Информационное обеспечение органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретическую, правовую, а также конкретную практику работы органов местного самоуправления на примере Кыштымского городского округа, разработать пути совершенствования информационного обеспечения органов местного самоуправления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления: основные понятия, законодательное регулирование, зарубежный опыт;
- проанализировать информационное обеспечение органов местного самоуправления в КГО;
- дать характеристику деятельности Отдела информационных технологий и телекоммуникаций Администрации КГО, а также официального информационного сайта Администрации КГО в сети Интернет;
- произвести анализ качества и достаточности информационного обеспечения ОМС в КГО;
- определить основные направления совершенствования информационного обеспечения органов местного самоуправления в КГО: анализ муниципальных целевых программ; разработка предложений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………………...6
1.1. Основные понятия в области информационного обеспечения органов местного самоуправления………………………………………………………………..6
1.2. Законодательное регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления………………………………………………………………………….15
1.3. Зарубежный опыт информационного обеспечения ОМС………………..25
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫШЫТЫМСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ…………..36
2.1. Характеристика деятельности Отдела информационных технологий и телекоммуникаций Администрации КГО……………………………………………….36
2.2. Официальный информационный сайт Администрации КГО в сети Интернет…………………………………………………………………………………...47
2.3. Анализ качества и достаточности информационного обеспечения ОМС в КГО………………………………………………………………………………………53
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫШТЫМСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ………………..58
3.1. Проблемы информационного обеспечения органов местного самоуправления в КГО……………………………………………………………………………………….58
3.2. Муниципальные целевые программы по совершенствованию информационного обеспечения в КГО …………………………………………………62
3.3. Предложения по совершенствованию информационного обеспечения ОМС.73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..84
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 1.89 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические основы ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………………...6
    1. Основные понятия в области информационного обеспечения органов местного самоуправления………………………………………………………………..6
    2. Законодательное регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления………………………………………………………………………….15
    3. Зарубежный опыт информационного обеспечения ОМС………………..25
  2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫШЫТЫМСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ…………..36
    1. Характеристика деятельности Отдела информационных технологий и телекоммуникаций Администрации КГО……………………………………………….36
    2. Официальный информационный сайт Администрации КГО в сети Интернет…………………………………………………………………………………...47
    3. Анализ качества и достаточности информационного обеспечения ОМС в КГО………………………………………………………………………………………53
  3. Основные направления совершенствования ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫШТЫМСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ………………..58

3.1. Проблемы информационного обеспечения органов местного самоуправления в КГО……………………………………………………………………………………….58

3.2. Муниципальные целевые программы по совершенствованию информационного обеспечения в КГО …………………………………………………62

3.3. Предложения по совершенствованию  информационного обеспечения ОМС.73

Заключение………………………………………………………………………..79

Список использованной литературы…………………………………..84

Приложения……………………………………………………………………….89

ВВЕДЕНИЕ

 

Важными условиями формирования гражданского общества являются: расширение участия граждан в управлении государством, усиление контроля за деятельностью всех ветвей власти, включение граждан в процесс принятия важных государственных решений. Определяющим условием общественной контрольной деятельности выступает открытость органов власти, поскольку информация об их деятельности является предметом анализа и оценки общественности

Советом Европы была принята Рекомендация NR(81) 19 от 25 ноября 1981 г. «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств», в которой говорится: «Каждый человек, находящийся под юрисдикцией государства-члена, имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти. При этом допускаются лишь четко определенные ограничения и исключения, связанные с обеспечением конфиденциальности охраняемых видов информации, разглашение которой в соответствии с законом не может быть осуществлено в обычном порядке».

Получение официальной информации является способом увеличения прозрачности деятельности органов власти, и потому на государствах лежит долг обеспечить систематический доступ граждан через электронные средства коммуникации ко всем документам, которые по закону являются общественным достоянием.

Согласно статье 24 Конституции РФ в Российской Федерации закрепляется обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Данная конституционная норма была конкретизирована Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В частности, был установлен принцип открытости информации о деятельности государственных органов и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами. Однако практика реализации данных норм выявила огромное количество пробелов и правовых коллизий, которые не позволили получать необходимую информацию для выработки эффективных решений, в том числе для защиты своих прав физическими и юридическими лицами.

В целях устранения вопросов, подвергавшихся критике по проблемам доступности информации, был принят Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ). Он позволяет обеспечить социальным и экономическим субъектам адекватную оценку обстановки и своевременное принятие решений на основе информации предоставляемой органами государственной власти и органами местного самоуправления. Таким образом, обеспечивается полноценное социальное взаимодействие между человеком, институтами гражданского общества и государством, которое возможно только на основе информационной открытости органов власти.

В органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах за последнее время создано большое количество различных собственных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов.

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретическую, правовую, а также конкретную практику работы органов местного самоуправления на примере Кыштымского городского округа, разработать пути совершенствования информационного обеспечения органов местного самоуправления.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи  исследования:

- рассмотреть теоретические  основы информационного обеспечения  органов местного самоуправления: основные понятия, законодательное  регулирование, зарубежный опыт;

- проанализировать информационное  обеспечение органов местного  самоуправления в КГО;

- дать характеристику деятельности Отдела информационных технологий и телекоммуникаций Администрации КГО, а также официального информационного сайта Администрации КГО в сети Интернет;

- произвести анализ качества  и достаточности информационного обеспечения ОМС в КГО;

- определить основные  направления совершенствования  информационного обеспечения органов  местного самоуправления в КГО: анализ муниципальных целевых  программ; разработка предложений.

Объект исследования – информационное обеспечение органов местного самоуправления в Кыштымском городском округе (КГО).

Предмет исследования – совершенствование информационного обеспечения органов местного самоуправления в Кыштымском городском округе (КГО).

В работе использованы законодательно-нормативные документы РФ, нормативно-справочные и статистические данные о социальном, финансовом, экономическом состоянии рассматриваемого объекта, теория и методология, изложенная в справочной и учебной литературе российских и зарубежных авторов. Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Е. В. Михеева, В. Б. Зотов, Е. В. Филимонова и других.

Структура выпускной  квалификационной работы состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

    1. Основные понятия в области информационного обеспечения органов местного самоуправления

 

Информация в переводе с латинского (informatio) означает «ознакомление, разъяснение, изложение». В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1 (далее – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Иными словами, информация обозначает любые сведения о ком-либо или о чем-либо, которые получаются из различных источников в письменной, устной, визуальной и других формах.

На сегодняшний день информация является важнейшим ресурсом государства наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.). Более того, государство официально признало информацию в качестве ресурса и в целом ряде нормативных актов используется термин «информационный ресурс».

Так, в ч. 1 ст. 425 Таможенного кодекса РФ установлено, что информационные ресурсы таможенных органов составляют документы и сведения, представляемые лицами при совершении таможенных операций, а также иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2 в ст. 4 установлено, что в Российской Федерации государственные реестры, содержащие сведения о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и соответствующие документы, являются федеральными информационными ресурсами.

В ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»3 определено, что лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен и др.

Как видно, информация (информационные ресурсы) необходима для осуществления качественного управления в том числе государственного управления. Информация в сфере государственного управления является:

- особым ресурсом государственного управления;

- объектом государственного управления;

- результатом деятельности органов государственной власти;

- средством управляющего воздействия на социальные процессы.

Исходным моментом включения информации в сферу обращения по различным социальным каналам является ее документирование, то есть закрепление на материальном носителе, так как в этом случае она может быть передана между пользователями и процессами, распределенными во времени и пространстве. Однако, по мнению некоторых авторов, сужение «информационного ресурса» лишь к документированной информации необоснованно, так как «очевидно, что в Интернете абсолютное большинство циркулирующей информации никак нельзя отнести к традиционному документообороту.

Документированная информация – это особая организационная форма выражения информации. В российском законодательстве базовое определение документированной информации содержится в ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которому документированная информация – это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, определить такую информацию или ее материальный носитель. Таким образом, документ как организационная форма выражения информации представляет собой совокупность информации, ее материального носителя, идентифицирующих информацию реквизитов. Организационная форма информации, включая идентифицирующие признаки (реквизиты), определяется стандартами на различные виды документов.

Особой разновидностью документированной информации является электронный документ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»4 электронный документ – это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Юридическую силу электронному документу придает особый реквизит  − электронная цифровая подпись. К примеру, в ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе «Выборы»» установлено, что электронные документы, подготовленные с использованием ГАС «Выборы»5, приобретают юридическую силу после их подписания электронной цифровой подписью соответствующих должностных лиц, а протокол, сводная таблица об итогах голосования и иные сводные документы, подготовленные в электронном виде, приобретают юридическую силу только после обязательной проверки с помощью открытых ключей электронной цифровой подписи подлинности всех исходных электронных документов, на основе которых готовится сводный электронный документ.

Кроме того, приоритетными направлениями развития информационно-коммуникационных технологий в области государственного управления до 2012 г. являются развитие систем электронного учета и документооборота в органах власти, общегосударственных информационных ресурсов; реализация части административных регламентов в электронной форме, позволяющей обеспечить оперативность, информационную насыщенность управленческих решений и постоянный контроль их исполнения. В долгосрочной перспективе, согласно распоряжению Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»6, приоритетным направлением для улучшения доступа к информации о деятельности государственных органов является создание «электронного правительства», предусматривающего повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти.

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления