Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
1) Изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
2) Осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
3) Изучение типологии стратегий, практика их применения;
4) Практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
1. Стратегический анализ внешней макросреды (SLEPT-анализ)…………….5-8
2. Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации
2.1. Отраслевой стратегический анализ внешней среды
2.1.1. Характеристика и основные показатели бизнес-области……….9-15
2.1.2. Анализ конкурентных сил по модели М.Портера……………….16-21
2.1.3. Ключевые факторы успеха………………………………………..21-22
2.1.4. Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли...22-27
2.2. Анализ внутренней среды бизнеса
2.2.1. Анализ основных показателей бизнеса…………………………...28-29
2.2.2. Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса………………..…29-30
2.2.3. Сводная оценка конкурентной позиции отделения……………...30-32
2.3. SWOT- анализ……………………………………………………………..32-34
3. Матричный анализ бизнес-портфеля корпорации
3.1. Матрица GE/McKinsey…………………………………………………...35-37
3.2. Матрица Hoffer/Shendel…………………………………………………37-38
3.3. Анализ финансовых потоков корпорации …………………………....38-43
3.4. Варианты стратегического развития корпорации……………………43-44
4. Обоснование выбора стратегии развития корпорации……………………45
5. Стратегия развития бизнеса (отделения)
5.1. Товарно-рыночная стратегия……………………………………………46
5.2. Стратегия конкуренции…………………………………………………46-47
5.3. Стратегия внутреннего развития……………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 437.79 Кб (Скачать файл)

В 2013 году фирма имеет долю 78,7%, а доля крупнейшего конкурента 20,6%. ИХХ увеличился и составляет 6618, а значит, мы усиливаем свои позиции. Разброс рентабельности небольшой +7%. Это говорит о том, что наша организация усилила свои позиции, т.е. мы обладаем перспективами по сравнению с конкурентами. Характер конкуренции - вытесняющий, т.к. на рынке наша фирма является явный лидер, мы увеличиваем свою долю на рынке за счет других конкурентов.

Также можно сделать вывод, что по основным показателям продукции фирмы, жилье экономического класса, опережает продукцию конкурентов:

    1. большой разброс площади квартир,
    2. большой выбор районов застройки,
    3. развитая инфраструктура районов.

Влияние производителей товаров-заменителей.

Фирмы одной отрасли промышленности нередко вступают в отношения острой конкуренции с фирмами другой отрасли промышленности, поскольку выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми. Воздействие на конкуренцию товаров-субститутов проявляется по-разному.

Во-первых, наличие доступных и конкурентоспособных   по   цене   товаров-субститутов   заставит   компании промышленных отраслей установить цены,  которые позволят потребителям не переходить на заменители, а самим компаниям не подорвать свое положение на рынке. Этот потолок цен в то же самое время ограничивает прибыли, которые могут получить производители, если они не найдут способы ограничить расходы. Во-вторых, наличие заменителей дает возможность потребителям сравнить качество и характеристики продукции, а не только ее цену. В условиях жесткой конкуренции со стороны продуктов-заменителей фирмы данной отрасли промышленности должны внушить потребителям, что их продукт имеет больше преимуществ по сравнению с заменителем. Как правило, это требует разработки конкурентоспособной стратегии, позволяющей  дифференцировать  промышленное  изделие  от товаров-субститутов посредством сочетания более низких цен, более высокого качества, лучшего обслуживания и более желательных для потребителя возможностей использования.

Заменителями для продукции нашей фирмы являются коттеджи, жилье повышенной комфортности и элитное жилье. Анализ производительности товаров заменителей представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3. - Анализ производительности товаров-заменителей

Товары-заменители

Значения

Доля в общем

Соотношение потенциала и прогноза спроса

прогноз

потенциал

прогноз

потенциал

Жилье эконом-класса

2150

8420

0,15

0,19

3,9

Жилье повышенной комфортности

8020

18513

0,49

0,45

2,3

Элитное жилье

3136

7687

0,19

0,18

2,5

Коттеджи

2906

7675

0,18

0,18

2,6

ИТОГО

16212

42295

1

1

-


 

На основе данной таблицы, можно сделать вывод, что ситуация стабильна, товары-заменители не влияют, т.к. значения прогноза и потенциала спроса в долях почти равны.

 

Давление со стороны потенциальных конкурентов

Фирмы, только что появившиеся на рынке, обладают новыми производственными мощностями, желанием обеспечить себе долю рынка и иногда значительными ресурсами, необходимыми для конкурентной борьбы. Серьезность угрозы появления новых конкурентов зависит от двух факторов: барьеров на пути проникновения на рынок и ожидаемой реакции компаний, уже действующих на рынке, на приход нового соперника. Если новичку сложно заполучить долю рынка и/или по экономическим причинам его положение менее благоприятно, чем положение фирм, уже действующих на данном рынке, то, значит, в отрасли существуют барьеры, препятствующие проникновению на рынок.

 Наиболее  вероятно появление потенциальных  конкурентов из отраслей, связанных  с жилищным строительством, которые  близки к сокращению или уже  сокращаются. Для определения такой  возможности необходимо рассчитать  соотношение потенциала и прогноза  спроса для таких отраслей  и сопоставить с соотношением  для рассматриваемой отрасли (таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Анализ влияния потенциальных конкурентов

Показатели

Жилье экономического класса

Жилье повышенной комфортности

Элитное жилье

Коттеджи

Потенциал спроса

(по заданию)

8420

18513

7687

7675

Прогноз спроса

(по заданию)

2150

8020

3136

2906

Соотношение

3,9

2,3

2,5

2,6


 

Из расчетов видно, что влияние конкурентов можно не учитывать, т.к.  соотношение потенциала спроса к прогнозу спроса больше 2. А это означает, что ожидать перехода на наш рынок нецелесообразно, т.к. они могут спокойно существовать и на своем рынке.

 

Рыночная власть поставщиков.

Являются ли поставщики той или иной отрасли промышленности сильной или слабой конкурентной силой, зависит от условий, сложившихся в отрасли, фирм-поставщиков и от значимости для потребителя товара, который они поставляют. Конкурентное влияние со стороны поставщиков в значительной степени снижается, если изделие, которое они поставляют, является стандартным предметом потребления, поставляемым на открытый рынок большим количеством фирм, полностью обеспечивающих спрос. Тогда достаточно просто выбрать из перечня поставщиков нескольких производителей и разместить у них заказы, порождая тем самым конкуренцию среди них. В этом случае поставщики могут воздействовать на рынок только тогда, когда предложение их продукции ограничено, а потребители испытывают настолько острую необходимость в ней, что готовы согласиться на условия, более предпочтительные для поставщиков. Конкурентная сила поставщиков также снижается в том случае, если на рынке появились большие партии товаров-заменителей, а переключение на них не представляется сложным и не требует значительных затрат.

Рыночная власть поставщиков в строительстве определяется высокой материалоемкостью продукции отрасли. Но если среди поставщиков имеется конкуренция, их возможность диктовать условия минимальна. Также влияние поставщиков может быть минимизировано развитием вертикальной интеграции. Наблюдается концентрация поставщиков (ИХХ рынка основных материалов = 3420). Можно сказать, что ситуация близка к монополизации. В дальнейшем может быть целесообразно приближение к вертикальной интеграции. Доля продукции подсобных производств в себестоимости = 19%. Это говорит о развитости подсобных производств.

Конкурентная власть потребителей.

Конкурентная сила покупателей так же, как и поставщиков, может колебаться от сильной до слабой. Покупатели пользуются преимуществами в сделках в целом ряде случаев. Они наиболее очевидны, если покупатели крупные, и если они приобретают значительную долю изделий, выпускаемых промышленностью. Чем крупнее покупатели и чем больше количество изделий, которое они приобретают, тем больше их возможности влияния на ход переговоров с продавцами. Нередко крупным покупателям удается добиться уступок в цене и других благоприятных условий для себя. Покупатели выигрывают и в том случае, если затраты, обусловленные переходом на конкурирующие изделия или заменители, относительно низки. В любое время покупатели могут удовлетворить свои запросы, обратившись к нескольким продавцам, а не ориентироваться на какую-то одну марку товара, так как у них есть дополнительные возможности для переговоров. Если изделия продавцов действительно идентичны, то издержки покупателей при смене продавцов будут малы или сведены к нулю. Однако если изделия продавцов значительно отличаются друг от друга, покупатели не смогут перестроиться без больших для себя затрат.

Однако, в нашем случае конкурентную власть потребителей можно считать недействительной, т.к. потребители многочисленны.

                             2.1.3 Ключевые факторы успеха

Ключевые факторы успеха (КФУ) — это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые фирма должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. Определение ключевых факторов успеха фирмы с учетом преобладающих и прогнозируемых условий развития отрасли и конкуренции в ней является важнейшей аналитической задачей. По крайней мере, руководство компании должно знать отрасль достаточно хорошо, чтобы определить, что является более, а что менее важным для успеха в конкурентной борьбе.  Они зависят: от экономической и технической характеристики отрасли; используемых в отрасли средств конкурентной борьбы.

В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия: НИОКР, маркетинг, производство, финансы, управление и т.д. На практике ключевые факторы успеха могут иметь разнообразные формы, это может быть квалифицированный персонал, низкая себестоимость продукции, высокая доля рынка, эффективная реклама, имидж предприятия. КФУ выявляются на основе анализа лидеров рынка, факторов, обеспечивающих успешность их деятельности.

Обычно число КФУ не превышает трех-четырех.

Выберем ключевые факторы успеха:

- улучшение  качества продукции – позволит  повысить привлекательность жилья, стимулировать спрос;

- высокая  степень использования производственных  мощностей;

- высокие, самые современные технологии (преимущество в технологии может коренным образом изменить обстановку внутри отрасли, делая возможным производство новых и/или лучших товаров с меньшими издержками, и открыть новые перспективы для отрасли в целом).

         2.1.4 Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли

Завершающим шагом анализа отрасли и конкурентной ситуации является оценка ситуации в отрасли в целом и выработка мнения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в перспективе.

Определение комплексной оценки базируется на экспертном методе и включает следующие этапы:

  1. Выбор 3-4 факторов (критериев), характеризующих привлекательность отрасли;
  2. Оценку каждого из факторов по 5-бальной шкале;
  3. Определение веса (степени важности) каждого из факторов, используя метод анализа иерархий Т.Саати;
  4. Расчет комплексной оценки как средней геометрической взвешенной.

Расчет комплексной оценки оформляется в табличной форме (таблица 2.4).

Выбор факторов привлекательности отрасли. На стабильных стадиях наиболее подходящие для оценки следующие факторы:

1) уровень рентабельности;

2) уровень конкуренции;

3) стабильность  отрасли;

4) потенциал  спроса

Оценка факторов.

Значение каждого фактора следует оценить с точки зрения привлекательности отрасли по 5 балльной шкале:

1 балл  – низкий уровень.

2 балла  –  уровень ниже среднего;

3 балла – фактор отражает средний уровень привлекательности отрасли;

4 балла  — уровень «выше среднего»;

5 баллов –  высокий уровень;

Балльная оценка значений факторов выполняется относительно среднего регионального или рекомендуемого их значения.

Оцененные факторы не являются равнозначными, некоторые из них более важны, в большей степени характеризуют привлекательность отрасли. Для учета различия в степени значимости (важности) факторов необходимо определить их весовые коэффициенты (веса). Применим метод анализа иерархий (МАИ), разработанный Т. Саати.

Первым этапом применения МАИ является структурирование проблемы в виде иерархии. В данном курсовом проекте проблему характеризует простейшая двухуровневая иерархия. В ее вершине будет показатель «привлекательность отрасли». Второй уровень образуют отобранные ранее факторы привлекательности отрасли.

На втором этапе элементы иерархии сравниваются экспертом попарно по отношению к их воздействию на общую для них характеристику. В нашем случае попарно будут сравниваться выбранные факторы привлекательности, с точки зрения того, насколько они отражают «привлекательность отрасли».

Система парных сравнений снижает требования к экспертам, оценивающим проблему, упрощает их работу, так как значительно проще сравнивать по два показателя (определяя, какой из них более важен), чем оценивать все показатели совместно.

Результат парных сравнений оформим в виде квадратной матрицы. Элементом матрицы а(i,j) является относительная важность фактора i (т.е. фактора в строке) относительно фактора j (в столбце), оцениваемая по шкале от 1 до 9, где балльные оценки имеют следующий смысл:

1 — равная  важность факторов в строке  и столбце;

3 — умеренное  превосходство важности фактора  в строке  над фактором в  столбце;

5 — существенное  или сильное превосходство;

7 — значительное  превосходство;

9 — очень  сильное превосходство;

2, 4, 6, 8 —  промежуточные значения.

Если же, напротив, фактор j оказался более важным по сравнению с фактором i, значения будут обратными – от 1/2 до 1/9.

Матрица обладает следующими свойствами:

  1. Ее диагональ образуют единицы, поскольку при сравнении факторов самих с собой они равноважны.

2. Для  любых i, j  а(i,j) = 1/ а(j,i). Понятно, что если фактор i с какой-либо интенсивностью важнее j, то с такой же интенсивностью фактор j будет менее важен, чем i. Пользуясь этим свойством, достаточно заполнить лишь половину матрицы, выше или ниже диагонали, а другую половину заполнить обратными значениями.

После заполнения матрицы, перейдем от парных оценок к оценкам важности и весам факторов. В общем случае задача сводится к нахождению собственного вектора матрицы, однако, учитывая высокую ее трудоемкость, часто пользуются приблизительными вычислениями, используя среднюю геометрическую парных оценок по строкам матрицы:

Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия