Управление качеством медицинской помощи в учереждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Среди проблем Российского здравоохранения в период проведения реформ, в условиях снижения государственного финансирования, сокращения доступности медицинской помощи для экономически необеспеченных групп населения, роста стоимости медицинских услуг особо выделена проблема качества медицинской помощи. В течение последних нескольких лет вопросы обеспечения качества медицинской помощи стали еще более острыми. Получилось так, что страховая медицина действует в России около 10 лет, а качество медицинской помощи в стране не улучшилось, и объем ее не стал больше. Показатели смертности, заболеваемости внушают тревогу и требуют принятия серьезных мер. Социологический опрос населения показал, что в 1990 году неудовлетворенность качеством медицинской помощи высказали 50% опрошенный респондентов, в 20043 г. – 70%.

Содержание работы

Введение 3
Актуальность выбранной темы 3
Глава 1.
Теоретические основы управления качеством 4
1.1 Категории, виды, способы управления качеством 4
1.2 Основные функции управления качеством 6
1.3 Система управления качеством 9
1.4 Анализ и оценка качества и эффективности медицинской
помощи как составные части управления качеством 13
1.5 Контроль качества медицинской помощи как
Управленческий инструмент 19
1.6 Средства контроля качества медицинской помощи 23
1.7 Внутриведомственная система управления качеством
текущих процессов в медицинском учреждении 26
1.8 Непрерывное повышение качества 28
Глава 2.
Управление качеством сестринской помощи 31
2.1 Факторы, влияющие на качество сестринской помощи 31
2.2 Критерии оценки качества сестринской помощи 32
2.3 Основные пути и направления повышения качества
сестринской помощи 33
2.4 Управление качеством текущих процессов на уровне
Среднего медицинского персонала 35
2.5 Стандарты сестринской деятельности 36
2.6 Экспертная оценка качества работы медицинских сестер 37
Глава 3.
Управление качеством медицинской помощи на базе
МУЗ «Городская поликлиника № 15» 38
3.1 Организационная структура поликлиники 38
3.2 Кадровый состав 39
3.3 Основные показатели деятельности 40
3.4 Аккредитация и лицензирование 45
3.5 Анкетирование пациентов по вопросам сестринской
деятельности 45
Заключение 48
Список литературы 49

Файлы: 1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 226.79 Кб (Скачать файл)

Основные задачи такого рабочего органа:

· Планирование работы по внедрению системы качества, разработка критериев оценки качества, методики оценки, реализация намеченных мероприятий, анализ их эффективности, дальнейшее совершенствование работы

· Обучение среднего медицинского персонала современным представлениям о качестве медицинской помощи и методике ее оценки

· Обучение медицинского персонала технологиям и стандартам, внедряемым в лечебно-профилактическое учреждение с последующим тестированием и оценкой практических навыков

· Внедрение критериев системы Деминга в работу всего коллектива

· Разработка методики контроля сестринского процесса, обсуждение ее коллективом, утверждение на уровне руководства лечебно-профилактического учреждения

· Организация системы контроля качества на рабочих местах с выделением основных элементов сестринского процесса, подлежащего контролю

· Мониторинг эффективности внедряемой системы управления и контроля качества текущих процессов, разработка мероприятий по ее совершенствованию

Ступени создания системы обеспечения качества сестринской помощи:

1) Возложите ответственность. Ее должен нести попечительский  совет лечебно-профилактического  учреждения – Совет медицинских  сестер.

2) Определите объем оказываемой  сестринской помощи. Какую помощь  оказываете, чем, кем, как она обеспечена.

3) Идентифицируйте важные  аспекты обслуживания. Встречаемые  наиболее часто, или выполнение  которых подвергает пациента  серьезному риску.

4) Определите индикаторы, имеющие отношение к важным  аспектам обслуживания. То, что можно  измерить, оценить.

5) Установите пороговое  значение для оценки. Пороговая  величина – это уровень податливаемости.

6) Соберите и сгруппируйте  данные по полученным результатам, всем действиям.

7) Оцените качество.

8) Предпримите уместные  шаги для решения проблемы  после ее определения. Организация  обучения, вознаграждение, административные  изменения, изменение окружающей  среды.

9) Оценка эффективности  действий. Сбор и анализ данных.

10) Распространите информацию  по всему лечебно-профилактическому  учреждению в рамках борьбы  за качество сестринской помощи.

2.5 Стандарты сестринской  деятельности

Управлять качеством сестринской помощи можно лишь тогда, когда деятельность медицинской сестры изучена, структурирована, нормирована и, следовательно, может быть оценена в соответствии со стандартом. В 1999г. Ассоциация медицинских сестер разработала стандарты практической деятельности медицинской сестры, включив в их состав алгоритм действий для проведения процедуры, цели проведения. Благодаря им медицинская сестра может самостоятельно контролировать свои действия и их результативность. Это позволяет вести контроль качества сестринской помощи на базовом уровне – уровне самоконтроля. В период, пока нет утвержденных стандартов, целесообразно разрабатывать местные стандарты; регламентирующие нормативные требования к выполнению сестринских манипуляций и являющиеся «эталоном» для определения правильности и оценки качества их выполнения.

Существуют различные виды стандартов:

1. Стандарты структуры - они  касаются вопросов регулирования  сестринской практики и включают  организацию работы служб сестринской  помощи, набор персонала, отбор и  подготовку кадров, обеспечение  необходимым оборудованием и  помещениями, а так же все нормативные  и юридические требования.

2. Стандарты процесса  – касаются непосредственно действий, выполняемых медицинской сестрой  и определяют качество оказываемой  сестринской помощь. Стандарты процесса  должны разрабатываться для всех  процедур и практических мероприятий, проводимых в рамках сестринской  практики (алгоритмы манипуляций).

3. Стандарты (критерии) результатов  – описывают реакцию пациентов  на планируемую помощь. Стандарты  результатов – это ожидаемые  изменения в состоянии пациента  после практических мероприятий, проведенных медицинской сестрой. Они могут включать определенную  долю удовлетворенности результатами  оказанной ему помощи.

4. Стандарты содержания  – описывают характер информации, которая должна регистрироваться  медицинской сестрой и доводиться  до сведения других медицинских  работников, а так же просветительскую  работу среди пациентов и их  близких (например: рекомендации по  подготовке к различным видам  исследований).

Стандарты оценки качества по профессиональной трудовой деятельности можно разделить на группы:

1. качество ухода – медицинская сестра систематически оценивает качество и эффективность сестринской практики.

2. оценка трудовой деятельности – медицинская сестра оценивает свою практику по отношению к стандартам.

3. образование – медицинская сестра получает знания по сестринской деятельности, поддерживает их на соответствующем уровне.

4. коллегиальность – медицинская сестра вносит вклад в профессиональное развитие коллег.

5. этика – все действия медицинской сестры определяются этическим кодексом.

6. сотрудничество – с пациентом, его родственниками.

7. научные исследования – использование научных достижений в практике.

8. использование ресурсов – медицинская сестра принимает во внимание факторы безопасности, эффективности, стоимости оказания помощи.

2.6 Экспертная  оценка качества работы медицинских  сестер

Основные требования к методике экспертной оценки качества работы медицинской сестры

1. Отражение сути деятельности  конкретной категории работника.

2. Доступность для широкого  круга медицинского персонала.

3. Оценка действия медицинской  сестры, направленных на устранении  обнаруженных ошибок предшествующим  медицинским персоналом.

4. Минимизация субъективизма  оценки и регистрации данных  экспертизы.

5. Наличие возможности  количественной оценки качества  медицинской помощи.

Экспертная карта

Дата контроля

Фамилия, имя, отчество медицинской сестры

Виды деятельности и максимальное число баллов

ИТОГО баллов

Соблюдение технологии манипуляций и процедур

Соблюдение технологии забора биоматериала для исследования

Соблюдение правил асептики при выполнении процедур

Соблюдение правил предстерили-зационной подготовки материала, инструментов

01.02.03

Иванова А.И.

2

2

2

2

8


Оценка проводится по трем параметрам:

Полное выполнение элемента стандарта – 2 балла

Частичное выполнение – 1 балл

Неправильное выполнение элемента (невыполнение) – 0 баллов

Высчитывается средний балл, оценка выносится медицинской сестре в контрольную карту. Высчитывается за определенный промежуток времени:

ИКК (интегральный коэффициент)= число набранных баллов

Идеальное (мах) число баллов

Норма = 1.

Деятельность различных работников может быть рассмотрена как процессы, подлежащие контролю.

Процесс – это серия операций (видов деятельности), которые осуществляются с определенной целью, направленной прямо или косвенно на обслуживание пациента, приводящей к определенному конечному результату. можно определить протяженность любого процесса, выделить главные элементы процесса на всем его протяжении, подлежащие контролю.

Изучая существующее положение дел необходимо задать себе 5 управленческих «почему?»:

1) Почему то, что делается, вообще делается? Может это делается  по старой традиции, как было  заведено когда-то?

2) Почему то, что делается, делается так, как делается?

3) Почему то, что делается, делается там, где делается?

4) Почему то, что делается, делается тогда, когда делается?

5) Почему то, что делается, делается тем, кем делается?

Отвечая на эти вопросы можно выявить ряд проблем в организации деятельности персонала и наметить мероприятия по их устранению.

6. Необходимо иметь стандарты  и разработать документацию по  применяемым технологиям. Только  они могут быть серьезным инструментом  для измерения качества текущих  процессов.

ГЛАВА 3.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА БАЗЕ МУЗ «ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 15»

3.1 Организационная  структура поликлиники

Муниципальное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 15» обслуживает жителей поселка Строитель, Шлаковый, Никуличи, Искра, деревни Качево, Мордасово, Реткино, в/ч 05877. здания поликлиники расположены пор адресу: ул Качевская, д.34, корп.1 и ул. Куйбышевское шоссе, д.6.

Организационная структура поликлиники

Главный врач

Секретарь

Инспектор отдела кадров


Заместитель главного врача по экономике

Заместитель главного врача по КЭР

Заместитель главного врача по МЧ


Терапевтическое отделение на 10 участков

Главная медицинская сестра

Детский кабинет

Здравпункты

Заведующий отделением

Старшая медицинская

сестра

Старший педиатр

Врачебный – 1 (РКРЗ)

Участковые терапевты

Участковый педиатр

Фельдшерские – 3

(ТЭЦ, Теплоприбор, Бетон)

       

Участковые медицинские сестры

Подростковый врач

               

Участковые медицинские сестры

                     

Специализированные кабинеты

Ревматолог

Кардиолог

Гастроэнтеролог

Эндокринолог

Инфекционист

Акушер-гинеколог

Офтальмолог

Отоларинголог

Невролог

Дермато-венеролог

Физиотерапевт

Стоматолог

Уролог

Хирург

Эпидемиолог

Лечебно-диагностические службы

ФГС (эндоскопия)

УЗИ

ФТО

Рентгенкабинет

Процедурный кабинет

Кабинет функциональной диагностики (ЭКГ)

Клинико-диагностическая лаборатория (общеклинические, гематологические, биохимические, иммунологические, микробиологические, коагулологические анализы)

Вспомогательные службы

статистика

гараж

бухгалтерия

хозблок

ЦСО


Городская поликлиника № 15 рассчитана на 200 посещений в смену.

Сестринская служба на уровне МУЗ «Городская поликлиника № 15»

Главная медицинская сестра

Совет медицинских сестер

   

Старшая медицинская сестра

Медицинские сестры

Пациент


Поликлиника полностью укомплектована штатами, многие сотрудники работают по совместительству.

3.2 Кадровый состав

Штатное расписание и укомплектованность поликлиники кадрами

Наименование

Штатные единицы

Занятые единицы

Физические лица

Укомплек-

тованность (%)

Совместители (%)

Врачи

41,0

41,0

25

100

49

Средний медперсонал

100,0

100,0

63

100

34

Младший медперсонал

31,25

31,25

21

100

34

Психолог

0,25

-

-

-

-

Прочие

42,25

42,25

24

100

43

ИТОГО

214,75

214,5

139

99,9

66


Большой процент совместительства объясняется низкими штатными окладами, что заставляет сотрудников подрабатывать как в поликлинике, так и в других лечебных учреждениях.

Квалификационные категории сестринского персонала

Всего физических лиц

63

Из них пенсионеров

11

Молодые специалисты

5

Прошли специализацию

58

Имеют сертификат

44

Являются членом РАМС

40

Имеют 1 квалификационную категорию

26

Имеют 2 квалификационную категорию

7

Имеют высшую квалификационную категорию

8


Повышение квалификации медицинских сестер проводится по плану на базе Рязанского медицинского училища повышения квалификации. Аттестация проходит каждые пять лет.

3.3 Основные показатели  деятельности

Информация о работе Управление качеством медицинской помощи в учереждениях здравоохранения