Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящего курсового проекта – закрепление теоретического материала и приобретение навыков разработки стратегии развития организации.
Задачи:
1) Изучение существующих методик стратегического анализа и выбора их достоинств, недостатков и ограничений;
2) Осмысление процесса стратегического управления, его составляющих во взаимосвязи;
3) Изучение типологии стратегий, практика их применения;
4) Практическое применение полученных знаний для разработки стратегии развития строительной фирмы.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
1. Стратегический анализ внешней макросреды (SLEPT-анализ)…………….5-8
2. Стратегический анализ на уровне бизнеса (отделения) корпорации
2.1. Отраслевой стратегический анализ внешней среды
2.1.1. Характеристика и основные показатели бизнес-области……….9-15
2.1.2. Анализ конкурентных сил по модели М.Портера……………….16-21
2.1.3. Ключевые факторы успеха………………………………………..21-22
2.1.4. Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли...22-27
2.2. Анализ внутренней среды бизнеса
2.2.1. Анализ основных показателей бизнеса…………………………...28-29
2.2.2. Стратегические ресурсы и потенциал бизнеса………………..…29-30
2.2.3. Сводная оценка конкурентной позиции отделения……………...30-32
2.3. SWOT- анализ……………………………………………………………..32-34
3. Матричный анализ бизнес-портфеля корпорации
3.1. Матрица GE/McKinsey…………………………………………………...35-37
3.2. Матрица Hoffer/Shendel…………………………………………………37-38
3.3. Анализ финансовых потоков корпорации …………………………....38-43
3.4. Варианты стратегического развития корпорации……………………43-44
4. Обоснование выбора стратегии развития корпорации……………………45
5. Стратегия развития бизнеса (отделения)
5.1. Товарно-рыночная стратегия……………………………………………46
5.2. Стратегия конкуренции…………………………………………………46-47
5.3. Стратегия внутреннего развития……………………………………….47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...49

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 437.79 Кб (Скачать файл)

Последний столбец представляет стадию жизненного цикла.

Мы видим, что в 2012 году рынок находиться на стадии насыщения, но с временным сокращением. Судя по показателям 2013 г. рынок будет также находиться на стадии насыщения,  к  2014 г. (прогнозном году) происходит аналогичная ситуация – стадия насыщения.

Стадии насыщения относится к стабильной стадии жизненного цикла. На стадии насыщения темп роста рынка близок к единице (рынок не растет). На этой стадии инвестиционные потребности минимальны, а финансовые потоки становятся положительными; рентабельные бизнесы на этих стадиях являются «генераторами наличности».

Выделяют два различных сценария конкурентной борьбы на стадии насыщения. Наиболее типичен сценарий невытесняющей борьбы (действия конкурентов направлены на сохранение существующих позиций либо на уход во вновь создаваемые сегменты, значительное усиление позиций за счет роста рынка). Второй сценарий - вытесняющая борьба, которая может носить ценовой и неценовой характер. В первом случае один из участников рынка начинает снижать цены в расчете на вытеснение конкурентов. Последние снижают цены вслед за ним либо сдают позиции, уходя с рынка вообще или в специфические сегменты. В ценовой войне выигрывает конкурент, имеющий либо наименьшие издержки, либо наибольшие финансовые резервы, позволяющие терпеть убытки длительное время.

Определим такой показатель, как соотношение потенциала спроса и прогноза спроса. Соотношение потенциала и прогноза спроса показывает, через, сколько лет при сохранении объемов производства потенциал спроса будет исчерпан и рынок сократится. Если рынок находится при этом в устойчивых стадиях (зрелость, насыщение) соотношение примерно показывает, сколько лет рынок еще будет находиться на этих стадиях.

Потенциал спроса по оценке на конец 2013 года (квартир) составляет 8420, а прогноз спроса на 2014 год (квартир) составил 2150. Показатель прогноза спроса обычно меньше потенциала спроса, так как потенциал спроса характеризует максимальное число квартир, которое хотели бы приобрести за определенный промежуток времени, даже если  реальность пока этого не позволяет. Тогда как показатель прогноз спроса дает более реальную оценку спроса, так как характеризует  более реальное число квартир, которые могут быть приобретены.

Таким образом, показатель соотношения потенциала спроса по оценке на 2013 год к прогнозу спроса на 2014 год характеризует максимальный спрос, который существует в долгосрочной перспективе. Определим его: 8420/2150 = 3,92. Рынок не перспективный, т.к. будет существовать примерно 4 года.

Далее, оценим и проанализируем среднеотраслевую рентабельность.

