Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

В процессе жизнедеятельности человек должен принять меры для своей защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды. Меры эти разнообразны. Они должны защищать человека, как в быту, так и на работе. Они должны охранять человека, как от травм, так и от заболеваний. Они должны соответствовать характеру деятельности человека. Иными словами, это должен быть комплекс специальных мероприятий, адекватный неблагоприятному воздействию окружающей среды. От того, насколько этот комплекс совершенен, т.е. насколько полно и эффективно он защищает человека, зависит степень безопасности жизнедеятельности человека в данных окружающих условиях.

Файлы: 1 файл

Социальное парнерство.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

- специальной одеждой,  специальной обувью и другими  средствами индивидуальной защиты, а также надлежащий за ними уход;

  • проведение инструктажа по вопросам охраны труда и обучения безопасным методам и приёмам выполнения работ на рабочих местах;

-  аттестацию рабочих  мест по условиям труда;

- проведение предварительных  и периодических медицинских  осмотров работников, а также недопущение к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

            По сравнению с нормами Закона № 181 – ФЗ Трудовой кодекс устанавливает некоторые дополнительные обязанности сторон трудового договора. Так, в целях обеспечения безопасных условий и охраны труда обеспечивает:

  • разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;
  • наличие комплекта нормативных  правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

В отличие от КЗоТ РФ Трудовой кодекс (ст. 226) устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Допускается создание фондов охраны труда в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, организациях в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

Достаточно полно охвачены в Трудовом кодексе РФ вопросы  расследования несчастных случаев  на производстве (ст. ст. 227 – 231). С введением  данного раздела реализуется  предложение специалистов о придании Положению «О расследовании несчастных случаев на производстве» силы закона.         

Статья 214 Трудового Кодекса  закрепляет основные обязанности работников по охране труда. Соблюдение работником требований охраны труда – одна из основных гарантий, что с работником не произойдет несчастный случай, т.е. человеческий фактор в охране труда, собственной безопасности и безопасности рядом с ним работающих является доминирующим.

В соответствии со ст.56 Трудового  Кодекса при заключении трудового  договора работник обязуется лично выполнить свою трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации.

При этом условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям  охраны труда.

Выше уже отмечалось, что требования охраны труда, а также правила и инструкции установлены и  в Федеральном законе от 17.07.99 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда Российской Федерации».

Соответствующие правила  обязывают работников соблюдать  инструкции по охране труда, соблюдать  установленные требования обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми им средствами индивидуальной защиты. Соблюдение указанных требований впрямую относится к обязанностям работника (ст.21 ТК) к дисциплине труда.

Согласно ст.192 ТК РФ за нарушение требований охраны труда к работникам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания вплоть до  увольнения по соответствующим основаниям.

В соответствии  с Законом  работник также обязан правильно  применять средства индивидуальной защиты, проходить обучение безопасным методам и приемам труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний, немедленно извещать своего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, проходить обязательные и периодические медосмотры.

2.3 Нормативные  акты по охране труда.

 Законодательные положения  в области охраны труда реализуются  через постановления Правительства  РФ приказы, постановления и  иные подзаконные акты подзаконные федеральных органов исполнительной власти, а также систему нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Постановлением Правительства  РФ ОТ 23. 05.00 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.

 

 

 

 

 

Перечень и обозначения  указанных документов приведены  в таблице.

1.Межотраслевые правила по охране  труда (ПОТ РМ),  межотраслевые  типовые     инструкции по  охране труда (ТИ РМ).

Минтруд России

2.Отраслевые правила по охране труда  (ПОТ     РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО).

Федеральные органы исполнительной власти

3.Правила безопасности (ПБ), правила  устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России

4.Государственные стандарты системы  стандартов безопасности труда  (ГОСТ Р. ССБТ)

Госстандарт России, 
Госстрой России

5.Строительные нормы и правила  (СНиП), своды правил по проектированию  и строительству (СП).

Госстрой России.

6.Санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН).

Минздрав России




                                                                                             

 

              

 

 

 

 

 

 

                               

 

Государственные нормативные  требования охраны труда,     включаемые в указанные документы, не должны противоречить действующему законодательству по охране труда.

Администрация предприятий (работодатель) обязана обеспечить надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создать на них условия работы, соответствующие единым межотраслевым и отраслевым правилам по охране труда.

Правила по охране труда, единые для всех отраслей промышленности, обязаны для каждого предприятия  независимо от его формы собственности и ведомственной подчиненности.

Межотраслевые правила  распространяются на некоторые определенные производства или работы, применяемые  в разных отраслях.

Отраслевые правила  по технике безопасности и производственной санитарии применяются только к одной конкретной отрасли и распространяются на все предприятия этой отрасли.

В соответствии с едиными, межотраслевыми и отраслевыми правилами  министерства и ведомства по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами федерального надзора могут утверждать типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий, а на основе типовых, на каждом предприятии разрабатываются «местные» инструкции, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.

Требования охраны труда  отражают специальные строительные нормы и правила по проектированию вспомогательных зданий и помещений: бытовых, общественного питания, здравпунктов, для культурного обслуживания, кабинетов по технике безопасности и др.

Важно отметить, что санитарные нормы и правила предусматривают  также проектирование гардеробных  для хранения уличной, домашней и  рабочей одежды; оборудование раздаточных  для санитарной одежды, рабочей одежды, помещения для переодевания.

