Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

Единственно приемлемым вариантом будет отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх не выражен, проявляется временами, то лучше всего отвлечь ребенка, загрузить интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.

Из этого следует, что чем больше проявляется интерес к чему-либо, тем меньше страхов, и, наоборот, чем больше ограничен круг интересов и контактов, тем больше фиксация на своих ощущениях, представлениях, страхах.

В большинстве случаев  страхи уходят сами, так и не заявив о себе в полный голос. Звучащая в них тема перестает волновать ребенка, и он забывает свой страх, поглощенный новыми впечатлениями. С возрастом происходит интеллектуальная переработка страхов, они все более теряют эмоциональное звучание и наивно-детский характер.

Страхи наших детей  требуют каждый раз пристального внимания и серьезного изучения со стороны взрослых. Тогда можно  будет своевременно предпринять  ряд соответствующих мер и  не допустить чрезмерного разрастания  страхов, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность и уверенность в себе и препятствующие полноценному общению с окружающими людьми.

Чтобы не превращать борьбу со страхами в противоборство с ветряными  мельницами, нужно и самим родителям самокритично задать себе вопрос, какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас. Общие страхи должны устраняться общими усилиями. Требуют пересмотра и многие черты характера родителей боящихся детей. Изменить его непросто, тем не менее это необходимо сделать как можно раньше. Начать лучше с изменения отношения к ребенку, дать ему больше свободы, приучать решать самому собственные проблемы. Мешают этому наша негибкость, нередко предвзятость в восприятии детей, а также непроизвольный перенос на них своих тревог, страхов и проблем.

Иногда страхи трудно устранимы только потому, что мы пытаемся воздействовать на их внешнюю  сторону, не учитывая характер страха, его смысл и значение. Более  эффектным будет воздействие  на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства.

Главное, что нужно  сделать, это возвратить ребенку  детство, из которого он ушел раньше времени. Любая возня с родителями и  сверстниками, подвижные игры, смех, дружелюбная ирония, шутки, как и  чтение и разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок. Само собой разумеется, что нужно учить детей сдерживаться, но если делать это слишком рано, быть чрезмерно серьезными и требовательными, можно только закрепить отрицательные эмоции ребенка, сгустить их до степени страха или гнева и нередко достичь противоположных результатов.

Чтобы оказывать воздействие  на страхи, нужно прежде всего установить контакт с самим ребенком, подразумевающий доверительное отношение к нему, как условие развития его творческих возможностей и веры в себя.

Отправная точка любого психотерапевтического воздействия  – то принятие чувств и желаний  детей и их самих такими, какие  они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка и сделать его более результативным.

Необходимо также терпение при работе с детьми по устранению страхов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Методы коррекция страхов

 

На сегодняшний день арсенал  практического детского психолога по снятию страхов очень богат и разнообразен. Все известные способы коррекции страхов дошкольников можно разделить на следующие группы:

    • арт-терапия;
    • игротерапия  или психогимнастика, психодрама;
    • музыкотерапия;
    • эстетотерапия;
    • ландшафтотерапия;
    • цветотерапия;
    • фиотерапия;
    • работа с природным материалом (грязь, вода, глина, камни) и тестом (выпечка и «поедание» страхов);
    • библиотерапия.

Но ни один из вышеперечисленных  приемов не даст ожидаемых результатов, если не найдена главная причина  возникновения страха у ребенка, а также наблюдается дисгармония семейного воспитания и внутрисемейных отношений.

По мнению А.С.Спиваковской (1988), процесс  комплексной психологической коррекции  должен начинаться с семейной психотерапии, в ходе которой изменяются внутрисемейные отношения, преодолевается дисгармония семейного воспитания, устанавливаются доброжелательные отношения родителей с ребенком.

Многочисленные исследования (Е.А. Панько, С.Н.Жданович, Л.С.Ходонович (1997)) показали, что коррекция детских  страхов дает наилучшие результаты, если она осуществляется комплексно (игра, арт-терапия). Но так как основная деятельность дошкольников – игра, то ведущим средством психокоррекции будет игротерапия.

Впервые в психологической практике игротерапия была использована З.Фрейдом (1913), позже его опыт продолжила М.Клейн (1932). Сегодня в игротерапии известно множество приемов: элементы детской психодрамы, разыгрывание определенных сюжетов, ролевые игры.

В психологической практике выделяются две теории игр: директивная  терапия Д.Леви (1933) и недирективная В.Акслайн (1947). Первый подход предполагает заранее разработанный план, четкое разделение ролей. В результате такой игры ребенок осознает себя, свои проблемы. Второй подход отказался от вмешательства психолога в спонтанную игру детей, а создает игрой атмосферу тепла и безопасности.

Мы считаем, что обе точки  зрения необходимо использовать в коррекционной  работе, так как они направлены на достижение одного и того же результата, но различными путями.

До 10-11 лет  большинству детей трудно сидеть спокойно в течение продолжительного времени. Для этого требуется значительное усилие и их творческая энергия при этом расходуется на то, чтобы сосредоточиться на непродуктивной деятельности. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети учатся преодолевать трудности и освобождаются от фрустрации, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, он может, ничего не опасаясь, спровоцировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Подобрав соответствующие игрушки, психолог облегчает ребенку выражение чувств. Таким образом, ребенка не побуждают обсуждать то, что произошло; он скорее проживает в каждый момент игры свой прошлый опыт и связанные с ним чувства, которые переживаются им как конкретные и сиюминутные. Это позволяет психологу реагировать на игровую деятельность детей, на их высказывания, чувства и эмоции, а не обстоятельства прошлого. «Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах как относиться к себе, к значимым взрослым, к событиям своей жизни» (14).

