Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
1) Изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
2) Осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
3) Изучение типологии стратегий, практика их применения;
4) Практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
1. Стратегический анализ внешней макросреды (SLEPT-анализ)…………….5-8
2. Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации
2.1. Отраслевой стратегический анализ внешней среды
2.1.1. Характеристика и основные показатели бизнес-области……….9-15
2.1.2. Анализ конкурентных сил по модели М.Портера……………….16-21
2.1.3. Ключевые факторы успеха………………………………………..21-22
2.1.4. Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли...22-27
2.2. Анализ внутренней среды бизнеса
2.2.1. Анализ основных показателей бизнеса…………………………...28-29
2.2.2. Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса………………..…29-30
2.2.3. Сводная оценка конкурентной позиции отделения……………...30-32
2.3. SWOT- анализ……………………………………………………………..32-34
3. Матричный анализ бизнес-портфеля корпорации
3.1. Матрица GE/McKinsey…………………………………………………...35-37
3.2. Матрица Hoffer/Shendel…………………………………………………37-38
3.3. Анализ финансовых потоков корпорации …………………………....38-43
3.4. Варианты стратегического развития корпорации……………………43-44
4. Обоснование выбора стратегии развития корпорации……………………45
5. Стратегия развития бизнеса (отделения)
5.1. Товарно-рыночная стратегия……………………………………………46
5.2. Стратегия конкуренции…………………………………………………46-47
5.3. Стратегия внутреннего развития……………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 437.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СИБСТРИН)

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия

 

 

 

Студент _________________________________________    Гриднева А. С.

Специальность: 060800, «Экономика и управление на предприятии                           (в строительстве)», группа 451

Руководитель проекта ________________________________ Шерстяков А. А.

Работа защищена _______________________Оценка _____________________

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4

  1. Стратегический анализ внешней макросреды (SLEPT-анализ)…………….5-8
  2. Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации
    1. Отраслевой стратегический анализ внешней среды
      1. Характеристика и основные показатели бизнес-области……….9-15
      2. Анализ конкурентных сил по модели М.Портера……………….16-21
      3. Ключевые факторы успеха………………………………………..21-22
      4. Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли...22-27
    2. Анализ внутренней среды бизнеса
      1. Анализ основных показателей бизнеса…………………………...28-29
      2. Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса………………..…29-30
      3. Сводная оценка конкурентной позиции отделения……………...30-32
    3. SWOT- анализ……………………………………………………………..32-34
  3. Матричный анализ бизнес-портфеля корпорации
    1. Матрица GE/McKinsey…………………………………………………...35-37
    2. Матрица Hoffer/Shendel…………………………………………………37-38
    3. Анализ финансовых потоков корпорации …………………………....38-43
    4. Варианты стратегического развития корпорации……………………43-44
  4. Обоснование выбора стратегии развития корпорации……………………45
  5. Стратегия развития бизнеса (отделения)
    1. Товарно-рыночная стратегия……………………………………………46
    2. Стратегия конкуренции…………………………………………………46-47
    3. Стратегия внутреннего развития……………………………………….47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...49

 

Введение

 

В современных условиях степень самостоятельности и ответственности организаций значительно возрастает. Разработка стратегии является одной из основных функций современного менеджмента.

Стратегия – генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели.

Стратегия распадается на множество конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой. В общем смысле стратегический план управления фирмой направлен на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.

Задача фирмы – создать стратегии, базирующиеся на таком наборе ресурсов и способностей, которые трудно поддаются копированию и воспроизведению. Для достижения успеха часто одновременно используются несколько стратегий, но поскольку реализация стратегии – всегда риск, считается необходимым ограничивать их число.

Задача стратегии состоит в создании фирме конкурентного преимущества, устранении негативного эффекта нестабильности окружающей среды, обеспечении доходности, уравновешении внешних требований и внутренних возможностей.

Коренное изменение строительных организаций и их менеджмента является одной из особо сложных проблем настоящего времени в инвестиционно-строительной деятельности. Ключ к будущему лежит в управлении изменениями, так как единственной константой в современном бизнесе остается изменение.

Для выживания в меняющемся мире строительные организации должны пересматривать свои цели и стратегии, приводить их в соответствие с изменениями внешней среды и самих организаций. Радикальное их изменение сказывается на всех остальных переменных.

Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.

 

Задачи:

  1. Изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
  2. Осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
  3. Изучение типологии стратегий, практика их применения;
  4. Практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

Процесс стратегического управления в фирме происходит на четырех уровнях: корпоративном, уровне бизнеса, функциональном и оперативном. Корпоративная стратегия относится к организации как к единому целому и определяет те направления деятельности, которыми занимается предприятие. Бизнес стратегия соответствует каждому виду бизнеса и направлена на достижение и удержание конкурентных преимуществ в данной области.

Кроме того, данный проект включает разработку стратегии для конкретного ресурса организации – персонала. Поскольку персонал является основным ресурсом фирмы, определяющим в первую очередь успех деятельности всей организации. Данная стратегия должна быть неразрывно связана со стратегией организации, ее целями и задачами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ

Традиционно внешняя среда бизнеса разделяется на макросреду и микросреду. Макросреда включает институты и факторы, косвенным образом действующие на уровне страны или региона на все хозяйствующие субъекты на их территории. Микросреда (или непосредственное окружение), напротив, оказывает непосредственное влияние на организацию, включая в себя физических и юридических лиц, непосредственно взаимодействующих с организацией в процессе ее текущей деятельности (конкуренты, поставщики, потребители и т.д.)

Анализ макросреды чаще всего выполняется по схеме SLEPT, которая предполагает выделение 5 групп факторов влияния макросреды:

  1. Социальные;
  2. Правовые;
  3. Экономические;
  4. Политические;
  5. Технологические.

Оценка общего влияния каждого фактора для России производится по шкале от -5 (максимально негативное влияние фактора на бизнес) до +5 баллов (максимально позитивное влияние).

Вес фактора отражает степень его значимости для строительной организации (специализирующейся в области жилищного строительства). Сумма весов по каждой группе факторов должна быть равна единице.

Средневзвешенная оценка определяется по каждой группе факторов, как средняя арифметическая взвешенная (сумма произведений оценки на вес по всем факторам в группе).

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни; разделяемые людьми ценности; демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Значение социальной компоненты очень важно, так как она является всепроникающей, влияющей как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации.

Наличие единой законодательной базы является важным фактором в сфере строительства. Кроме того, ввод в действие ряда законов обеспечивает стабильность этого вида деятельности.

Анализ правового регулирования, предполагает изучение законов и других нормативных актов, устанавливающий правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как уровень инфляции, характер экономики страны, развитость экономической инфраструктуры (связь, транспорт и т.д.), динамика доходов населения, налоговая база и др.

  В настоящее время в России наблюдается стабильная политическая ситуация. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.

С точки зрения руководителя фирмы государство должно создавать условия, в которых можно эффективно достигать своих целей: условия инвестирования, правовая определенность и т. д. А с точки зрения политики руководитель организации призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка, то есть обеспечение экономического роста, снижение безработицы и других, крупных общественно-значимых проблем. Взаимодействие же организации с региональными и муниципальными органами власти происходит во время регистрации фирмы, сертификации, регистрации товарных знаков, стандартизации, экологического контроля.

Технологический фактор во многом является наиболее влияющим на деятельность строительной организации, на ее технологии. Важной тенденцией, присущей почти всем отраслям строительства, это внедрение новых технологий.

Другая важная тенденция – повышение требований к охране труда и защите окружающей среды, что влияет на дальнейшее технологическое развитие. На первом плане – уменьшение шума, расхода электроэнергии и выброса газов.

Таким образом, проведем SLEPT – анализ и занесем данные в  таблицу 1.1.