Среднеотраслевая рентабельность определяется как отношение суммарной прибыли всех предприятий отрасли к суммарным затратам всех предприятий отрасли, то есть Прi / Зi. Ее целесообразно сравнить со среднерегиональной.

В 2011 году значение среднеотраслевой рентабельности составляло 54 % (что выше среднерегиональной на 36 %), в 2012 году наблюдается снижение ее значения до 24% (выше среднерегиональной на 6 %). Можно предположить, что продукция в данной отрасли строительства более привлекательна, чем в других отраслях.

Рассмотрим также такой показатель как разброс рентабельности конкурентов, который указывает на максимальное отличие их рентабельности. Среднеотраслевая рентабельность составляет  на 2013 год -  11%, разброс - 7 %. , отсюда рентабельность отдельных предприятий-конкурентов колеблется от       11-7=4 до 11+7=18. Значительным разброс рентабельности считается, когда составляет более 30-40%. В нашем случае 7/11=63%. Большой разброс рентабельности конкурентов говорит о способности к более высокой конкуренции.

Также необходимо рассмотреть такой показатель как средняя доля субподряда в совокупном объеме работ, %. Для строительства жилья экономического класса наиболее типичная доля субподряда принимается на уровне 25%.

     Экономическая целесообразность субподряда обусловлена:

  1. необходимостью использования сложного или дорогостоящего оборудования;
  2. увеличивающимися требованиями к качеству, что требует наличия исключительных компетенций;
  3. невозможностью использования собственных подразделений с высокой загрузкой по времени (недостаточные объемы работ, малая продолжительность специализированных операций по времени).

В нашем случае доля субподряда составляет 9% (в предыдущие годы она росла). Можно предположить, что такая доля субподряда могла быть вызвана значительным объемом строительно-монтажных работ, либо недостаточной загруженностью производственной мощности, что вынуждает использовать собственные подразделения и отказаться от субподряда.

Перейдем к следующему показателю для рассмотрения – средняя доля продукции подсобных производств в себестоимости, %. Это доля материалов, которая производится собственными силами строительной организации. Средняя доля продукции подсобных производств в материальных затратах характеризует уровень обратной вертикальной интеграции. Развитие собственных производств строительных материалов снижает неопределенность в работе компании, связанную с зависимостью от поставщиков-монополистов, готовых повысить цены при каждом удобном случае.

Интеграция может быть целесообразна и экономически выгодна, когда требуется объем продукции, достаточный, чтобы получить экономию от масштаба, не меньшую, чем у поставщиков, а эта продукция — главная статья затрат.  Доля более 30% считается существенной.

В нашем же случае средняя доля подсобных производств в себестоимости к 2013 г равна 19%. Эти тенденции могут объясняться технологической нецелесообразностью, так как основной технологией является панельное домостроение. Оно трудоемко.

Оценим еще один важный показатель – средняя загруженность производственных мощностей (ЗПМ), характеризует % использования производственных мощностей, определяется:

 Размер рынка всех конкурентов отрасли / ПМi (всех конкурентов на рынке) (%);

Норма этого коэффициента: 85 – 90 %.

В нашем случае значение показателя составляет 70%, что ниже среднего уровня. Стратегическая оценка низкой загруженности зависит от стадии жизненного цикла. На стадии насыщения загруженность производственных мощностей ниже нормы приводит к обострению конкуренции из-за стремления загрузить избыточные мощности (каждый конкурент будет стремиться к увеличению объема продаж).

Рассмотрим также такие показатели, характеризующие состояние рынка как ценовая эластичность спроса и изменение средних цен, рублей за 1 кв.м.

На рынке в 2013 году ценовая эластичность спроса средняя. Можно сделать вывод, что покупатели чувствительны к ценам на рынке. Вероятен ценовой характер конкуренции на рынке. Изменение средних цен составляет -2000, что говорит о их снижении. На стадии насыщения снижение цен является следствием конкуренции.

Далее рассмотрим также такие показатели как количество конкурентов на рынке и индекс Херфиндаля-Хиршмана. Рассчитывается как сумма квадратов долей (в процентах) всех конкурентов, присутствующих на рынке:

                  

,                                                            (1)        

где Di – доля конкурента i на рынке, %.

Минимальное значение индекса связано с количеством конкурентов и наблюдается, если все они делят рынок поровну. В этом случае он определяется следующим способом:

ИХХmin = 10000 / n, где n – число конкурентов на рынке.

ИХХ определяется как сумма квадратов долей конкурентов на рынке, и если доли конкурентов равны, то доля Дi = 100 % / n.

Максимальное значение ИХХ = 10000 и наблюдается в случае монополии. В случае совершенной конкуренции ИХХ будет стремиться к 0.

Если ИХХ больше 6300 – рынок может считаться близким к монопольному (концентрация в одних руках > 75 %).

При ИХХ больше 4200 – на рынке наблюдаются некоторые тенденции к концентрации (концентрация в одних руках в районе 50 - 60 % рынка).

Значение индекса от 1500 до 4200 характерно для олигополистического рынка, который состоит из малого числа продавцов, с долями 15-50%, весьма чувствительных к ценам и маркетинговой стратегии друг друга.

Индекс, меньший 1500 характерен для рынка монополистической конкуренции, который  состоит из ограниченного числа продавцов с долями на рынке  от 2 до 10%, совершающих сделки в широком диапазоне цен. Наличие диапазона объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, что определяет относительную самостоятельность продавца при установлении цены на товар.

Таблица 2.2 - Анализ показателей структуры рынка

Год

Число конкурентов

Число сегментов

ИХХ

ИХХ min

Соотношение числа конкур. и сегментов

Характеристика отрасли

2011

13

11

1357

769

1,18

Олигополия, имеется явный лидер, непрямая конкуренция.

2012

10

14

2120

1000

0,71

Олигополия, уменьшение числа конкурентов, увеличение позиций лидера

2013

8

14

6618

1250

0,62

Тенденция к монополизации, есть явный лидер, снижение числа конкурентов, что характерно для стадии насыщения. Непрямая конкуренция.


        Признаки дифференциации продукции указывают, по каким качественным признакам различается продукция в сегментах; в данном варианте таким признаком являются районы застройки.

Важным для определения характера рынка показателем является количество сегментов. Сегмент – относительно независимая часть рынка, с различимым кругом продавцов и покупателей и значимыми отличиями характеристик продукции и ее цены. В данном курсовом проекте условно принимается, что распределение конкурентов по сегментам рынка происходит равномерно. В этом случае рост количества сегментов однозначно приводит к снижению конкуренции, так как товары различных конкурентов имеют различия по качественным параметрам и цене, и ориентированы на различных потребителей. Количество сегментов в 2011г. – 11,  2012г. – 14, 2013г. – 14. Таким образом, в 2012 году изменился характер конкуренции и остался прежним в следующем году.

        Следующая характеристика рынка, это – особенности основной технологии. В нашем случае используется панель. Приведем основные достоинства и недостатки этого материала.

К достоинствам относятся: возможность возведения зданий и сооружений любой конфигурации и формы, высокая огнестойкость и сейсмостойкость конструкций.

Недостатки: невысокая прочность при большой массе конструкций, высокая трудоемкость работ (в сравнении, например, с каркасно-панельным строительством).

Стратегии конкурентов-лидеров отрасли – стратегия оптимальных издержек. Цель – обеспечение оптимальных (самых низких) издержек и цен относительно производителей аналогичной продукции. Стратегия оптимальных издержек дает возможность покупателям получить за свои деньги большую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции.

 

2.1.2 Анализ конкурентных сил  по модели М. Портера

В модели, предложенной  Майклом Портером, предполагается, что характер конкуренции определяется пятью силами:

  • соперничеством между продавцами внутри отрасли;
  • попытками компаний из других отраслей завоевать покупателей товарами-заменителями;
  • возможностью появления новых конкурентов внутри отрасли;
  • способностью поставщиков диктовать свои условия;
  • конкурентной силой покупателей.

Модель пяти сил конкуренции Портера (рисунок 1) является мощным инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определении степени воздействия каждой из них.

Рисунок 1 – Модель пяти сил конкуренции

Соперничество основных конкурентов.

Из всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги. Конкуренция возникает в связи с тем, что у одной или нескольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей или необходимость улучшить свою деятельность.

В 2011 году число конкурентов – 13, число сегментов – 11. Конкуренция имеет, скорее всего, ценовой характер. Фирма имеет долю бизнеса на рынке – 30,1% и, скорее всего, является одним из лидеров рынка.

В 2012 году конкуренция также ценовая, так как эластичность спроса на нашу продукцию средняя. Число конкурентов уменьшилось, но не существенно. Число сегментов сократилось. Индекс Херфиндаля увеличился. Доля бизнеса на рынке осталась неизменной и составила 24%. Можно сказать, что, фирма сохранила свои позиции на рынке.

Информация о работе Разработка стратегии организационного развития строительного предприятия