Производственные здания, сооружения, оборудование, технологические  процессы должны отвечать требованиям, обеспечивающим здоровые и безопасные условия труда.

Санитарные правила  и нормы по охране труда должны соблюдаться при проектировании, строительстве и эксплуатации производственных зданий и сооружений.

2.4. Правовое  обеспечение деятельности профсоюзов  в области охраны труда. Организация  общественного контроля.

В последнее время  стало модно ссылаться на несовершенство закона. Но, на мой взгляд, законодательство предоставляет профсоюзам достаточно функций, правовых рычагов для решения  этих задач. А возложенные на профсоюзы задачи  достаточно объемны. И прав для их успешного решения предостаточно.  Эти права закреплены в Трудовом кодексе, в ФЗ «Об основах   охраны труда в РФ»,  в ФЗ  «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Кроме того права профсоюзов также прописаны в законах «Об охране окружающей природной среды», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЗС». Так что вопрос о правах не стоит. Наверно, правильнее будет сказать, что требуется совершенствование этого законодательства, а также той нормативной базы, которая является механизмом его реализации.

Необходимо отметить, что в нынешних условиях принципиально  меняются формы и методы работы профсоюзов. Путь к решению вопросов охраны труда, снижению производственного травматизма  лежит через систему хорошо налаженного  общественного контроля в тесном взаимодействии с государственными органами управления, государственными надзорными органами, через коллективные договоры и соглашения. В соответствии со ст. ст. 19,20,25,26,27 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ст.4,22 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 г. профсоюзы осуществляют общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда и окружающей природной среды в отраслевых и региональных отделениях профсоюзов – через технических инспекторов труда, на предприятиях, в первичных профсоюзных организациях – через комитеты (комиссии) по охране труда, уполномоченных профкома по охране труда. Создание совместных комитетов (комиссий) по охране труда предусмотрено ст. 218 Трудового кодекса.

Уполномоченные по охране труда, комиссии, технические инспекторы труда профсоюзов осуществляют свою деятельность в соответствии с ФЗ «Об основах охраны труда в  РФ» (ст.22) и постановлением  Исполкома Генсовета ФНПР ОТ 30.05.96 г., утвердившем «Типовое положение об уполномоченном профкома по охране труда» и постановлением Исполкома  Генсовета ФНПР от 22.11.2000 г., утвердившем «Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов)».

Наличие технической инспекции позволяет профсоюзам решать вопросы охраны труда, своевременно получать консультации по возникающим проблемам, учитывать отраслевую специфику. В современных условиях приоритеты в их работе смещаются от надзора за соблюдением норм и правил охраны труда к контролю за соблюдением работодателями законных прав и интересов трудящихся (предоставление работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда, возмещение ущерба потерпевшим и семьям погибших от несчастного случаев на производстве и т.п.).

Техническая инспекция  должна ориентироваться на защиту прав трудящихся, на охрану труда в конфликтных  ситуациях, проведении по их просьбам или по инициативе профорганов экспертиз  состояния условий труда, оказание помощи трудовым коллективам и непосредственно работникам в решении вопросов охраны труда, в том числе их обращениях в судебные  органы на неправомерные действия администрации, а также на оказание помощи профсоюзным комитетам предприятий при подготовке коллективных договоров и соглашений по охране труда и организации контроля за их выполнением.

Одним из основных звеньев  в организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда  непосредственно на предприятиях, обеспечивающих активное участие в ней работников, их представителей, являются совместные комитеты по охране труда. По Кировской области их создано более тысячи. В состав этих комитетов на приоритетной основе входят представители  работодателя и  профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Основными задачами этих комитетов является разработка программных  совместных действий сторон по улучшению  условий труда, предупреждению и  снижению производственного травматизма  и профессиональных заболеваний, анализ состояния условий и охраны труда  и подготовка предложений по решению проблем охраны труда для дальнейшего их включения в коллективные договоры, информирование работников о состоянии условий труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

Отраслевые профсоюзы  совместно со своими министерствами, а также профкомы и администрация  предприятий могут принимать  свои положения о совместных комитетах  или комиссиях по охране труда  с учетом особенностей отрасли или предприятия, специфики, форм собственности и хозяйственной деятельности.

При профкомах по их решению  могут, как и ранее создаваться  комиссии по охране труда и окружающей среды, которые должны контролировать соблюдение законных прав и интересов  работников в области охраны труда, принимать меры по устранению нарушений законодательства, организовывать работу уполномоченных профкома по охране труда, проверять состояние условий труда на рабочих местах, проводить анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профзаболеваний, вносить предложения в коллективный договор по улучшению условий труда и выделению на эти мероприятия необходимых средств.

Основным звеном общественного  контроля за охраной труда непосредственно  в коллективах являются уполномоченные (доверенные) лица профсоюза по охране труда. В отраслях экономики Кировской области их избрано более 15 тысяч. Участвуя в трудовом процессе и находясь среди работников своего производственного подразделения, уполномоченные могут осуществлять постоянный контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда, за соблюдением работниками инструкций по охране труда, правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, участвовать в мероприятиях по предупреждению несчастных случаев на производстве, улучшению условий труда работников, проводить разъяснительную работу по вопросам охраны труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве.

Информация о работе Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда