Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 13:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления таможенной деятельностью ЕС. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Дать характеристику ЕС как крупнейшего международного образования;
Исследовать особенности и принципы управления таможенным делом в ЕС;
Проанализировать процесс организации таможенной деятельности в странах ЕС;
Объектом исследования является Европейский Союз.
Введение………………………………………………………………………………2
Характеристика Европейского Союза
История и этапы создания ЕС
Основные страны, входящие в ЕС
Важнейшие экономические показатели ЕС
Особенности управления таможенной деятельностью в ЕС
Основы таможенного права Европейского Союза
Основные принципы организации таможенного дела в ЕС
Деятельность Таможенного союза ЕС
Анализ процесса организации таможенной деятельности в ЕС
Таможенные платежи в ЕС и единый таможенный тариф
Основы таможенного регулирования в странах ЕС
Проблемы и перспективы таможенной политики в ЕС
Заключение…………………………………………………………………………..46
Список использованных источников………………………………………………49
Положения Договора о Европейском Сообществе (здесь и далее – Договор о ЕС) позволяют выделить две основные сферы таможенного регулирования, осуществляемого нормами европейского права: отношения внутри таможенного союза, образованного государствами-членами ЕС, и торговые отношения Сообщества с третьими странами. Таким образом, одной из важнейших сущностных характеристик европейского таможенного права является совокупность норм, регламентирующих внутренние и внешние аспекты функционирования таможенного союза ЕС.
Правовые акты Европейского Сообщества, принимаемые для реализации положений учредительных договоров в отношении создания и функционирования таможенного союза, имеют обязательную силу в государствах-членах, применяются непосредственно, обладают прямым действием и юрисдикционной защитой Суда ЕС и национальных судебных органов. Актами институтов Сообщества были введены в действие Общий таможенный тариф Сообщества (1968 г.), Таможенный кодекс ЕС (1994 г.) и другие важнейшие документы в области таможенного регулирования.
За пределами компетенции Сообщества остаются многие области таможенных правоотношений, характерные для национального таможенного регулирования. В частности, институциональная основа таможенной службы, система и структура таможенных органов, статус их служащих являются предметом конституционного и административного права государств-членов ЕС и не регламентируются на уровне Сообщества. В ведении национального права (административного и уголовного) остаются также вопросы ответственности за таможенные правонарушения и преступления, хотя Маастрихтский и Амстердамский договоры открывают перспективы для гармонизации и в этой сфере.
Термин «таможенное право Европейского Союза» охватывает более широкий круг правовых норм: как нормы права Европейского Сообщества (Сообществ), так и нормы, принятые в рамках 2-й и 3-й опор Европейского Союза (сотрудничество по борьбе с контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и т.п.). Однако последние не обладают отличительными чертами норм права Сообществ, поскольку не имеют прямого действия, нуждаются в имплементации в национальном праве государств-членов и не пользуются судебной защитой. Административно-правовое регулирование управления таможенным делом в Европейском Союзе осуществляется на основании таможенного законодательства ЕС, которое имеет девять основных источников, а именно:
Сегодня наибольшая часть международных административно-правовых актов в сферах торговли и таможни, действующих в государствах-членах ЕС, разрабатываются и принимаются различными международными организациями. Главными из них являются:
- ВТО;
- Всемирная таможенная организация;
- Европейская экономическая комиссия ООН.
В целом, таможенное законодательство ЕС базируется на принципах ГАТТ и других соглашений ВТО, т.к. ЕС является членом ВТО и связано его нормами. В рамках Всемирной таможенной организации (ВТамО) принят ряд важнейших для ЕС международных соглашений. В число функций Европейской экономической комиссии ООН входит разработка соглашений в таможенной сфере, в частности, по вопросам транзита и временного ввоза.
Особенностью административно-правовых норм таможенного регулирования ЕС можно назвать постановку и решение двух задач:
Управление таможенной деятельностью в Европейском Союзе осуществляется пятью общими органами:
Сегодня к ключевым принципам совершенствования таможенной системы Европейского Союза в области таможенного регулирования можно отнести:
- единообразие применения таможенного законодательства ЕС на всей его территории. Целью является активное претворение в жизнь единой таможенной политики Европейского Союза;
- устранение лишних административных барьеров в сфере таможенной деятельности ЕС, которые способны нанести вред экономике Сообщества;
- консолидация таможенных
органов ЕС по обеспечению
единой экономической политики
и защиты интересов
- взаимообмен профессиональным опытом между таможенными органами государств-участников ЕС, в особенности касаемо применения современных форм таможенного оформления и таможенного контроля. Целью является стимулирование таможенно-тарифной политики и защиты экономики ЕС;
- совершенствование и
унификация таможенных
- внедрение оптимальных
методов деятельности
- организация единого информационного пространства на всей таможенной территории Европейского Сообщества.
Также основным принципом единства таможенной политики ЕС является единый таможенный тариф (ЕТТ), который будет рассмотрен и проанализирован подробнее.
Основой таможенной политики ЕС является таможенный союз государств-участников. В Статье 23 Договора о ЕС говорится, что он охватывает всю торговлю товарами и предусматривает запрещение импортных и экспортных таможенных пошлин и любых равнозначных сборов в торговых отношениях между государствами–участниками, а также устанавливает общий таможенный тариф в их торговых отношениях с третьими странами. Условия таможенного союза распространяются на товары, происходящие из стран Сообщества, а также на товары, ввезенные из третьих стран и выпущенные в свободное обращение в странах Сообщества. При этом, в Договоре о ЕС нет определения таможенного союза. Для его прояснения можно проанализировать определение таможенного союза, которое даёт Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, ст. XXIV): таможенный союз – это замена нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией таким образом, чтобы:
а) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением некоторых необходимых ограничений) были бы отменены в отношении практически всей торговли между территориями, составляющими союз, или, по крайней мере, в отношении практически всей торговли товарами, происходящими из этих территорий; |
б) с некоторыми оговорками по существу одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применялись бы каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз. |
Внутренняя составляющая Таможенного союза |
Внешняя составляющая Таможенного союза |
Рисунок 8 – Составляющие Таможенного союза ЕС
Однако, характеристики таможенного союза по ГАТТ не раскрывают подробно принципы, необходимые для эффективного построения общего рынка и организации свободного передвижения товаров. В связи с этим, требования статей Договора об учреждении ЕС, в которых говорится о запрещении таможенных пошлин и равнозначных сборов во взаимной торговле государств–участников, а также об установлении общего таможенного тарифа для торговли с третьими странами, дополняются условиями о запрещении количественных ограничений и любых равнозначных мер в товарообороте внутри Сообщества. Более того, статья 95 (н.н. 90) Договора об учреждении ЕС запрещает косвенную защиту товаров государств–членов с помощью мер внутреннего налогообложения, а ст. 99 (н.н. 93) предусматривает гармонизацию законодательства в области косвенного налогообложения. Таким образом, достижение реальной свободы передвижения товаров согласно Римскому договору, ограничивается только теми мерами, которые предусмотрены для таможенных союзов Генеральным соглашением.
Обобщая вышеназванные положения Договора об учреждении ЕС можно сделать вывод, что для реального функционирования таможенного союза ЕС необходимо достижение следующих целей:
Принципы таможенного союза ЕС:
В ходе рассмотрения подобных дел Суд ЕС выработал формулировку, согласно которой сборами, имеющими равнозначный таможенным пошлинам эффект, признаются любые сборы независимо от их размера, предназначения и метода взимания, которые налагаются в одностороннем порядке на внутренние и импортные товары на основании факта пересечения ими границы, не являясь таможенными пошлинами в прямом смысле. При этом подобные сборы могут быть признаны Судом ЕС равнозначными таможенным пошлинам даже в том случае, если они не взимаются в доход государства, не носят дискриминационный или протекционистский характер и налагаются на товары, не имеющие конкурентных товаров внутреннего производства. Таким образом, практически любой мыслимый денежный сбор, налагаемый на ввоз или вывоз товаров, может толковаться как мера, попадающая под запретительные нормы Договора о ЕС. Допустимыми, по мнению Суда, сборами являются только те, которые удовлетворяют одному из нижепредставленных условий:
В дополнение к вышесказанному, Суд ЕС рекомендовал институтам Сообщества провести работу по гармонизации взимаемых государствами-членами сборов, аналогичных рассматриваемому в данном деле. Такая гармонизация, по мнению Суда ЕС, позволит подобным сборам полностью отвечать принципу свободного перемещения товаров.