Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

М.И.Чистякова (1990) считает, что при  изображении страха у детей всегда остается понимание того, что они  переживают их понарошку. Этот нюанс  она и предлагает использовать для  обесценивания некоторых реальных страхов у детей. Для этого она советует метод проигрывания этюдов на имитацию чувства страха: «страх», «в темной норе», «ночные звуки», «веселый цирк»; этюды на выражение страхов: «лисенок боится», «собака лает, за пятки хватает», «гроза», «момент отчаяния». В данных этюдах рекомендуется использование соответствующих музыкальных тем.

Е.И.Рогов (1996) предлагает воспользоваться  методом куклотерапии, который основан  на процессах идентификации ребенка  со смелым героем сказки. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка должно достичь максимума и смениться бурными поведенческими эмоциями (смех, слезы) и снятием напряжения.

В качестве других методов коррекции  страхов Рогов предлагает:

    • разыгрывание сюжетов, где ребенок может «расправиться» со своими страхами, отыграть свои эмоции в символической форме, и избавиться от напряжения.
    • «эмоциональные качели», принцип которых заключается в переходе из одного состояния (опасности) в другое (безопасности). Например, когда его подбрасывают вверх: в руках сильного папы он чувствует себя в безопасности, а когда он в воздухе – в опасности (В.В.Лебединский, 1990).
    • «анатомирование страха»: ребенку необходимо объяснить, что представляет собой пугающий его предмет (как он устроен, откуда берется), тем самым будут устраняться «проблемы» в его восприятии, которые обычно и заполняются приписываемыми этому предмету опасных, страшных качеств.

Таким образом, мы можем сказать, что  в связи с тем, что основная деятельность дошкольников – это  игра, то наилучшим методом коррекции  страхов этого возраста она и является. В игре дети не замечают, что соприкасаются с тем, чего они так сильно боятся ночью или в одиночестве, но благодаря игровой ситуации начинают относиться к предмету своего страха по-новому.

Но в этом возрасте дети любят  не только играть, они с удовольствием рисуют. Поэтому многие психологи (Захаров, Рогов, Медведева, Шишова) советуют использовать арт-терапию для коррекции страхов дошкольников.

А.И.Захаров (1986) предлагает целую систему  по избавлению от страха через рисование. На первом занятии детям предлагается нарисовать свои страхи; на втором занятии (через 7 – 10 дней) эти рисунки рассматриваются ребенком и психологом, ведется беседа по рисунку, после чего ребенку задается вопрос: «А теперь ты боишься или нет?» В случае ответа «не боюсь», считается, что страх побежден, в случае – «боюсь» ребенок получает задание нарисовать свой страх так, чтобы было видно, что ему не страшно (он большой, а волк маленький, он убивает Кощея) При каждом положительном результате ребенок получает приз (игрушку, сладость) и похвалу психолога.

Развивая методики Захарова, Рогов  предлагает стирать нарисованные страхи, штриховать их (символическая клетка для страха); можно предложить ребенку  «поглумиться» над нарисованным страхом: дорисовать его так, чтобы он стал смешным (а значит нестрашным). Например: Бабе Яге можно нарисовать бантики, дать ей в руки цветы, конфеты.

Можно попробовать вылепить страх  из глины и раскрасить его или  разбить, вылепить его из теста, выпечь и съесть, смеясь над ним. Подобные действия позволят ребенку почувствовать свое превосходство, свою силу над страхом, а в итоге избавит ребенка от навязчивого страха.

Иногда ребенку бывает необходимо «побеседовать» со своим страхом: психолог выясняет, в какой части тела ребенка  «сидит» («живет») страх, затем он просит страх выйти оттуда и сесть на стул, далее психолог и ребенок ведут разговор с воображаемым на стуле страхом и узнают, зачем он пришел, почему, что ему нужно. В случае, если страх просит что-либо (цветок, танец), ему это дарят и просят его покинуть ребенка навсегда. На «место», где раньше «жил» страх, приходит уверенность ребенка в себе.

При использовании музыкотерапии  и танцевальной коррекции, детям  предлагается танцевать, изображая  животных (или людей, сказочных героев), которых они боятся, при этом можно смеяться и глумиться над ними.

Кроме перечисленных приемов коррекции, часто прекрасно действует деятельностная терапия (Рогов, 1996): в течение дня  ребенка необходимо занимать какой-либо интересной увлекательной деятельностью – можно мастерить, лепить, строить, читать сказки, помогать родителям, готовить подарки на праздники близким.