Таблица 1.1 - SLEPT – анализ

Группа факторов

Факторы

Значение фактора (Ai)

(-5…+5)

Вес фактора (pi)

(0…1)

Взвешенная оценка,

Ai * pi

 

 

S

 

 

1. Неблагоприятная демографическая  ситуация

-2

0,3

 

 

-0,6

 

2. Низкая продолжительность жизни

-3

0,3

3. Высокий уровень образования

+1

0,2

4. Средний трудоспособный возраст

+2

0,2

 

 

 

 

 

 

 

L

1. Низкий уровень развития законодательной базы

-3

0,3

 

 

 

 

     -3

 

 

2. Усложненные и неоднозначно  определенные процедуры оформления  документов по отводу земли  и выполнению технических условий

-4

0,2

3. Нестабильность законодательной базы

-3

0,3

4. Слабая судебная система 

-2

0,2

 

 

 

 

 

 

E

1. Темп роста ВНП

3

0,3

 

 

 

 

 

-0,1

 

 

 

2. Уровень инфляции

-2

0,1

3. Сырьевой характер экономики  страны

-3

0,1

4. Слаборазвитость экономической инфраструктуры

-2

0,1

5. Инвестиционная привлекательность

2

0,2

6. Медленный рост доходов населения

-1

0,1

7. Высокие налоги

-2

0,1

Р

1. Стабильность политической власти

+1

0,4

 

0,1

2. Высокий уровень коррупции

-3

0,3

3. Открытая внешняя политика

+2

0,3

 

 

       Т

 

1. Недостаточное внедрение новых технологий, материалов вследствие слабого инвестирования

-2

0,3

 

-1,7

 

2. Использование устаревших технологий, материалов

-3

0,5

3. Рост в области науки и  технологий

2

0,2


 

        Таким образом, мы провели SLEPT-анализ и выявили оценки, характеризующие реальное состояние социальной, правовой, экономической, политической и технологической сфер. Исходя из полученных данных видно, что положительную оценку имеет только политическая сфера, что характеризует наиболее благоприятное воздействие с ее стороны на отрасль строительства. Однако она характеризуется оценкой 0,1, что обуславливает, скорее, недавнюю стабилизацию в сфере. Состояние социальной и экономической сфер характеризуется хоть и небольшим, но все, же пока отрицательным значением. Состояние технологической сферы на данном этапе экономического развития находится в тяжелом положении, что очень пагубно сказывается на развитии строительного бизнеса России. Что касается правовой сферы, то ее состояние оценивается практически самой низкой оценкой, что выявляет очевидные проблемы для строительного бизнеса со стороны правовой защищенности.

 

 

 

 

 

2 Стратегический анализ внешней и внутренней среды бизнеса

2.1 Анализ конкурентной среды

2.1.1 Характеристика и основные показатели бизнес - области

Темп роста ВНП по данным 2013 и 2012 годов представляется неизменным на уровне 1,08. Индекс инфляции также меняется в эти год, в 2012 он составляет  1,11, в 2013 – 1,04. Продукцией целевого рынка является жилье экономического класса. Далее, произведем анализ размера рынка. В связи с тем, что данные показатели представлены   в ценах тех годов, в которых они зафиксированы, переведем эти показатели к ценам 2014 года.

На 2011 год показатель имел значение равное 2683142 тыс. р., умножим это значение на индекс инфляции 2012 года, равный 1,11, и на на индекс инфляции 2013 года, равный 1,04, и получим значение равное 3097419,12 тыс. р.

Размер рынка в 2014г.: прогнозный год просчитаем путем умножения прогноза спроса на 2014 год (квартир) на среднюю цену квартиры в 2013 году (тыс. р.): 1250*900 = 1935000 тыс. р.

В таблице приведен расчет показателей динамики отрасли. Темп роста отрасли определяется как отношение размера рынка в определенном году к размеру рынка предыдущего года. Коэффициент динамики темпов роста определяется как отношение темпа роста в календарном году к темпам роста прошлого года. Значение большее 1 означает ускорение, меньше – замедление роста рынка. Сведем полученные данные в таблицу 2.1. 

Таблица 2.1 - Показатели динамики рынка

Год

Размер рынка

(в ценах 2014 г.)

Размер рынка

(в ценах 2013 г.)

Темп роста рынка

Коэффициент динамики темпа роста

Стадия Ж.Ц.

(эволюция рынка)

2011

2683142

3097419,12 (2683142*1,11*1,04)

-

-

-

2012

1489144

1548709,76

(1489144*1,04)

0,519

-

Насыщения (временное сокращение)

2013

1378351

1378351

0,899

1,782

Насыщения

2014

1935000

1935000

1,42

1,579

Насыщения

Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия