Управление качеством медицинской помощи в учереждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Среди проблем Российского здравоохранения в период проведения реформ, в условиях снижения государственного финансирования, сокращения доступности медицинской помощи для экономически необеспеченных групп населения, роста стоимости медицинских услуг особо выделена проблема качества медицинской помощи. В течение последних нескольких лет вопросы обеспечения качества медицинской помощи стали еще более острыми. Получилось так, что страховая медицина действует в России около 10 лет, а качество медицинской помощи в стране не улучшилось, и объем ее не стал больше. Показатели смертности, заболеваемости внушают тревогу и требуют принятия серьезных мер. Социологический опрос населения показал, что в 1990 году неудовлетворенность качеством медицинской помощи высказали 50% опрошенный респондентов, в 20043 г. – 70%.

Содержание работы

Введение 3
Актуальность выбранной темы 3
Глава 1.
Теоретические основы управления качеством 4
1.1 Категории, виды, способы управления качеством 4
1.2 Основные функции управления качеством 6
1.3 Система управления качеством 9
1.4 Анализ и оценка качества и эффективности медицинской
помощи как составные части управления качеством 13
1.5 Контроль качества медицинской помощи как
Управленческий инструмент 19
1.6 Средства контроля качества медицинской помощи 23
1.7 Внутриведомственная система управления качеством
текущих процессов в медицинском учреждении 26
1.8 Непрерывное повышение качества 28
Глава 2.
Управление качеством сестринской помощи 31
2.1 Факторы, влияющие на качество сестринской помощи 31
2.2 Критерии оценки качества сестринской помощи 32
2.3 Основные пути и направления повышения качества
сестринской помощи 33
2.4 Управление качеством текущих процессов на уровне
Среднего медицинского персонала 35
2.5 Стандарты сестринской деятельности 36
2.6 Экспертная оценка качества работы медицинских сестер 37
Глава 3.
Управление качеством медицинской помощи на базе
МУЗ «Городская поликлиника № 15» 38
3.1 Организационная структура поликлиники 38
3.2 Кадровый состав 39
3.3 Основные показатели деятельности 40
3.4 Аккредитация и лицензирование 45
3.5 Анкетирование пациентов по вопросам сестринской
деятельности 45
Заключение 48
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 226.79 Кб (Скачать файл)

А: ( ACTION – корректирующие действия)

6. Осуществление соответствующих  управляющих воздействий. При этом  необходимо принять меры во  избежание повторения отклонений, положить конец нарушениям, устранить  причины, вызвавшие отклонения.

Методы экономически эффективного оказания медицинской помощи согласно идеям доктора Э.Деминга:

1. Постоянство целей – приверженность руководства постоянным улучшениям – критический фактор для поддержания энтузиазма, интереса и соучастия работников на всех уровнях.

2. Новая философия – радикальное переосмысливание взглядов. Вы должны поддерживать постоянное, непрерывное движение в правильном направлении к тому дню, когда весь персонал окажется в процессе улучшения качества всех систем и видов деятельности.

3. Покончите с зависимостью от массового контроля.

4. Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене . Работайте с надежными, высококачественными материалами. Это скажется на вашей репутации у потребителей.

5. Улучшайте каждый процесс.

6. Введите в практику подготовку , переподготовку персонала для улучшения использования каждого из них.

7. Учредите «лидерство» - создайте среду, в которой в которой у работников имеется системная заинтересованность в их работе, а менеджер помогает хорошо ее выполнить. Если сотрудники заинтересованы, то они стараются выполнять работу качественно.

8. Изгоните страхи – работник, испытывающий страх перед руководителем, не может надлежащим образом сотрудничать с ним. Истинное сотрудничество позволит достичь намного больше, чем изолированные индивидуальные усилия.

9. Разрушьте барьеры – люди из разных подразделений должны работать в команде, не тратить время на конфликты, а устранять проблемы.

10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов, требующих высокого качества, но не говорящих о методах достижения.

11. Устраните произвольные задания, нормы, заменив их поддержкой, помощью со стороны вышестоящих руководителей для достижения непрерывного улучшения качества.

12. Дайте работникам возможность гордиться своим трудом.

13. Поощряйте стремление к образованию – организации нужны не просто люди, а работники, совершенствующиеся в результате образования.

14. Определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и проводите в жизнь все рассмотренные принципы.

ГЛАВА 2.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ

2.1 Факторы , влияющие на качество сестринской помощи

Одна из важнейших проблем в управленческой деятельности руководителей сестринских служб – обеспечение высокого качества сестринской помощи. Преобразования в сестринском деле могут осуществляться на основе анализа современного состояния качества сестринской помощи и определения сильных и слабых сторон деятельности медсестер различных специальностей.

