Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 13:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение управления таможенной деятельностью ЕС. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Дать характеристику ЕС как крупнейшего международного образования;
Исследовать особенности и принципы управления таможенным делом в ЕС;
Проанализировать процесс организации таможенной деятельности в странах ЕС;
Объектом исследования является Европейский Союз.
Введение………………………………………………………………………………2
Характеристика Европейского Союза
История и этапы создания ЕС
Основные страны, входящие в ЕС
Важнейшие экономические показатели ЕС
Особенности управления таможенной деятельностью в ЕС
Основы таможенного права Европейского Союза
Основные принципы организации таможенного дела в ЕС
Деятельность Таможенного союза ЕС
Анализ процесса организации таможенной деятельности в ЕС
Таможенные платежи в ЕС и единый таможенный тариф
Основы таможенного регулирования в странах ЕС
Проблемы и перспективы таможенной политики в ЕС
Заключение…………………………………………………………………………..46
Список использованных источников………………………………………………49
Суд ЕС даёт следующее определение количественных ограничений: это меры, ведущие к полному или частичному ограничению, в зависимости от обстоятельств, импорта, экспорта или транзита. Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квотирование.
Выделяются также меры, имеющие равнозначные количественным ограничениям эффект. В качестве этих мер обычно рассматриваются:
- фиксирование минимальной
или максимальной цены на
- установление менее
благоприятных цен на
- снижение объема импорта продукции путем снижения ее потребительской ценности или увеличения ее стоимости;
- установление таких
условий оплаты для импортной
продукции, которая отличается от
условий оплаты, применяемых для
продукции внутреннего
- установление условий
для упаковки, состава, маркировки,
размера, веса и т. п., которые применяются
только к импортируемой
- предоставление льгот
при покупке продукции
- ограничение рекламно-
- применение более сложных
складских условий для
- применение условия об обязательном для импортера наличии представителя (агента) на территории страны, в которую импортируется продукция.
3. Меры в области косвенного налогообложения. Помимо запрещения таможенных пошлин и равнозначных сборов между странами Сообщества Договор о ЕС ставит целью единообразное регулирование налогов, влияющих на взаимную торговлю государств-членов. Косвенные налоги по своей природе недискриминационны, поскольку в равной мере должны распространяться и на импортные товары, и на товары внутреннего производства. Однако, используя нюансы налогового законодательства, государства могут устанавливать менее благоприятный налоговый режим для некоторых импортных товаров, как с регулятивной (создание дополнительных препятствий для доступа на внутренний рынок), так и с фискальной (увеличение доходов в бюджет) целью. Таким образом, с помощью налоговых мер государства-члены ЕС способны добиться, и добивались практически, снижения эффективности норм Римского договора в отношении свободы передвижения товаров. При этом, если запретительные нормы распространяются только на сборы, взимаемые при пересечении товарами национальных границ, то дискриминационные налоговые меры могут производиться и при обращении импортных товаров внутри государств-членов.
4. Общий таможенный тариф. Важнейшим условием существования таможенного союза является наличие единого внешнего таможенного тарифа. В основу первоначально создаваемого таможенного тарифа ЕЭС легла компиляция четырех существовавших на тот момент тарифов стран Сообщества (Германия, Италия, Франция, страны Бенилюкс). Принципом построения тарифа стала брюссельская номенклатура с добавлением ряда товарных подгрупп, отражающих специфику Сообщества. Более подробно ЕТТ будет рассмотрен в следующей главе.
Товары при перемещении через таможенную границу ЕС помещаются в один из установленных таможенных режимов:
1) выпуск товаров в свободное обращение (импорт);
2) таможенный транзит;
3) таможенный склад;
4) переработка на таможенной территории;
5) переработка вне таможенной территории;
6) переработка под таможенным контролем;
7) временное использование (временный ввоз);
8) вывоз (экспорт).
Учитывая значение таможенного регулирования
в функционировании Сообществ и объем
его нормативно-правовых предписани
3. Анализ процесса организации таможенной
деятельности в ЕС
Таможенные платежи являются экономическим инструментом управления внешнеэкономической деятельностью.
Рисунок 9 – Структура таможенных платежей
Таможенные платежи - это таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, взимаемые в установленном порядке с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в доход бюджета при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в иных случаях, определенных законодательством.
В Европейском Сообществе обязательство по оплате таможенных платежей возникает по общему правилу в момент либо ввоза товаров на таможенную территорию ЕС, либо вывоза товаров за пределы таможенной территории.
Основанием для взимания таких платежей служат нормы права Европейского Сообщества. Таким образом, таможенные платежи в ЕС - это обязательные сборы, взимаемые во всех государствах-членах на основе единообразных правовых норм Сообщества на основании факта пересечения товарами его таможенной границы.
В той или иной степени таможенные платежи служат для формирования собственных средств (бюджета) Сообщества (в доходной части бюджета ЕС 2010 г. доля поступлений от таможенных пошлин составляет 10,8 %, от НДС - 23,6, от сельскохозяйственных пошлин - 1,5 %).
Виды таможенных платежей в ЕС:
От таможенных платежей необходимо отличать таможенные сборы: сборы за таможенное оформление и другие аналогичные сборы, а также взимаемые в силу пересечения товарами таможенной границы, но их правовой основой являются национальные нормы государств- членов, действующие в пределах, допускаемых правом ЕС. Таможенные сборы не поступают в бюджет Сообщества.
Таможенные пошлины в ЕС. Цель взимания таможенных пошлин носит, во-первых, защитный характер: пошлины защищают национальных товаропроизводителей. Во-вторых, они могут взиматься в фискальных целях, обеспечивая доходы в бюджет Сообщества. В тех случаях, когда последняя причина является преобладающей, речь идет о таможенных пошлинах фискального характера.
В целом таможенные пошлины выполняют три основные функции:
а) фискальную, которая относится к импортным и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
б) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
в) балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Существует несколько критериев классификации таможенных пошлин:
По способу взимания различают:
а) адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20 % от таможенной стоимости). Основная масса таможенных пошлин, взимаемых в ЕС, относится к адвалорным. Подобный способ установления размеров им портных и экспортных пошлин связан с повышением роли регулятивной (защитной) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в условиях формирования общего рынка. Переход на адвалорный способ взимания пошлин поддерживается также международными торговыми организациями и соглашениями (в частности, правилами ВТО);
б) специфические — начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 евро за 1 т).
Подобный способ обложения товаров позволяет избежать колебаний в поступлении средств в бюджет при значительных изменениях рыночной стоимости товаров, а также уклонения от уплаты пошлин путем искусственного занижения фактурной цены товара при его импорте или экспорте;
в) комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 т).
Адвалорные пошлины применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20 % цены товара, то при цене товара 200 евро доходы бюджета составят 40 евро. При увеличении цены товара до 300 евро доходы бюджета возрастут до 60 евро, при падении цены товара до 100 евро сократятся до 20 евро. Однако независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20 %. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, так как просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин зависит от колебания цен па товары. Например, специфическая пошлина в 1000 евро за один импортный автомобиль значительнее ограничивает импорт автомобилей по цене 8000 евро, поскольку составляет 12,5 % его цены, чем автомобиля ценой 12000 евро, так как составляет всего 8,3 % его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Вместе с тем во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения таможенные пошлины бывают:
а) импортные - пошлины, которыми облагаются импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
б) экспортные - пошлины, которыми облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;
в) транзитные пошлины, которыми облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и в ЕС не используются.
Особым видом таможенных пошлин в ЕС являются сельскохозяйственные пошлины. Их цель - реализация требований общей сельскохозяйственной политики Сообщества. До второй половины 90-х гг. использовалась особая система компенсационных сельскохозяйственных сборов, принцип которых - повышение стоимости ввозимых продуктов до уровня стоимости аналогичных продуктов внутри Сообщества. Однако под влиянием ВТО такие компенсационные сборы были заменены сельскохозяйственными пошлинами (как правило, адвалорными), взимаемыми либо вместо пошлин, установленных в Общем таможенном тарифе, либо в дополнение к ним (так называемые «дополнительные пошлины.»). Сельскохозяйственные пошлины отличаются весьма высокими ставками - до 200 %. ТК приравнивает сельскохозяйственные пошлины к таможенным пошлинам и устанавливает общие правила их взимания.
Разновидность сельскохозяйственных пошлин - сезонные пошлины, применяются для некоторой сельскохозяйственной продукции с целью защиты сельхозпроизводителей Сообщества в период продажи их продукции.
По целям взимания таможенные пошлины делятся на: а) обычные (основанные на таможенном тарифе) и б) специальные. К последним относятся антидемпинговые и другие защитные пошлины. Защитные пошлины в ЕС являются инструментом общей торговой политики и служат для защиты интересов товаропроизводителей Сообщества в случаях дешевого импорта из третьих стран. Нормативные правовые акты ЕС, регулирующие применение защитных пошлин, приведены в полное соответствие с нормами и принципами ГАТТ/ВТО. Защитные пошлины вводятся как средство противодействия так называемой «несправедливой торговой практике», к которой относятся: