Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

В процессе жизнедеятельности человек должен принять меры для своей защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды. Меры эти разнообразны. Они должны защищать человека, как в быту, так и на работе. Они должны охранять человека, как от травм, так и от заболеваний. Они должны соответствовать характеру деятельности человека. Иными словами, это должен быть комплекс специальных мероприятий, адекватный неблагоприятному воздействию окружающей среды. От того, насколько этот комплекс совершенен, т.е. насколько полно и эффективно он защищает человека, зависит степень безопасности жизнедеятельности человека в данных окружающих условиях.

Файлы: 1 файл

Социальное парнерство.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда, предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определенных коллективным договором.

Основными задачами уполномоченных по охране труда являются:

- содействие созданию  на предприятии (структурном подразделении)  здоровых и безопасных условий  труда, соответствующих требованиям  норм и правил по охране  труда и экологической безопасности;

- осуществление контроля за состоянием охраны труда и экологической безопасности на предприятии, в цехе, за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам;

- представление интересов работников  в государственных и общественных  организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателями обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями.

В соответствии со ст. 25,26,27 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» уполномоченным по охране труда устанавливаются социальные гарантии. Уполномоченные по охране труда, не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия профсоюзного комитета.

Уполномоченные по охране труда  пользуются правами и льготами, обязательно  установленными коллективными договорами и соглашениями.

За активную добросовестную работу, способствующую предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на рабочих их местах, уполномоченный может быть материально и морально поощрен из средств предприятия или профсоюзного комитета.

Итак, заканчивая рассмотрение правовых основ охраны труда, необходимо отметить, что государство, признанное Конституцией «социальным» определяет государственную политику в области охраны труда, утверждает её основные направления, обеспечивает механизм реализации этой политики, и это достижимо только согласованным действиям всех заинтересованных сторон – как государства, работодателей и работников в лице их представительных органов профсоюзов,

Из сказанного следует, что, несмотря на серьёзную законодательную  базу, механизм защиты в области охраны труда не будет работать в полной мере без взаимопонимания решаемых проблем в этой сфере и поиска баланса интересов между участниками трудовых отношений – работодателями и наемными работниками. Соблюсти этот баланс, и призвана система взаимоотношений, называемая социальным партнерством.                                                                                              

 

              

 

3. Роль социального партнерства  в решении проблем  
охраны труда в  России.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях  играет важную роль в решении многих проблем социально трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.

Расширение договорных начал в  сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от «единства интересов» работодателей и работников к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Многолетняя деятельность  МОТ, мировой опыт показывают, что  социальное партнерство – не только средство стабилизации политического  и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для  социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения. Возможно, более точным был бы термин «социальный диалог» - как система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако  российское законодательство приняло формулу «социальное партнерство».

3.1. Законодательство  РФ о социальном партнерстве.

  Первым шагом создания в Российской Федерации системы социального партнерства в социально-трудовой сфере стал Указ Президента РСФСР  от 15 ноября 1991 года №212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В практику вводилось заключение трехсторонних генеральных и отраслевых (тарифных) соглашений по социально-экономическим вопросам. Переход от конфронтации к сотрудничеству, расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений создали цивилизованную основу для разрешения конфликтов. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1992г. №45 для заключения Генерального соглашения, рассмотрения отраслевых тарифных соглашений и урегулирования трудовых споров (конфликтов) была образована Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

По инициативе профсоюзов ежегодно, начиная с 1992 года, стало  заключаться Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, общероссийскими объединениями  профсоюзов и объединениями работодателей, а затем отраслевые (тарифные) и региональные соглашения, в которых предусмотрены взаимные обязательства сторон по повышению эффективности государственного, ведомственного и общественного контроля за охраной труда и окружающей среды, расширению взаимодействия в этой работе на всех уровнях управления.

Генеральные, отраслевые и региональные трехсторонние соглашения являются важными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения соответственно на федеральном, отраслевом и региональном уровнях.

Генеральными соглашениями предусмотрено обеспечение совместного контроля за соблюдением законодательства об охране труда с уделением особого внимания:

- своевременности платежей  в возмещение вреда, причиненного  работникам увечьем, профессиональным  заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, особенно при реорганизации и ликвидации организаций; выплате пени в случае нарушения сроков выплат сумм возмещения вреда;

- повышению ответственности  и экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда и в этих целях;

- содействию проведению  аттестации рабочих мест по  условиям труда на предприятиях, сертификации производственных  объектов на соответствие требованиям  по охране труда, экологической  безопасности, проведению необходимой работы по отнесению организаций к тем или иным классам профессионального риска.

- разработке предложений  по экономическому стимулированию  организаций, производящих средства  индивидуальной и коллективной  защиты работников от вредных  и опасных производственных факторов;

В отраслевых соглашениях  основное внимание в области охраны труда уделяется вопросам аттестации рабочих мест, контролю за обеспечением безопасности производственного оборудования и технологических процессов.

Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года №2490-1 (с изменениями от 24.11.95 г. №176-ФЗ) внес свой вклад в развитие правовой основы социального партнерства, повышение уровня социальных гарантий и льгот.

Существенно конкретизировали права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства, укрепили законодательно деятельность профсоюзов по защите социально трудовых прав работников на основе заключения соглашений и коллективных договоров на всех уровнях законы «О социальном партнерстве» в субъектах РФ, а проект Федерального закона пока еще находится на рассмотрении в Государственной думе.

Опыт, приобретенный за все эти годы, обобщен и включен  в Трудовой кодекс Российской Федерации  в качестве раздела II «Социальное партнерство в сфере труда», поскольку общие вопросы социального партнерства федеральным законодательством не были решены. В данном разделе закреплены понятие социального партнерства (ст. 23), его основные принципы (ст. 24), определены стороны социального партнерства – работники и работодатель в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25), его система и  формы (ст. ст. 26-27).

Необходимо отметить, что среди форм социального партнерства  названы коллективные переговоры, заключение коллективных договоров и соглашений, взаимные консультации. И, кроме того, участие работников, их представителей в управлении организацией, участие представителей работников и работодателя в досудебном разрешении трудовых споров.

Важным представляется внесение изменений в положения об ответственности сторон социального партнерства, которая претерпела существенные изменения по сравнению с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».

Наряду с ответственностью за правонарушения, которые остались теми же, предусмотрена ответственность и за  неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения. Такой нормой в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» не было.

Предусмотрена ответственность  и в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, который вступит в действие 1 июля 2002 года.   

Рассмотрим систему  и роль социального партнерства  в решении проблем и вопросов охраны труда в Кировской области.                                   

Организационная структура  действующей 
системы социального партнерства  в Российской  
Федерации и Кировской области

Уровни коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений

Виды соглашений

Участники соглашений

  1. Федераль-ный уровень

 

 

 

 

 

  1. Кировская область

 

 

 

 

 

 

3. Организация

1.   Генеральное     соглашение

 

  1. Отраслевое (межотрасле-вое) тарифное соглашение

 

  1. Областное трехстороннее соглашение

 

 

 

 

 

Коллективный договор

Общероссийские объединения  профсоюзов

Соответствующие общероссийские профсоюзы и их объединения

 

Федерация профсоюзных  объединений Кировской области

 

 

 

 

Работники организации   (от лица работников организаций –  первичные профсоюзные организации, иные уполномоченные работниками представительные органы)

Общероссийские объединения  работодателей

Общероссийские объединения  работодателей

 

 

Объединения (ассоциации) работодателей Кировской области. (Совет хоз.руководителей, крестьянский союз)

Работодатель. или его  полномочные представители

Правительство РФ

 

 

Министерство труда  и социальных отношений РФ

 

Администрация Кировской  области


 

 

  

3.2. Роль социального  партнерства в решении вопросов  
охраны труда в Кировской области.

Обеспечение необходимых  условий и охраны труда является одним из основных трудовых гарантий прав работающих, обеспечение которых  и предусматривает защитные функции профсоюзов, а основным инструментом реализации защитной функции профсоюзов является социальное партнерство.

Поэтому стратегический курс всех кировских профсоюзов направлен  на развитие системы социального  партнерства в области. Начиная  с 1992 года, профсоюзы области заключают областное трехстороннее соглашение между федерацией профорганизаций, объединением работодателей и администрацией Кировской области.

Через это соглашение федерация реализует предложения  членских организаций по различным  вопросам, в том числе по охране труда.

На основе трехстороннего соглашения представители профсоюзов входят и активно участвуют в  работе областной межведомственной комиссии по охране труда, в работе комиссий и заседаниях Областной  Думы, в разработке, обсуждении и  принятии законов области, иных документов и решений в сфере труда.

В 2000 году подписано соглашение  о сотрудничестве с Вятской торгово-промышленной палатой по развитию и поддержке  предпринимательства и местных  товаропроизводителей, созданию условий  для деятельности профсоюзных организаций, коллективно-договорного регулирования, социально-трудовых отношений на частных и малых предприятиях, а сегодня актуальность и серьезность проблемы обеспечения необходимых условий охраны труда на предприятиях малых форм велика, о чем я писал выше.

При активном участии  профсоюзов принят закон Кировской  области «О социальном партнерстве», положение «Об областной трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и ее регламенту».

В соответствии с принятыми  документами создается система социального партнерства на уровне области, муниципального образования, отрасли и организаций на основе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, коллективных договоров и соглашений.

Очень важно отметить, что при разработке областного закона «О социальном партнерстве в Кировской области» профсоюзы настояли на обязательности признания работодателями отраслевого тарифного соглашения. Данным законом установлено, что все соглашения, начиная с Генерального, составляют правовую основу социального партнерства в Кировской области, а поэтому коллективный договор как локальный акт не может уменьшить уровень защиты работников в этих соглашениях как совместных актах социального партнерства.

Информация о работе Роль социального партнерства в решении проблем охраны труда