В практике детской психотерапии игра впервые была использована З.Фрейдом (1913). Позже А.Фрейд (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение до сознания ребенка путем интерпретации его собственных действий, конфликтов, вызвавших болезненное состояние. Терапевт при этом рассматривался как пассивная фигура. Игра ребенка являлась спонтанной.

Это направление получило название недирективной игровой терапии, теорию которой разработала В.Экслайн (1947). Этот подход меняется для воздействия  на детей эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства. При этом психолог не вмешивается в спонтанную игру детей и не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия их мыслей и чувств. Примером директивной терапии является другое крупное направление, разработанное Д.Леви (1938), -«терапия отреагирования». В рамках этого подхода психотерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от напряжения, вызванного этим событием. В процессе разыгрывания прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли в активную роль деятеля. При этом могут иметь место следующие формы игровой деятельности:

1) освобождение агрессивного  поведения (ребенок швыряет предметы, «взрывает» воздушные шары);

2) инфантильное поведение  (например, сосет соску);

3) освобождение чувств путем  воссоздания в игре специфического  стрессового опыта из жизни ребенка.

Для такого подхода характерны заранее разработанный план игры, четкое распределение ролей, выяснение  конфликтной ситуации. Ребенку может  быть предложено в готовом виде несколько  возможных вариантов решения  проблемы. В результате происходит осознание ребенком себя, своих конфликтов.

В книге Г.Лэндрета «Игровая терапия – искусство отношений» содержатся подробные указания, которыми можно воспользоваться психологу  при подборе игрушек и игрового материала, позволяющих детям выражать свои чувства, исследовать отношения и познавать себя. Не все игровые материалы автоматически побуждают ребенка к выражению собственных потребностей, чувств и ощущений. Можно выделить 3 класса игрушек, необходимых для игровой терапии:

1. Игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, кукольный домик). Они могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств (гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, семейные конфликты. Такие игрушки, как машина, грузовик, лодка особенно важны для тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, т.к. с ними можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств. Когда дети будут готовы, они сами выберут игровые средства, которые помогут им выразить чувства полно и открыто. Кроме того, машина создает повод для того, чтобы двигаться по комнате и исследовать ее, это «безопасный» способ приблизиться к психологу.

2. Игрушки, помогающие  отреагировать на агрессию.

В игровой терапии  дети часто испытывают сильные эмоции, для описания которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как ружья резиновый и пластмассовый нож, игрушечные солдатики могут использоваться для выражения гнева, враждебности и фрустрации.

В располагающей обстановке агрессивные дети (в игровой комнате) чувствуют, что позволено выражать агрессивные чувства, от этого они испытывают удовлетворение и постепенно их чувства становятся более позитивными. Стрельба, закапывание, кусание и битье в игровой комнате приемлемы, поскольку они выражаются символически.

К этой же группе могут  быть отнесены игрушки, изображающие диких  животных, т.к. на ранних стадиях игровой  терапии детям трудно выражать агрессивные  чувства к людям, даже если это  просто куклы. Такие дети не будут, например, стрелять в куклу, изображающие папу, но будут стрелять в игрушечного льва.

3. Материалы для творческого  самовыражения и ослабления эмоций.

Сюда относятся пластилин  или глина, краски и кисти, карандаш, строительные кубики и конструкторы. Кубики могут быть домами, ими можно швырять – это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать. Т.е. не существует «правильного» способа игры с кубиками, ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно важно для застенчивых или замкнутых детей. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкаться и выражать различные чувства. Все игрушки, находящиеся в игровой комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими, чтобы не подкреплять фрустрацию детей, приходящих из неустойчивой и фрустрирующей семейной среды.

А.И.Захаров (1982) разработал методику игровой психотерапии, которая  является частью различных воздействий  на ребенка, включая и семейную психотерапию (6).

Сами дети в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, изображают «казаков-разбойников». В большом городе, как правило, они часто лишены подобных возможностей, кроме того, чрезмерная опека родителей, воспитателей, множество запретов не позволяют детям выражать свои эмоции и чувства. Поэтому родители и воспитатели дошкольных учреждений должны организовывать как можно больше шумных, эмоционально насыщенных игр.

Захаров (1997) предлагает комплекс подвижных  игр по преодолению страхов, который  условно он обозначает как «5 +5». В первую пятерку входят игры, проводимые в детском саду, на улице. Это:

  1. Игры с мячом: футбол, регби; неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровождающееся словами «на», «держи», «лови», «бросай», «поймай» и т.д., а также подбрасывание воздушных шариков и игра в кегли.
  2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, держащихся за руки.
  3. Борьба-соревнование, сражение на саблях, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом).
  4. Лазанье наперегонки по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой воспитателя); перепрыгивание веревочки, небольшой ямы с песком.
  5. Прохождение по детским стульям, находящимся на некотором расстоянии друг от друга, с тем чтобы вернуться обратно и, спрыгнув с последнего стула, получить приз.

Все эти игры развивают быстроту реакций, умение ориентироваться в  новой обстановке, уменьшают эмоциональное  торможение и скованность. Одобрение  и похвала повышают самооценку ребенка, уверенность в себе.

Следующие пять игр развивают достигнутые результаты и позволяют еще в большей степени уменьшить страхи и неуверенность в себе. Это: «пятнашки», «жмурки», «прятки», «кто первый?», «быстрые ответы».

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста