Информационное обеспечение органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретическую, правовую, а также конкретную практику работы органов местного самоуправления на примере Кыштымского городского округа, разработать пути совершенствования информационного обеспечения органов местного самоуправления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы информационного обеспечения органов местного самоуправления: основные понятия, законодательное регулирование, зарубежный опыт;
- проанализировать информационное обеспечение органов местного самоуправления в КГО;
- дать характеристику деятельности Отдела информационных технологий и телекоммуникаций Администрации КГО, а также официального информационного сайта Администрации КГО в сети Интернет;
- произвести анализ качества и достаточности информационного обеспечения ОМС в КГО;
- определить основные направления совершенствования информационного обеспечения органов местного самоуправления в КГО: анализ муниципальных целевых программ; разработка предложений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………………...6
1.1. Основные понятия в области информационного обеспечения органов местного самоуправления………………………………………………………………..6
1.2. Законодательное регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления………………………………………………………………………….15
1.3. Зарубежный опыт информационного обеспечения ОМС………………..25
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫШЫТЫМСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ…………..36
2.1. Характеристика деятельности Отдела информационных технологий и телекоммуникаций Администрации КГО……………………………………………….36
2.2. Официальный информационный сайт Администрации КГО в сети Интернет…………………………………………………………………………………...47
2.3. Анализ качества и достаточности информационного обеспечения ОМС в КГО………………………………………………………………………………………53
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЫШТЫМСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ………………..58
3.1. Проблемы информационного обеспечения органов местного самоуправления в КГО……………………………………………………………………………………….58
3.2. Муниципальные целевые программы по совершенствованию информационного обеспечения в КГО …………………………………………………62
3.3. Предложения по совершенствованию информационного обеспечения ОМС.73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..84
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Мой диплом.doc

— 1.89 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, международный договор РФ, устанавливающий иные по сравнению с национальными нормами правила, не отменяет действия последних. Его преимущественная сила может проявляться только на стадии правоприменения. Несоответствие норм внутригосударственного закона и международного договора РФ не ведет к автоматической отмене или неприменимости этого закона. В силу ч. 6 ст. 125Конституции РФ приоритет международных договоров РФ не может быть исключительным, поскольку международные договоры РФ, не соответствующие Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.

В-третьих, следует принимать во внимание, что устанавливаемые международным договором РФ правила подлежат применению в случаях, если:

- Российская Федерация  в лице компетентных органов  государственной власти выразила свое согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ч. 1 ст. 6 Закона «О международных договорах Российской Федерации». Согласие на обязательность может быть выражено путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения и принятия договора; присоединения к договору;

- международный договор  вступил в силу для Российской Федерации.

Особенностью информации как объекта прав является то, что основы ее правового режима заложены международными актами, причем это касается как правового режима открытой информации, так и специальных правовых режимов информации, например режима персональных данных. С помощью международно-правовых режимов в целом мировое сообщество пытается решить наиболее глобальные проблемы, имеющие значение для всех стран (использование воздушного пространства, территориальных вод, космоса, связи и т.д.). У Российской Федерации при возникновении соответствующих обязательств появляется необходимость сообразовывать внутренние интересы со всеобщими принципами и международными договоренностями.

В сфере доступа к информации действует ряд международных актов.

22 июля 2000 г. на о. Окинава  Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция приняли Хартию  глобального информационного общества. В этой Хартии устанавливаются  основные принципы вхождения  государств в такое общество  и провозглашаются основные положения, которые страны «Восьмерки» будут согласованно применять, а также могут применять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества.

Россия подписала также Европейскую социальную хартию. Согласно ст. 21 Хартии для обеспечения эффективной реализации права работников на информацию и консультации на предприятии Стороны обязуются принять меры, предоставляющие работникам и их представителям в соответствии с национальным законодательством и практикой право:

а) быть регулярно и исчерпывающим образом информированным об экономическом и финансовом положении предприятия, однако в раскрытии конфиденциальной информации, могущей нанести ущерб интересам предприятия, может быть отказано;

б) учитывать в консультациях по поводу предлагаемых администрацией предприятия решений, которые могут существенно затронуть интересы работников, особенно тех решений, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию с занятостью на предприятии.

Обратимся к зарубежному опыту информационного обеспечения органов местного самоуправления.

 

    1. Зарубежный опыт информационного обеспечения ОМС

 

В развитых странах законодательное оформление права граждан на информацию существует уже несколько столетий. Во Франции этот институт регламентирован в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и содержит норму (ст. 11) о праве каждого гражданина свободно «высказываться, писать и читать». Специальные нормы (ст. ст. 14 и 15) закрепляют право граждан следить за расходованием собираемых налогов и требовать «отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления». В Швеции в 1776 г. парламентом принят знаменитый конституционный Акт о свободе печати, который концептуально был востребован Финляндией при принятии в 1951 г. Закона «Об открытости информации, находящейся в распоряжении государственных органов». Впоследствии, в 1966 г., в США был принят Закон «О свободе информации», который эффективно усовершенствовал механизмы доступа к документальной информации в деятельности конкретных органов власти. Либеральные поправки этого Закона постоянно совершенствовались в 1974-2008 гг. В настоящее время довольно жестко определены сроки предоставления информации соответствующими органами власти, а суды наделены большими полномочиями в защите прав граждан на свободный доступ к информации с необходимыми ограничениями, затрагивающими национальную безопасность.

В 1970 г. к сообществу стран, законодательно регламентирующих открытость отправления государственной, а в части – и судебной, власти, присоединились Норвегия и Дания, в 1979 г. – Голландия, в 1982 г. – Австралия, в 1983 г. – Канада и Новая Зеландия, в 1986 г. – Греция, в 1987 г. – Австралия (URL: http://www.nlr.tus/271004/monahov).

На сегодняшний день государственные проекты и программы типа e-Country, существуют и реализуются на тех или иных этапах практически во всех странах. Одним из направлений данных программ является создание «электронного правительства» (e-Government).

Электронное правительство – это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Данная концепция основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества.

Уровень развития электронного правительства в различных странах существенно дифференцируется. К несомненным правительствам-лидерам электронизации можно отнести правительства таких стран, как США, Великобритания, Финляндия, Сингапур, Латвия, Эстония и другие. К явным аутсайдерам относятся в основном правительства развивающихся стран Африки. Неудивительно, ведь концепция внедрения электронного правительства в первую очередь основывается на широко развитой инфраструктуре ИКТ. Приходится констатировать, что электронное правительство и процессы развития национального сообщества – взаимно действующие маховики одного процесса, они взаимозависимы и соответственно оказывают сильное воздействие друг на друга20.

Опыт Латвии. Веб-сайт politica.lv, освещающий проблемы государственной политики Латвии, был создан в 2001 г. с общей целью повышения качества государственной политики в стране. Его главные подцели:

1) обеспечение доступности информационных ресурсов в области государственной политики;

2) поддержка среды для  квалифицированных обсуждений государственной  политики;

3) повышение уровня государственной  политики.

На веб-сайте представлены ресурсы на следующие темы: процесс выработки государственной политики, социальная интеграция, верховенство закона и коррупция, права человека, гражданское общество, образование и занятость, информационное общество и внешние отношения. Под этими заголовками politica.lv предлагает подборки документов по государственной политике, выводы экспертов, политические документы (такие, как стратегии и национальные программы), проекты законодательства, а также сопровождаемые аннотациями ссылки на национальные и мировые интернет-ресурсы. На сайте также публикуются авторские материалы и интервью, которые призваны стимулировать дебаты по разным вопросам государственной политики. Работает специальный раздел для специалистов по государственной политике, где представлена информация о методологии выработки и анализа политики, возможностях финансирования, конференциях и других мероприятиях, а также ссылки на профильные организации Латвии и других стран.

Целевой аудиторией сайта politica.lv являются:

1) специалисты в области  государственной политики (политики, государственные служащие, представители судебной власти, эксперты, неправительственные и правозащитные организации);

2) средства массовой информации  и широкая Интернет-публика.

Теледома в Венгрии. Теледома являются одним из ключевых элементов венгерского информационного общества, их число уже перевалило за тысячу. Под понятием «теледом» подразумевается общественный центр телекоммуникационных услуг, то есть предприятие общественных услуг, через которое население может пользоваться, компьютерами и Интернетом. Короче говоря, теледома – это предприятия общественных услуг, оснащенные современными ИКТ и служащие цели предоставления в регионах и сельской местности доступа к Интернет. Теледома предоставляют государственному, гражданскому и частному секторам Венгрии более 60 видов услуг.

Основные принципы работы теледомов:

1) теледома организуются  на принципах самоуправления  и местной инициативы с целью  удовлетворения потребностей местной  общины, являясь «инициативой снизу»;

2) большинство теледомов  зависит от внешнего источника финансирования (зарубежного или местного, как правило, правительственного, хотя в последнее время растет доля бизнеса);

3) создание и дальнейшее  поддержание теледомов становится  заботой местной общины, которая  контролирует эти процессы. Чаще  всего конкуренция приводит к передаче обязанностей по обеспечению деятельности теледомов местным гражданским организациям, что усиливает позиции самоорганизации и самоуправления в местных общинах и среди местного капитала;

4) спектр предлагаемых  теледомами услуг широкий; он отражает разнообразие потребностей разных клиентов и открыт для новых предложений;

5) теледома служат задаче  популяризации новых достижений  информационного общества, используя  мощь Интернета для удовлетворения  интереса местных общин к событиям  и инновациям, происходящих в мире.

Бразильская система голосования. В 2002 году Бразилия поставила себе задачу использовать ИКТ для голосования. В ходе первого тура общенациональных выборов 2002 года, бразильские избиратели впервые ознакомились с технологией абсолютно электронных выборов. Успешное применение этих технологий, отраженное в сравнительном отсутствии технических проблем при голосовании, явилось большим достижением для страны с большой численностью населения.

Для выборов по всей территории страны было размещено 406 тыс. электронных «избирательных урн». Эта техника размером с кассовый аппарат может работать без подключения к энергосети и коммуникационной инфраструктуре, что важно для Бразилии, учитывая, что многие избирательные участки расположены в малонаселенной местности, где доступ к телефонным линиям ограничен. Чтобы отдать свой голос, достаточно было просто набрать на клавиатуре код, соответствующий тому или иному кандидату. После голосования на экран аппарата выводилась цифровая фотография выбранного кандидата и предложение подтвердить свой выбор (или изменить его).

После закрытия избирательных участков, записанные на аппаратах голоса избирателей, шифровались, дополнялись электронной цифровой подписью и записывались на флэш-карты. В каждом из муниципалитетов около 3 % голосов сверялись с распечаткой, чтобы обеспечить контроль. После извлечения данных из аппаратов, происходившего в условиях строгого надзора, их перевозили в ближайшую региональную избирательную комиссию, из которой по каналам телефонной и спутниковой связи они направлялись на ковер национальной избирательной комиссии.

Опыт Сингапура. Страна сегодня занимает первые позиции в мире по уровню зрелости электронного правительства. Однако для этого им пришлось пройти немалый путь.

В 1980-1985 годах был реализован первый национальный план компьютеризации, во время которого в автоматизированный вид переводилась отчетность и создавались процедуры обработки данных. В последующие десять лет был сформирован и внедрен национальный план по информационным технологиям. Лишь к концу его реализации стало возможно предоставление статической информации на веб-сайтах, форм для скачивания, поиск информации и т.д. То есть то, что в нашей стране планируется сделать на портале госуслуг. Но до его запуска им пришлось пройти почти 20 лет.

В последующие три года здесь разрабатывалось предоставление ведомствами собственных сервисов – заполнение налоговых деклараций, оформление лицензий. И лишь в 2003-2006 годах закончилось создание единого портала интеграции разрозненных сервисов различных государственных организаций.

Министр информации, коммуникаций и искусств Сингапура Луи Так Ю не скрывал, что секрет успеха в создании электронного правительства кроется в централизации. «Нам нужно было сделать очень многое, – сказал Луи Так Ю. – Но начали с того, что образовали экспертную группу высокого уровня, куда помимо чиновников вошли бизнесмены и инженеры». Группа изучила структуру оказания госуслуг и предложила детальный план их перевода в электронный вид, включивший изменение управленческих процессов в самих ведомствах.

Организация государственного управления в области информационных технологий в Сингапуре существенно отличается от имеющейся в России тем, что здесь создан единый центр государственной технологической политики, который отвечает за информатизацию ведомств во всем Сингапуре. В ведение такого агентства по ИКТ входят закупка, внедрение и последующая эксплуатация систем электронного правительства. Например, в министерствах отсутствуют собственные ИТ-службы – эти задачи решают подчиненные Луи Так Ю, которых у него свыше 1200. Тем самым на организационном уровне в Сингапуре исключаются межведомственные барьеры и противоречия по использованию средств ИКТ, характерные для российской системы. «Конечно, систему управления в нашей стране нельзя сравнивать с Сингапуром ни по масштабам, ни по структуре, однако определенные элементы, в частности согласование технологической политики ведомств, вводим сейчас и у нас», – сказал Игорь Щеголев.

Информация о работе Информационное обеспечение органов местного самоуправления