Итак, на основе вышеизложенного, мы можем  сделать следующий вывод. Приемов  коррекции детских страхов очень  много, но для дошкольников наиболее результативными являются игра и арт-терапия; в качестве дополнительных можно использовать танцевальную, музыкальную, деятельностную и другие виды коррекции. Но прежде, чем разрабатывать программу коррекции, необходимо понять причину страхов и поработать с родителями, иначе все достигнутые результаты будут сводиться на нет.

 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У  ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

2.1. Организация и методы проведения  исследования

 

Исследование страхов у дошкольников проводилось на базе детского сада. Первоначально была проведена диагностика подготовительной группы с целью выявления детей с повышенным уровнем тревожности и наличием страхов, требующих психологической коррекции.

Для реализации задач  диагностического этапа исследования были использованы следующие методики: «КАТ», «Д-Д-Ч», «Подставь свое лицо», «Закончи предложение», «Нарисуй свою семью».

Диагностика подготовительной группы детского сада проводилась в  середине октября 2004г.

На первом занятии детям было предложено нарисовать на отдельном листе цветными карандашами дом, дерево и человека.

На втором занятии, проводившемся индивидуально с каждым ребенком, детям было предложено ответить на вопросы по опроснику страхов А.И. Захарова.

Ответы детей фиксировались  на специальных бланках.

На третьем занятии индивидуально с каждым ребенком была проведена методика «Подставь свое лицо».

Во время четвертой встречи детям было предложено (в индивидуальном порядке) составить рассказ по предъявляемым картинкам, для чего каждому ребенку были заданы следующие вопросы:

  • Кто нарисован на картинке?
  • Что происходит в данный момент?
  • Что было до этого?
  • О чем думают действующие лица?
  • Что они чувствуют?
  • Чем закончится эта ситуация?

Ответы детей фиксировались  психологом.

На пятом занятии дети рисовали на тему «Моя семья».

Таким образом, в ходе диагностического этапа исследования были выявлены дети с повышенным уровнем тревожности и наличием страхов, требующих психологической коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов диагностического  этапа

 

На основе данных диагностического обследования мы выявили уровень тревожности и наличие страхов в подготовительной группе детского сада. Эти результаты мы поместили в таблицу 1:

Показатели  уровня тревожности и наличие  страхов у детей

  подготовительной группы детского  сада

Таблица 1

Имя

Уровень тревожности

Кол-во страхов

Денис

высокий

25

Женя

высокий

21

Вова

низкий

5

Дима

низкий

3

Саша

высокий

24

Маша

высокий

27

Артем

высокий

25

Сережа

средний

6

Диана

средний

4

Тигран

высокий

26

Андрей

высокий

29

Лена

низкий

5

Стас

низкий

3

Тома

средний

6

Максим

низкий

2

Олег

низкий 

5

Игорь

низкий

4


 

Таким образом, мы видим, что большое количество страхов  и высокий уровень тревожности, превышающие нормы, характерные  для данного возраста, выявлены у 7 детей: это Денис, Женя, Саша, Маша, Артем, Тигран, Андрей. Кроме того, по данным таблицы можно составить циклограмму (Рис.1), которая показывает, что 41% детей подготовительной группы нуждается в коррекционном психологическом воздействии.


Рисунок 1. Соотношение детей, нуждающихся в коррекции, и нормально развивающихся детей в подготовительной группе детского сада

 

Достаточно большой процент  детей, испытывающих негативные эмоциональные  состояния, свидетельствует:

  • о дисгармонии семейного воспитания (чрезмерная строгость родителей, жесткий контроль с их стороны, их тревожная мнительность по поводу будущего ребенка, внушение детям страхов самими родителями);
  • о дисгармонии семейных отношений (частые, длительные конфликты между родителями, развод родителей);
  • о физиологических особенностях ребенка (невроз, другие заболевания);
  • о наличии сильных испугов, зафиксированных в эмоциональной памяти ребенка (нападение, операция, тяжелая болезнь).

Для выявления причин высокого уровня тревожности и большого количества страхов было решено продолжить обследование 7 детей. Для этого были проведены беседы с их родителями, воспитателем.

Так, в ходе беседы с родителями задавались следующие вопросы:

1). Что Вы можете сказать о  характерологических особенностях  Вашего ребенка?

2). Как чаще всего Ваш ребенок  реагирует на события отрицательного характера?

3). Замечали ли Вы, что Ваш  ребенок чего-либо боится?

4). Какие именно страхи его  беспокоят?

5). Как Вы относитесь к его  страхам?

6). Вы хотели бы помочь ему  избавиться от страхов?

Во время беседы с воспитателем были выяснены следующие вопросы:

  • социально-бытовые условия воспитания ребенка;
  • наличие страхов;
  • поведенческие особенности;
  • особенности характера ребенка;
  • согласны ли Вы, принять участие в коррекционной работе с детьми.

 

Кроме того, были проведены индивидуальные беседы с каждым ребенком по опроснику А.И.Захарова, благодаря чему был выявлен характер страхов у детей, что отражено в таблице 2:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие страхов у детей, нуждающихся  в коррекции

Таблица 2

Страхи

Денис

Женя

Саша

Маша

Артем

Тигран

Андрей

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Одиночества

+

 

+

+

+

+

+

2. Нападения

+

+

+

+

 

+

+

3. Болезни

+

+

+

+

+

+

+

4. Смерти

+

+

+

+

+

+

+

5. Смерти родителей

+

+

+

+

+

+

+

6. Людей

+

+

     

+

+

7. Мамы(папы)

+

+

+

+

+

+

+

8. Наказания

+

+

+

+

+

+

+

9. Сказочных героев

+

+

+

+

+

+

+

10. Опоздать

     

+

   

+

11. Перед сном

     

+

   

+

12. Страшных снов

+

+

+

+

+

+

+

13. Темноты

+

+

+

+

+

+

+

14. Волка…

+

+

+

+

+

+

+

15. Машин…

           

+

16. Стихии

+

+

+

+

+

+

+

17. Высоты

+

+

+

+

+

+

+

18. Глубины

+

 

+

+

+

+

+

19. Замкнутого пространства

+

+

+

+

+

+

+

20. Воды

+

 

+

+

+

+

+

21. Огня

+

+

+

+

+

+

+

22. Пожара

+

+

+

+

+

+

+

23. Войны

+

+

+

+

+

+

+

24. Больших улиц

     

+

+

+

+

25. Врачей

+

+

+

+

+

+

+

26. Крови

+

+

+

+

+

+

+

27. Уколов

+

+

+

+

+

+

+

28. Боли

+

+

+

+

+

+

+

29. Резких звуков

+

 

+

+

+

+

+

Всего страхов:

25

21

24

27

24

26

29


 

Данная таблица свидетельствует  о наличии большого количества страхов у каждого из 7 детей: Женя – 21, Артем – 24, Саша – 24, Денис – 25, Тигран – 26, Маша – 27, Андрей – 29. Страх одиночества испытывают все, кроме Жени; нападения – все, кроме Артема; болезни, смерти (своей или родителей), наказания, сказочных героев, страшных снов, темноты, волка, стихии, высоты, замкнутого пространства, огня, пожара, войны, врачей, крови, уколов, боли – все без исключения. Это говорит о том, что эти дети подвержены всем видам страха своего возраста; не все из них испытывают страх опоздать, страх перед большими улицами, страх каких-либо людей, что не является характерными их возрасту страхами.

Таким образом, если мы обобщим результаты диагностики по всей группе, то получим  следующую картину (Рис.2):

Рисунок 2. Число выборов страхов детей исследуемой группы по результатам диагностики константирующего этапа

 

Очевидно, что страхи, характерные  для всех семи детей - это страх  болезни, смерти, наказаний, сказочных  героев, страшных снов, темноты, животных, высоты, замкнутого пространства, огня, пожара, войны, врачей, крови, уколов и боли. Из них,  возрастными являются: одиночества, темноты, замкнутого пространства, смерти, животных, огня, пожара, войны, стихии. Это значит, что снизить их остроту в сознании ребенка можно только при активном участии родителей (или близких людей) в коррекционной работе. Они должны быть более внимательными, заботливыми, любящими и добрыми по отношению к своим детям.

Дополнив имеющиеся  данные беседами с родителями и воспитателем, мы смогли составить характеристику каждого ребенка из нашей коррекционной группы.

Денис – робкий, застенчивый мальчик; единственный ребенок в семье, состоящей из его родителей и бабушки-пенсионерки, которая (по мнению воспитателя) старается восполнить недостаток внимания со стороны всегда занятых родителей. Из рассказа мамы Дениса стало ясно, что бабушка часто ссорится с родителями мальчика, так как считает, что они балуют мальчика, нарушая принципы ее воспитательной системы, сущность которой сводится к тому, что ребенок должен жить по четкому распорядку дня, беспрекословно подчиняться ей, а за малейшие отклонения в поведении, нарушения ее правил и предписаний он должен быть наказан. Беседа с Денисом по опроснику А.И.Захарова выявила, что больше всего он боится Бабу Ягу и то, что часто ему снится, как он играет с мамой и папой, но приходит страшная, злая Баба Яга, крадет его у родителей и ставит в угол или запирает в темной комнате. Все методики показали наличие высокого уровня тревожности и большого количества страхов – 25.

Вероятно, что причиной такого количества страхов и столь высокого уровня тревожности Дениса является поведение бабушки, а страх Бабы Яги говорит о боязни мальчика перед бабушкой и ее наказаниями.

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста