Нормативно-правовая база при анализе производственного травматизма и основных его причин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение управления таможенной деятельностью ЕС. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Дать характеристику ЕС как крупнейшего международного образования;
Исследовать особенности и принципы управления таможенным делом в ЕС;
Проанализировать процесс организации таможенной деятельности в странах ЕС;
Объектом исследования является Европейский Союз.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Характеристика Европейского Союза
История и этапы создания ЕС
Основные страны, входящие в ЕС
Важнейшие экономические показатели ЕС
Особенности управления таможенной деятельностью в ЕС
Основы таможенного права Европейского Союза
Основные принципы организации таможенного дела в ЕС
Деятельность Таможенного союза ЕС
Анализ процесса организации таможенной деятельности в ЕС
Таможенные платежи в ЕС и единый таможенный тариф
Основы таможенного регулирования в странах ЕС
Проблемы и перспективы таможенной политики в ЕС
Заключение…………………………………………………………………………..46
Список использованных источников………………………………………………49

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 109.88 Кб (Скачать файл)

Положения Договора о Европейском Сообществе (здесь и далее – Договор о ЕС) позволяют выделить две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами европейского права: отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами ЕС, и торговые отношения Сообщества с третьими странами. Таким образом, одной из важнейших сущностных характеристик европейского таможенного права является совокупность норм, регламентирующих внутренние и внешние аспекты функционирования таможенного союза ЕС.

Правовые акты Европейского Сообщества, принимаемые для реализации положений учредительных договоров в отношении создания и функционирования таможенного союза, имеют обязательную силу в государствах-членах, применяются непосредственно, обладают прямым действием и юрисдикционной защитой Суда ЕС и национальных судебных органов. Актами институтов Сообщества были введены в действие Общий таможенный тариф Сообщества (1968 г.), Таможенный кодекс ЕС (1994 г.) и другие важнейшие документы в области таможенного регулирования.

За пределами компетенции Сообщества остаются многие области таможенных правоотношений, характерные для национального таможенного регулирования. В частности, институциональная основа таможенной службы, система и структура таможенных органов, статус их служащих являются предметом конституционного и административного права государств-членов ЕС и не регламентируются на уровне Сообщества. В ведении национального права (административного и уголовного) остаются также вопросы ответственности за таможенные правонарушения и преступления, хотя Маастрихтский и Амстердамский договоры открывают перспективы для гармонизации и в этой сфере.

Термин «таможенное право Европейского Союза» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Европейского Сообщества (Сообществ), так и нормы, принятые в рамках 2-й и 3-й опор Европейского Союза (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т.п.). Однако последние не обладают отличительными чертами норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой. Административно-правовое регулирование управления таможенным делом в Европейском Союзе осуществляется на основании таможенного законодательства ЕС, которое имеет девять основных источников, а именно:

  1. Договор, учреждающий Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) от 18 апреля 1951 года ("Парижский договор) исторически стал первым правовым актом, установившим общие начала в таможенно-тарифном регулировании стран–членов Сообщества. Статья 4 Договора об учреждении ЕОУС признавала импортные и экспортные пошлины или сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные ограничения на движение товаров, несовместимыми с общим рынком угля и стали и, соответственно, отменяла и запрещала их в рамках Объединения. Статья 72 Договора об учреждении ЕОУС уполномочивала Совет по предложению Высшего руководящего органа устанавливать минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин на уголь и сталь в торговле с третьими странами. Государства–члены обязывались не выходить за верхние и нижние пределы этих таможенных пошлин. Формирование таможенных тарифов оставалось в компетенции государств-членов, однако Высший руководящий орган наделялся правом рекомендовать государствам изменения национальных тарифов.
  2. Договор, учреждающий Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) от 25 марта 1957 г. ("Римский трактат"), измененный и дополненный Единым европейским актом от 01 июля 1987 г. ("Европейский акт"), сформулировавший понятие и принципы таможенного союза стран Сообщества, занимает важнейшее место среди первичных источников таможенного права Евросоюза.  В настоящее время данный договор именуется Договором о Европейском Сообществе (ЕС). 
  3. Договор, учреждающий Европейскую комиссию по атомной энергии (Евратом) от 25 марта 1957 года,  в силу специфической сферы его регулирования, не предусматривает столь масштабных мер в области таможенного регулирования как Договор об учреждении ЕЭС. Однако данный договор провозглашает создание общего рынка государств-членов в области атомной энергии, что предусматривает меры как внутреннего характера (в торговле внутри Сообщества), так и внешнего (в торговле с третьими странами). 
  4. Единый европейский акт (ЕЕА) 1987 г. внес существенные изменения в учредительные договоры Сообществ, в частности в положения, касающиеся процесса и форм экономической интеграции государств-членов. Значение формулировки ЕЕА заключается в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами–членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.
  5. Договор, учреждающий Европейский Союз (ЕС) от 07 февраля 1992 года, внесший поправки к договору по ЕЭС, установивший экономический и валютный союз ("Маастрихтский договор");
  6. Единый таможенный тариф, издаваемый ежегодно Европейской Комиссией (официальное издание и интегрированное издание);
  7. Таможенный кодекс Европейского Союза от 1994 года;
  8. Акты, исходящие из органов Европейского Сообщества;
  9. Международные договоры;
  10. Общие принципы права.

Сегодня наибольшая часть международных административно-правовых актов в сферах торговли и таможни, действующих в государствах-членах ЕС, разрабатываются и принимаются различными международными организациями. Главными из них являются:

- ВТО;

- Всемирная таможенная  организация;

- Европейская экономическая  комиссия ООН.

В целом, таможенное законодательство ЕС базируется на принципах ГАТТ и других соглашений ВТО, т.к. ЕС является членом ВТО и связано его нормами. В рамках Всемирной таможенной организации (ВТамО) принят ряд важнейших для ЕС международных соглашений. В число функций Европейской экономической комиссии ООН входит разработка соглашений в таможенной сфере, в частности, по вопросам транзита и временного ввоза.

Особенностью административно-правовых норм таможенного регулирования ЕС можно назвать постановку и решение двух задач:

  1. Обеспечить единое применение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  2. Обеспечить свободу передвижения факторов производства внутри самого ЕС.
    1. Основные принципы организации таможенного дела в ЕС

Управление таможенной деятельностью в Европейском Союзе осуществляется пятью общими органами:

  1. Европейский Совет – высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Совет проводит заседания дважды в год (в июне и декабре). В ходе них определяются приоритеты дальнейшей союзной и таможенной политики, а также разрабатываются пути ее будущего применения. Председательство Советом каждые полгода поочередно возглавляют страны-субъекты ЕС.
  2. Совет Министров - руководящий орган ЕС, который наделён правом принятия решений по основным аспектам деятельности и заключения международных договоров, в том числе в сфере таможенного дела ЕС. Постановления Совета являются нормативными правовыми актами и применяются на всей территории ЕС. Формируется из министров стран ЕС по обсуждаемым вопросам.
  3. Европейская Комиссия (КЕС) - высший исполнительный орган ЕС, обладающий широкими полномочиями в таможенной сфере ЕС. Возглавляется 28 представителями субъектов ЕС (в КЕС входит как минимум, один представитель каждой страны-члена) Является инициатором и разработчиком таможенной политики ЕС, отвечает за её исполнение. Европейская комиссия обладает законодательными инициативами по таможенному делу и контролирует их осуществление. Местонахождение - Брюссель (Бельгия). В РФ имеется Представительство Европейской Комиссии.
  4. Европейский Парламент - консультативный, рекомендательный и напрямую избираемый гражданами государств-членов Союза законодательный орган, изучающий законопроекты и утверждающий бюджет ЕС. Играет важную роль в сотрудничестве по таможенным вопросам и совместного принятия решений с Советом Министров ЕС. Одним из основных направлений является приграничное сотрудничество с третьими странами. Местонахождение - Страсбург (Франция).
  5. Европейский Суд - международный правовой орган стран ЕС.  Обеспечивает единообразное толкование принятых в ЕС правил и норм в таможенной сфере. Регулирует споры и претензии по таможенным вопросам, в том числе от иностранных лиц. Право на обращение в Суд имеет КЕС или любой субъект ЕС, сомневающийся в законности издаваемых в ЕС правовых актов или когда происходит нарушение законодательства ЕС какой-либо страной-членом ЕС. Местонахождение - Страсбург (Франция). Непосредственное руководство таможенным делом в странах-участниках ЕС осуществляют национальные таможенные органы (управления, таможни, таможенные посты).

Сегодня к ключевым принципам совершенствования таможенной системы Европейского Союза в области таможенного регулирования можно отнести:

- единообразие применения таможенного законодательства ЕС на всей его территории. Целью является активное претворение в жизнь единой таможенной политики Европейского Союза;

- устранение лишних административных барьеров в сфере таможенной деятельности ЕС, которые способны нанести вред экономике Сообщества;

- консолидация таможенных  органов ЕС по обеспечению  единой экономической политики  и защиты интересов внутреннего  рынка субъектов ЕС;

- взаимообмен профессиональным опытом между таможенными органами государств-участников ЕС, в особенности касаемо применения современных форм таможенного оформления и таможенного контроля. Целью является  стимулирование таможенно-тарифной политики и защиты экономики ЕС;

- совершенствование и  унификация таможенных процедур  с применением современных информационных  технологий в целях контроля  таможенной стоимости и выявления  фактов по недостоверному декларированию  товаров;

- внедрение оптимальных  методов деятельности таможенных  администраций субъектов Европейского  Союза. Цель - упрощение и гармонизация таможенных операций;

- организация единого информационного пространства на всей таможенной территории Европейского Сообщества.

Также основным принципом единства таможенной политики ЕС является единый таможенный тариф (ЕТТ), который будет рассмотрен и проанализирован подробнее.

    1. Деятельность Таможенного союза ЕС

Основой таможенной политики ЕС является таможенный союз государств-участников. В Статье 23 Договора о ЕС говорится, что он охватывает  всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами–участниками, а также устанавливает общий таможенный тариф в их торговых отношениях с третьими странами. Условия таможенного союза распространяются на товары, происходящие из стран Сообщества, а также на товары, ввезенные из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в странах Сообщества. При этом, в Договоре о ЕС нет определения таможенного союза. Для его прояснения можно проанализировать определение таможенного союза, которое даёт Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, ст. XXIV): таможенный союз – это замена нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, чтобы:

а) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением некоторых необходимых ограничений) были бы отменены в отношении практически всей торговли между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий;

б) с некоторыми оговорками по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.



 

Внутренняя составляющая Таможенного союза

Внешняя составляющая Таможенного союза


Рисунок 8 – Составляющие Таможенного союза ЕС

Однако, характеристики таможенного союза по ГАТТ не раскрывают подробно принципы, необходимые для эффективного построения общего рынка и организации свободного передвижения товаров. В связи с этим, требования статей Договора об учреждении ЕС, в которых говорится о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–участников, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества. Более того, статья 95 (н.н. 90) Договора об учреждении ЕС запрещает косвенную защиту товаров государств–членов с помощью мер внутреннего налогообложения, а ст. 99 (н.н. 93) предусматривает гармонизацию законодательства в области косвенного налогообложения. Таким образом, достижение реальной свободы передвижения товаров согласно Римскому договору, ограничивается только теми мерами, которые предусмотрены для таможенных союзов Генеральным соглашением.

Обобщая вышеназванные положения Договора об учреждении ЕС можно сделать вывод, что для реального функционирования таможенного союза ЕС необходимо достижение следующих целей:

  1. Устранение таможенных пошлин и равнозначных сборов между государствами-членами;
  2. Устранение количественных ограничений и равнозначных мер во взаимной торговле государств-членов;
  3. Принятие определенных условий в области косвенного налогообложения, влияющего на товарооборот внутри Сообщества;
  4. Принятие общего внешнего тарифа.

Принципы таможенного союза ЕС:

  1. Ликвидация таможенных пошлин. Необходимость поэтапной отмены подобных сборов являлась логическим продолжением требований Договора, касающихся устранения таможенных пошлин. Идея об отмене равнозначных таможенным пошлинам сборов соответствует задачам и целям Договора, в особенности положениям об обеспечении свободы перемещения товаров. Споры о признании тех или иных сборов, вводимых государствами-членами ЕЭС, имеющими равнозначный эффект, неоднократно разрешались в практике Суда ЕС. Именно Суд ЕС сыграл решающую роль в детализации понятия равнозначных сборов.

В ходе рассмотрения подобных дел Суд ЕС выработал формулировку, согласно которой сборами, имеющими равнозначный таможенным пошлинам эффект, признаются любые сборы независимо от их размера, предназначения и метода взимания, которые налагаются в одностороннем порядке на внутренние и импортные товары на основании факта пересечения ими границы, не являясь таможенными пошлинами в прямом смысле. При этом подобные сборы могут быть признаны Судом ЕС равнозначными таможенным пошлинам даже в том случае, если они не взимаются в доход государства, не носят дискриминационный или протекционистский характер и налагаются на товары, не имеющие конкурентных товаров внутреннего производства. Таким образом, практически любой мыслимый денежный сбор, налагаемый на ввоз или вывоз товаров, может толковаться как мера, попадающая под запретительные нормы Договора о ЕС. Допустимыми, по мнению Суда, сборами являются только те, которые удовлетворяют одному из нижепредставленных условий:

  1. Является частью национальной налоговой системы и в равной мере относится и к внутренним, и к аналогичным импортируемым товарам;
  2. Является компенсацией за услуги, фактически предоставленные субъекту экономической деятельности, и взимается в сумме, пропорциональной оказанной услуге;
  3. Компенсирует затраты на инспекционные мероприятия, предусмотренные обязательствами стран-членов Сообщества в правовых актах Сообщества.

В дополнение к вышесказанному, Суд ЕС рекомендовал институтам Сообщества провести работу по гармонизации взимаемых государствами-членами сборов, аналогичных рассматриваемому в данном деле. Такая гармонизация, по мнению Суда ЕС, позволит подобным сборам полностью отвечать принципу свободного перемещения товаров.

  1. Ликвидация количественных ограничений. Следующей необходимой мерой при создании таможенного союза ЕС стало устранение количественных ограничений во взаимной торговле между государствами-членами. Невыполнение данного условия свело бы к нулю результат прочих усилий для создания таможенного союза. Протекционистские меры, осуществляемые при помощи таможенных пошлин и косвенных налогов, могут быть легко заменены системой квотирования и других количественных ограничений импорта и экспорта. К количественным ограничениям относятся любые законодательные или административные нормы, устанавливающие объемные или стоимостные пределы для экспорта (импорта) одного или нескольких товаров.

Информация о работе Нормативно-правовая база при анализе производственного травматизма и основных его причин