с родителями и сверстниками, отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. Соответственно, в первом случае речь идет о внушенных, во втором – о личностно обусловленных и в третьем – о ситуационно возникших страхах. Нередко все эти механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя их сложно мотивированную структуру.

Страхи, возникающие в  результате психологического заражения  или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуационные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страх не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Понимание чувств и желаний  детей, их внутреннего мира, а также  положительный пример родителей, самокритичное  признание своих недостатков  и их преодоление, перестройка неправильных, неадекватных отношений с ребенком, гибкость и непосредственность в воспитании, уменьшение тревожности, излишней опеки и чрезмерного контроля создают необходимые предпосылки успешного устранения страхов. Нельзя винить, тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, такой беззащитный и несчастный, поскольку он во всем зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним угрозам.

Существуют две взаимоисключающие  точки зрения в отношении уже  возникших страхов. По одной из них, страхи – это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка, предохранять его от всех опасностей и трудностей жизни. Подобной точкой зрения могут придерживаться некоторые врачи и педагоги, советующие обеспечить лечебно-охранительный режим, полностью исключить чтение сказок, просмотр мультфильмов и остальных телепередач, посещение новых мест. Такие советы родители воспринимают как необходимость ограничения самостоятельности, усиления опеки и начинают беспокоиться еще больше, чем раньше. И получается, что ребенок еще больше изолируется от окружающего мира, контактов со сверстниками и оказывается в замкнутой семейной среде, продолжая общаться только с тревожно-мнительными взрослыми, будучи все больше подверженным страхам, опасениям, сомнениям. Противоположный взгляд состоит в игнорировании страхов как проявлений слабости, безволия или непослушания. Страхи не замечают, ребенку не сочувствуют, над ним иронизируют, смеются, а то и наказывают за проявления трусости и малодушия. Последнее как раз и будет следствием бездушной или репрессивной тактики родителей, ибо дети все более боятся признаться не только в своих опасениях и страхах, но в переживаниях вообще. Так со страхами, как интимными переживаниями, выплескиваются и доверие, искренность, открытость в отношениях с детьми. Жестокость же и бесчувствие, культивируемые в таких семьях, деформируют характер детей, также не страдающих в подростковом, юношеском и взрослом возрасте от человеческих чувств и переживаний.

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста