Управление качеством медицинской помощи в учереждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Среди проблем Российского здравоохранения в период проведения реформ, в условиях снижения государственного финансирования, сокращения доступности медицинской помощи для экономически необеспеченных групп населения, роста стоимости медицинских услуг особо выделена проблема качества медицинской помощи. В течение последних нескольких лет вопросы обеспечения качества медицинской помощи стали еще более острыми. Получилось так, что страховая медицина действует в России около 10 лет, а качество медицинской помощи в стране не улучшилось, и объем ее не стал больше. Показатели смертности, заболеваемости внушают тревогу и требуют принятия серьезных мер. Социологический опрос населения показал, что в 1990 году неудовлетворенность качеством медицинской помощи высказали 50% опрошенный респондентов, в 20043 г. – 70%.

Содержание работы

Введение 3
Актуальность выбранной темы 3
Глава 1.
Теоретические основы управления качеством 4
1.1 Категории, виды, способы управления качеством 4
1.2 Основные функции управления качеством 6
1.3 Система управления качеством 9
1.4 Анализ и оценка качества и эффективности медицинской
помощи как составные части управления качеством 13
1.5 Контроль качества медицинской помощи как
Управленческий инструмент 19
1.6 Средства контроля качества медицинской помощи 23
1.7 Внутриведомственная система управления качеством
текущих процессов в медицинском учреждении 26
1.8 Непрерывное повышение качества 28
Глава 2.
Управление качеством сестринской помощи 31
2.1 Факторы, влияющие на качество сестринской помощи 31
2.2 Критерии оценки качества сестринской помощи 32
2.3 Основные пути и направления повышения качества
сестринской помощи 33
2.4 Управление качеством текущих процессов на уровне
Среднего медицинского персонала 35
2.5 Стандарты сестринской деятельности 36
2.6 Экспертная оценка качества работы медицинских сестер 37
Глава 3.
Управление качеством медицинской помощи на базе
МУЗ «Городская поликлиника № 15» 38
3.1 Организационная структура поликлиники 38
3.2 Кадровый состав 39
3.3 Основные показатели деятельности 40
3.4 Аккредитация и лицензирование 45
3.5 Анкетирование пациентов по вопросам сестринской
деятельности 45
Заключение 48
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 226.79 Кб (Скачать файл)

- снижение уровня ошибок  как на управленческом, так и  на производственном этапах

- Текущее планирование , включающее планы на предстоящий год.

Планы работы:

- основные – годовые, квартальные, месячные, ежедневные

- дополнительные – повышения  квалификации, аттестация, сертификация, периодических медосмотров лиц, работающих во вредных условиях  труда, план контроля работы медперсонала, перечень отчетности и прочее

- регламент – перечень  повседневных работ, участия в  различных мероприятиях

Перед составлением годового плана необходимо провести подготовительную работу: анализ выполнения плана за предыдущий год, анализ основных недостатков, ошибок, упущений в работе и поиск путей их преодоления, изучение поставленных перед учреждением задач на планируемый год, формулировка основных задач тактического уровня.

Основные разделы плана:

- организация и пути  совершенствования работы медперсонала  по обеспечению качества медицинской  помощи

- организация работы по  повышению квалификации, аттестации, сертификации, совершенствования организации  труда медперсонала, по их социально-бытовой, правовой защите, охране здоровья, техники безопасности

- организация лекарственного, материально-технического обеспечения  работы медперсонала, создание благоприятных  условий для пациентов

- прочие разделы работы (проведение ремонта помещений, работа  с медтехникой, ЦГСЭН и пр.)

- контроль за своевременным  и качественным выполнением профилактических  и лечебно-диагностических мероприятий

- изучение стандартов

- оценка качества работы

Функция планирования должна отвечать на следующие вопросы:

- где мы находимся в  настоящее время?

- Куда мы хотим двигаться?

- Как мы собираемся  делать это?

Четко организованное планирование позволяет значительно увеличить объем выполняемой работы, повысить ее эффективность.

Лист планирования.

Цель:


Необходимые действия

Дата начала

Дата завершения

Ответственные

Метод воздействия


1) Организация работ по  качеству.

2) Обучение персонала.

3) Мотивация персонала. Основной  принцип – предоставление работнику  возможностей для реализации  личных целей за счет добросовестного  отношения к труду.

4) Контроль качества.

5) Информация о качестве  – связующий процесс. Содержание  – информационное обеспечение  работ по качеству. Базовые элементы: отправитель информации, сообщение, т.е. собственно информация (внутренняя  и внешняя), канал, получатель информации, обратная связь.

6) Разработка мероприятий  на основе анализа информации.

Мероприятия:

- Корректирующие, т.е. направленные  на устранение допущенных несоответствий 

- Предупредительная –  для устранения причин допущенных  несоответствий и предотвращения  их проявления

7) Принятие решения.

Виды решений:

- Интуитивное

- Рациональное

- С применением научного  метода

- Основанное на суждениях  с учетом прошлого опыта

Этапы принятия рационального решения:

- Диагностика проблемы

- Формулировка критериев

- Определение, оценка альтернатив

- Выбор оптимального решения

Научный метод принятия решений.

8) Реализация мероприятий  – заключительная функция цикла  управления качеством.

1.3 Система управления  качеством

Управление качеством имеет длинную историю – от приемочного контроля с последующей выбраковкой и переделкой готовой продукцией ко всеобщему управлению качеством, предполагающему стремление к его улучшению на каждом этапе, начиная от планирования, и на каждом рабочем месте.

Этапы развития качества:

1. Зарождение, развитие отдельных  элементов управления качеством  в общем процессе управления.

2. Переход к комплексному  управлению качеством, выделение  его в самостоятельное направление  работ. Комплексное управление качеством  – это учет всех основных  факторов качества и их взаимного  влияния, охват всех этапов работ  и увязка работ по качеству, выполняемых различными подразделениями, в единую систему, принятие компромиссного  решения.

3. Тотальное управление  качеством, когда качество – главная  цель, т.е. когда из всех целей  деятельности на первый план  выдвигается обеспечение требуемого  качества, когда развивается и  стимулируется участие всего  персонала в обеспечении качества.

Основные черты тотального управления качеством:

- Выбор стратегии и  политики в области качества, направленных на постоянное его  улучшение

- Руководство всеми аспектами  деятельности ЛПУ со стороны  администрации, исходя из необходимости  обязательного обеспечения качества

- Ориентация работ на  потребителя

- Создание систем качества

- Непрерывное повышение  квалификации персонала, обучение  нескольким специальностям, методам  решения проблем качества

- Мотивация качественного  труда персонала и вовлечение  его в работу по улучшению  качества

- Обеспечение необходимыми  ресурсами, их рациональное использование

- Информационное обеспечение  работ в области качества

- Отслеживание и выполнение  законодательства в области качества

- Самооценка деятельности  по различным критериям, анализ  существующих проблем, разработка  предупредительных и профилактических  мероприятий для обеспечения  и повышения качества

Целями тотального управления качества являются:

- Сбор информации о  потребителе для понимания его  потребностей, система ценностей  и удовлетворения их в текущий  момент и в будущем путем  предоставления соответствующей  медпомощи

- Снабжение информацией  о потребителе весь персонал, участвующий в оказании медпомощи

- Внесение на основе  информации изменений в свои  программы с целью повышения  качества медицинской помощи

 
Этапы перехода к тотальному управлению качеством:

- Разработка стратегии -

  • Постановка взаимосвязанных целей удовлетворенности пациента с другими целями (удовлетворенность персонала)
  • Исследования потребителя
  • Разработка системы стимулов
  • Планирование

- Оценка удовлетворенности  потребителя (создание системы оценок)

- Анализ данных и определение  приоритетов

- Внедрение

4. Глобальный подход к  реформам.Решение первоочередной  задачи улучшения качества медицинской  помощи и удовлетворения потребностей  населения в различных видах  медицинской помощи может обеспечить  внедрение системы управления  качеством.

Здесь необходимы согласованные усилия организаторов здравоохранения и практикующих медиков.

Согласно международного стандарта «ИСО 8402» система качества – это совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством. Систему качества можно определить также как совокупность структур ЛПУ, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами с использованием необходимых ресурсов. Модель воздействия системы качества на процесс оказания медпомощи путем последовательной реализации функции управления качеством можно представить в виде петли качества.

Развитие системы качества происходит поэтапно, каждому этапу соответствует свое понимание уровня качества:

1. Соответствие стандарту, т.е. конечному продукту (1950г.)

2. Соответствие использованию (1960г.) Медицинская помощь должна  не только соответствовать стандарту, но и решать определенные задачи.

3. Соответствие фактическим  требованиям (1970 г.) В идеале это  означает высокое качество при  низкой цене.

4. Соответствие скрытым  потребностям, которые могут существенно  влиять на выбор пациента. Для  медицинских учреждений это уровень  комфорта, отношений персонала, эстетическое  оформление и другое.

Всеобщее управление качеством соответствует четвертому уровню понимания.

Структура документации системы качества

1. Руководство по качеству  – описывает систему качества  по элементам со ссылкой на  документированные процедуры, приводит  политику в области качества.

2. Документы, охватывающие  несколько элементов системы  – стандарты программы.

3. Рабочие инструкции  по конкретным вопросам. Для эффективного  управления качества необходимо  представлять, что такое качество  и от чего оно зависит, знать  как организовать управление  качества, т.е. что и как надо  делать для достижения требуемого  уровня качества.

В настоящее время признаны следующие концептуальные модели управления качества:

- Контроль качества –  методы и виды деятельности  оперативного характера, используемые  для выполнения требований к  качеству.

- Обеспечение качества  – виды деятельности, планируемые  и систематически осуществляемые  и подтверждаемые в рамках  системы качества, необходимые для  создания достаточной уверенности  в результатах и выполнении  требований к качеству.

- Непрерывное и всеобщее  повышение качества – мероприятия, осуществляемые с целью повышения  эффективности и результативности  всех процессов деятельности  для получения выгода как для  организации, так и для ее потребителя, направлены на достижение долгосрочного  успеха.

Новый подход к управлению качеством – регулирование качества, включает три важнейших элемента: контроль, анализ, регулирование (выбор и осуществление действий, обеспечивающих поддержание требуемого уровня качества).

Создание системы управления качеством медицинской помощи в ЛПУ включает ряд этапов.

1. Инициативный этап: по инициативе руководства обсуждаются цели и задачи в области улучшения качества, показатели и система оценки качества, выявление и анализ проблем и путей их решения, методы и формы контроля. Сотрудники в подразделениях вырабатывают основные предложения по формированию плана для себя и своих подразделений. Формируется сводный план в области улучшения качества.

2. Этап организации – руководство ЛПУ, через руководителей подразделений, определяет первоочередные проблемы, показатели оценки, методы работы, сроки и ответственных.

3. Этап реализации – сотрудники ЛПУ в соответствии с планами осуществляют деятельность, направленную на разрешение проблем и их причин, руководство проводит мониторинг процессов.

4. Этап контроля – руководство подводит итоги и оценивает деятельность по улучшению качества. Констатируется достижение или не достижение поставленных целей. Соответственно выводам определяются последующие планы.

Внедрение системы управления качеством необходимо начинать с организации группы (комитета, совета, центра) из числа руководства учреждения. Для снижения психологических барьеров и сопротивления к переменам, создания высокой мотивации и профессионального интереса к проблемам качества медицинской помощи необходимо участие сотрудников в разработке методов и методических материалов. Избежать консерватизма возможно также с помощью нововведений, которые в системах управления качеством делятся на две группы:

1. Функциональные – затрагивают  задачи одной из функций управления  качеством и не требуют структурных  изменений системы, например –  поощрение.

2. Системные – затрагивают  несколько функций и вызывают  необходимость внесение изменений  в содержание элементов системы, например изменение формы оплаты  труда.

В задачи рабочей группы по управлению качества медицинской помощи входят:

1. Изучение соответствующих  нормативных документов в области  обеспечения качества, анализ материала.

2. Анализ существующих  проблем и возможностей организации  в обеспечении качества. Для эффективного  выполнения этой задачи целесообразно  организовать обучение членов  группы для достижения единого  видения стоящих проблем и  постановки реальных достижимых  целей.

3. Определение существующих  проблем, которые можно решить. При  этом трудно ответить на вопрос  – Что важнее? – финансовые  затраты, уровень качества медицинской  помощи, оказанной пациенту или  интересы непосредственных исполнителей. Должен быть решен вопрос –  какие проблемы со здоровьем  существуют у обслуживаемого  контингента, как и насколько  эффективно они решаются, какие  затраты несет при этом ЛПУ, какая нагрузка на медперсонал. Современная проблема здравоохранения  заключается в том, что пациент  «разорван на куски», каждый специалист  на достаточно высоком уровне  решает свои специфические задачи. В результате у пациента возникает  чувство «брошенности» и недоверия  качеству медицинской помощи. В  решении этой проблемы ведущая  роль принадлежит сестринской  помощи, как связующему звену  между пациентом и деятельностью  различных служб ЛПУ.

4. Формулировка конкретных  достижимых целей и задач, составление  плана разработки, внедрения и  контроля.

5. Разработка механизма  внедрения, учет результата. Результат  должен быть измеримым. Здесь  нужны не слова, а цифры.

Информация о работе Управление качеством медицинской помощи в учереждениях здравоохранения