Сейчас, в период реформирования отечественного здравоохранения и радикальных изменений в отношении сестринской деятельности, отсутствие четкого разделения границ профессионального участия врачебного и сестринского персонала затрудняет определение границ ответственности медицинских сестер, что не способствует выработке необходимых корректировочных мероприятий в системе управления качеством медицинской помощи. В связи с этим руководители сестринских служб должны проводить самостоятельные исследования и разрабатывать практические мероприятия. Достаточно сложно оценить насколько качество сестринской помощи повлияло на состояние здоровья пациента, в тоже время можно говорить о влиянии совершаемых средним медицинским персоналом ошибок на состояние здоровья пациента, если эти ошибки обнаружены. В настоящее время значительное количество лечебно-профилактических учреждений разрабатывает варианты методик оценки качества работы. Традиционный контроль качества работы медицинской сестры предполагает выявление свершившихся ошибок, причем нередко в последующем не проводится глубокого анализа, выявления причин ошибок, организационных мероприятий по их устранению. Чаще применяются административные воздействия, что не является оптимальным. Поэтому создание системы управления качества медицинской помощи, эффективных методов контроля остается актуальным.

Качество сестринской помощи определяется многими факторами, зависящими или независящими напрямую от медицинской сестры, когда она лишь в некоторой степени способна на них влиять.

Факторы, влияющие на качество сестринской помощи:

· Качество полученного образования

· Повышение квалификации медицинской сестры

· Профадаптация, обучение на рабочем месте

· Степень развития сестринского дела в России, городе или лечебно-профилактическом учреждении

· Уровень требований лечебно-профилактического учреждения к медицинской сестре

· Функции, возлагаемые лечебно-профилактическим учреждением на медицинскую сестру

· Уровень материально-технического оснащения данного лечебно-профилактического учреждения и рабочего места медицинской сестры

· Материальное стимулирование (уровень заработной платы)

· Обеспеченность сестринским персоналом (укомплектованность штатов)

· Наличие достаточного количества младшего медицинского персонала

· Организация труда (смены, нагрузка)

· Наличие контроля со стороны руководителя

· Врачи (к сожалению, до сих пор во многих лечебно-профилактических учреждениях именно врач определяет, что и как делать медицинской сестре и часто этим отрицательно влияют на качество ее работы)

· Основополагающие документы мирового уровня, заставляющие политиков и врачей менять критерии оценки качества

· Основные ценности общества (уважение к личности, ценность здоровья), политиков и людей, принимающих решения в области здравоохранения

· Знания и умения каждой отдельной медицинской сестры

· Отношение медицинской сестры к делу

· Личные качества медицинской сестры

· Четкость взаимодействия внутри команды

· Стиль отношений в команде

2.2 Критерии оценки  качества сестринской помощи

Руководители сестринских служб должны уметь оценивать качество и эффективность сестринской помощи, учитывать и промахи и успехи в работе, организовывать персонифицированный учет качества работы, использовать моральные и материальные средства стимулирования качества труда.

В практической деятельности качество сестринской помощи оценивается по множеству критериев, важнейшими из которых являются:

· Первичная (базовая) подготовка сестринского персонала

· Соответствие квалификации персонала уровню сложности, специфике работы по конкретной специальности

· Профпригодность

· Внешний вид

· Внимание медицинской сестры к пациентам, их семьям

· Личностные качества медицинской сестры (милосердие, сострадание, доброта, отзывчивость)

· Соблюдение этико-дентологических норм при работе с пациентами и в профессиональном коллективе

· Соблюдение правил асептики, антисептики

· Соблюдение правил техники безопасности

· Порядок на рабочем месте в целом

· Правильность оформления медицинской документации

· Своевременность выполнения назначений врача

· Своевременность оказания неотложной доврачебной помощи пациентам при возникновении у них острых состояний

· Соблюдение алгоритма деятельности при выполнении сестринских манипуляций, оказание неотложной помощи

· Обеспечение явки диспансерных больных

· Охват профпрививками

· Инструктаж пациентов о подготовке к различным видам исследований, манипуляций

· Удовлетворенность пациентов качеством сестринской помощи

· Удовлетворенность специалистов сестринского дела характером, условиями труда

2.3 Основные пути  и направления повышения качества  сестринской помощи

Исходя из опыта в период реформирования отечественного здравоохранения, опыта развитых промышленных стран, можно говорить об определенных направлениях повышения качества сестринского помощи:

· Надлежащее материально-техническое и лекарственное, информационное обеспечение деятельности медицинской сестры

· Создание в трудовом коллективе благоприятного психологического климата, атмосферы сотрудничества между врачом и медицинской сестрой

· Поддержка руководителям работы общественных сестринских организаций

· Правильная организация труда сестринского персонала

· Рациональное использование рабочего времени

· Создание надлежащих условий для работы медицинской сестры и пребывания пациентов лечебно-профилактических учреждений

· Использование компьютерных технологий

· Внедрение НОТ в работу медицинской сестры

· Оптимальная нагрузка

· Приемлемая оплата труда

· Обеспечение систематического контроля деятельности

· Непрерывное повышение квалификации

· Аттестация персонала

· Обучение медицинской сестры технологии общения, требованиям должностных инструкций, стандартов деятельности и пр.

· Проведение конференций, семинаров, конкурсов, обмена опытом с другими ЛПУ

· Обеспечение участия всего коллектива в процессе повышения качества сестринской помощи

· Достижение заинтересованности руководящего звена лечебно-профилактического учреждения в создании систем управления качества медицинской помощи и вовлечение руководителей всех уровней в эту работу

· Разработка стандартов и технологий деятельности медицинской сестры, стандартов оснащения рабочих мест

· Внедрение в деятельность лечебно-профилактического учреждения критериев системы Э.Деминга

Основные критерии системы Э.Деминга и рекомендации по их внедрению в работу среднего медицинского персонала

1. Организация работы  медицинского персонала на внедрение  новых технологий, достижений медицинской  науки. Для этого необходимо отслеживать  информацию по данной проблеме, для чего целесообразно в составе  Совета медицинских сестер сформировать  группу, обеспечивающую подачу информации  о все новом и передовом  в медицине. Такая группа должна  быть составлена из уважаемых  в коллективе и пользующихся  доверием людей, поддерживающих  все новое и передовое. Основная  задача группы – обеспечить  информационный поиск передовых  идей, научных достижений, новых  технологий, передового опыта, создание  банка данных по этой проблеме, инициирование через руководство  лечебно-профилактического учреждения  внедрения новых технологий, стандартов, организационных форм работы  с целью повышения ее эффективности  и снижения затратного механизма  в оказании медицинской помощи.

2. Постоянное совершенствование  трудовой деятельности. Для этого  необходимо воспитывать коллектив  в духе постоянного улучшения  работы, что является задачей  всего руководящего состава лечебно-профилактического  учреждения. Персонал должен понимать, что всегда хорошо сделанную  работу можно сделать еще лучше. Только в этом случае будет  осуществляться поиск новых идей, методов работы среднего медицинского  персонала. Если руководство будет  согласно на посредственную работу, оно будет получать ее постоянно  и ошибки будут и ошибки  будут совершаться чаще.

3. Использование стандартов  и критериев как инструмента  оценки достижения результата.

4. Перенос основного контроля  на рабочее место с целью  оценки правильности и качества  выполнения конкретной медицинской  сестрой помощи. Для этого старшая  медицинская сестра должна выделить  время для выборочного контроля  персонала на рабочих местах. Это означает, что в работе  какой-либо медицинской сестры  выделяются ведущие элементы, от  качества выполнения которых  в значительной мере зависит  качество конечного результата  процесса. Во всех случаях контроля  на рабочем месте прослеживается  соответствие выполнения элементов  процесса требованиям стандарта  и технологии. В зависимости от  степени отклонения от стандарта  выставляется бальная оценка.

1 ступень  контроля – старшая медицинская сестра отделения, контроль на рабочем месте.

2 ступень  контроля – главная медицинская сестра, Совет медицинских сестер, КЭК, обеспечение контроля за качеством и регулярностью проведения экспертизы на рабочих местах.

5. Создание в коллективе  атмосферы отсутствия страха  на проводимый контроль, на доклад  о совершенной ошибке, невыполнении  процедуры. В большинстве случаев  работник не является источником  ошибки, он просто исполнитель. Руководители  не должны вести бой против  людей, если хотят избежать ошибок. Наказание работника не решает  проблем возникновения ошибок, а  создает только атмосферу страха  быть наказанным, что приводит  к сокрытию ошибок, а это иногда  может угрожать здоровью пациента.

6. Отказ от старой концепции  невозможности работать без ошибок.

7. Оказание помощи тому, кто хочет повысить свой уровень  качества.

8. Корректирование и внедрение  новых технологий, организационных  форм, улучшение качества, структуры  лечебно-профилактического учреждения  – удел руководителей, которых  необходимо готовить.

2.4 Управление  качеством текущих процессов  на уровне среднего медицинского  персонала

Главную роль в управлении качеством сестринской помощи играет управление качеством текущих процессов на уровне среднего медицинского персонала.

Технология внедрения управления качеством текущих процессов

1. Вовлечение всего руководящего  состава лечебно-профилактического  учреждения в процесс. Первым  шагом будет их обучение (главный  врач, заведующий отделением, главная медицинская сестра, старшая медицинская сестра) новой идеологии бездефектной работы, вопросам управления и контроля текущих процессов.

2. Издание директивного  документа, определяющего роли и  задачи главной медицинской сестры, заведующего отделением, старшей  медицинской сестры, всего среднего  медицинского персонала в процессе  улучшения качества медицинской  помощи. Этим же документом необходимо  создать рабочий орган при  главной медицинской сестре, на  который должна быть возложена  работа по внедрению системы  управления качеством и вовлечение  всего коллектива в процесс  улучшения качества медицинской  помощи.

Информация о работе Управление качеством медицинской помощи в учереждениях здравоохранения