Система профилактики табакокурения среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании,
охватывающий большое количество людей и являющейся, поэтому бытовой наркоманией, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина.
В курение вовлечены практически все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество

Содержание работы

Введение___________________________________3 стр.

Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.

Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.

Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.

Заключение________________________________26 стр.

Файлы: 1 файл

профилактика табакокурения.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Департамент образования администрации города Сургута.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №32.

 

 

 

 

 

Реферат

 

Система профилактики табакокурения среди детей и подростков.

 

 

                                                                           Социальный педагог здоровьесбережения

                                                            Григорьева Алина Геннадьевна.

 

 

 

Г. Сургут. 2008г.

 

 

Оглавление:

 

Введение___________________________________3 стр.

 

Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.

  1.1 Методика анкетирования__________________6стр.

  1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.

  1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.

 

Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.

  2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.

  2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.

  2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.

 

Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.

 

Заключение________________________________26 стр.

 

Приложения_______________________________29 стр.

 

 

Введение.

 

             Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом,

а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент  проблема  распространения табакокурения, алкоголизма, наркомании стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отдельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма.

Очень остро в  современном обществе стоит проблема табакокурения, и от нее страдают не

только сами курильщики, но и некурящие люди. Для первых проблема состоит в том, чтобы бросить курить, для вторых – сохранить свое здоровье и не заразиться вредной привычкой, а также защититься от так называемого пассивного курения, поскольку вещества, входящие во выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в  зажжённую сигарету.

        Курение табака — один из  наиболее распространенных видов  наркомании,

охватывающий      большое количество людей  и являющейся,  поэтому бытовой наркоманией,   наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина.

      В курение вовлечены практически  все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество. По подсчетам специалистов, в нашей стране курит почти треть всего населения в

возрасте от 15 лет и старше  Особенно большое распространение оно получило в среде молодёжи. Всё больше и больше молодых людей, школьников,  затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты.  Проблема подросткового курения становится год от года все острее. Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Смертельная доза никотина для взрослого - пачка, выкуренная сразу. Для подростка – пол пачки(!). Говорят, что «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить 3-х лошадей. А ведь кроме никотина в сигаретах содержится очень много ядовитых веществ, губительных для растущего организма. В первую очередь страдают органы дыхания. 98% смертей от рака гортани, 96% смертей от рака легких, 75% смертей от хронического бронхита и эмфиземы легких обусловлены курением. Табачный дым содержит более 4000 химических соединений, более сорока, из которых, вызывают рак, а также несколько сотен ядов, включая никотин, цианид, мышьяк, формальдегид, углекислый газ, окись углерода, синильную кислоту и т.д. В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год!

  Курение  и молодежь - очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. Кроме нанесения неповторимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. И, конечно же, нельзя забывать о том, что курение – одна из многочисленных проблем молодежи, нашего будущего поколения. От наших действий сейчас зависит будущее всей Земли. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред курения и стараться бороться с ним.  В то время  как  в  Европе  и  в  Америке  все больше и больше распространяется приверженность здоровому  образу  жизни,  у нас заметна совершенно противоположная тенденция. К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией (отклонение от общепринятой нормы поведения). Общественная мораль в нашей стране терпима к курению.   Широкое распространение курения и отсутствие четких тенденций к  снижению числа  курильщиков   говорит   о   необходимости   принятия   дополнительных безотлагательных мер, направленных на предупреждение начала  курения  и  его прекращения,  т.е.  разработки  и   реализации   комплексных   программ   по преодолению курения.

  В соответствии с приказом  Министерства здравоохранения РФ  от 08.10.1998г.

№295 основными направлениями в решении данной проблемы должны быть:

  - разработка  новых  правовых  и  нормативных   актов,   предусматривающих запретительные, ограничительные и просветительские меры  по  преодолению табакокурения;

- постоянное межведомственное  взаимодействие по привитию населению  навыков

   здорового образа жизни;

- поддержка органов исполнительной  власти всех уровней и общества  в  целом

   политики борьбы с курением на основе широкой информированности населения

   об экономических, моральных  и генетических последствиях  курения;

  - развитие и укрепление сети  учреждений, осуществляющих работу  по борьбе с

   табакокурением.

  Профилактика распространения  табакокурения должна строиться  на  следующих основных принципах:

  - приоритетность  мер  направленных  на   предотвращение   распространения

   табакокурения в детском, подростковом возрасте ;

  - политическая поддержка деятельности  организаций выполняющих  мероприятия

   по предупреждению нераспространения  курения;

  - обеспечение  действенного  контроля  за  исполнением  законодательных  и

   нормативных   актов,   совершенствование   правового   регулирования   в

   отношениях  между  курильщиками  и  остальной  частью  населения,  между

   производителями и потребителями, торговыми организациями и населением;

  - обеспечение  лечебно-профилактической  помощи  курящим  лицам,  желающим

   прекратить  курение;

  - широкая информированность  населения о  вреде  курения,  как  необходимом  условии для  социальной  поддержки  всеми  слоями  населения   борьбы  с  курением;

  - межведомственное  (межсекторальное)  сотрудничество   с   учетом   опыта  международных ситуаций.

  Естественно, эта проблема не  может быть решена силами только  медицинских работников. Для достижения успеха в деле снижения  табакокурения  необходима широкая  социальная,  экономическая  и  политическая  поддержка  всех  слоев общества.

  Социальный педагог здоровьесбережения,  непосредственно работающий с детьми, по сути своей профессиональной деятельности может  внести посильный вклад в дело профилактики табакокурения в школе, организуя систему профилакической  работы.

  Вышеизложенные соображения обусловили  выбор объекта и предмета исследования

и определили его проблематику.

Объект: Процесс организации взаимодействия семьи, школы и ребенка в деле профилактики табакокурения среди детей и подростков.

Предмет:  Профилактическая деятельность социального педагога и классного руководителя.

Цель исследования: Систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний о построении профилактической деятельности в школе, исследование социально-психологических факторов, обуславливающих развитие пристрастия к табаку, диагностики, коррекции и профилактической работы с подростками по предупреждению никотизма,  с целью создания эффективной системы работы школы по профилактике курения среди обучающихся. 

Задачи исследования:

1. Выявить проблемы  воспитания  здорового образа жизни в современных условиях. Изучить причины приобщения подростков к табаку, получить данные о характере распространенности

данного явления.

2.  Определить способы и средства,  воздействующие на школьников, для  предупреждения  табакокурения и  других вредных привычек.

3. Обосновать рекомендации по совершенствованию работы с обучающимися, родителями и педагогами по проблемам воспитания здорового образа жизни.

    В исследовании использовались методы:

. Изучение научной литературы  по теме реферата;

. Обобщение и анализ по теме передового  отечественного и мирового опыта;

. Моделирование профилактической  работы социального педагога  и классного руководителя;

. Опытно-эксперементальная проверка  выявленных путей, моделирование  положений.

. Анкетирование и тестирование.

    Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявлении основных условий и принципов организации профилактической  работы по предупреждению табакокурения в общеобразовательной школе, в определении содержания и методов работы, а также в эксперементально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений.

Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций

по организации профилактической работы по предупреждению табакокурения общеобразовательной школе, в определении форм, методов и содержания профилактической деятельности.

             На защиту выносятся следующие  положения:

1.  Профилактическая  деятельность  школы оказывает  положительное  влияние на воспитание у обучающихся  бережного отношения к своему  здоровью, способствует отказу от раннего приобщения к табаку, алкоголю и наркотикам.

2. Сотрудничество социального педагога  здоровьесбережения с учителями  и родителями 

  повышает эффективность профилактических  программ.

3.  Защита прав, здоровья и интересов  ребенка - как одно из главных  направлений в работе социального педагога.

4.  Грамотность ведения всех аспектов  работы  (анализ, вывод, интерпретация, прогноз, гипотеза).

 Реферат  разработан с опорой на современные представления и подходы к проблеме профилактики табакокурения среди подростков и использует как отечественный, так и зарубежный опыт работы этой области.

Реферат служит источником информации при составлении программ по профилактике злоупотребления ПАВ, даны основные ключевые моменты по проведению мероприятий.

                                                                                                                 

Глава 1. Исследование  проблемы

табакокурения среди подростков.

                Задача    исследования   -   представить   по возможности полную  и  достоверную  характеристику  этой  проблемы  в   образовательном учреждении и наметить план профилактических мероприятий. Для этого нужно собирать объективную и сравнимую информацию о курении среди  самих подростков. Наиболее простым методом сбора информации о курении среди подростков представляется заполнение ими разнообразных опросных листов или анкет.

При этом надо иметь в виду, что самосообщаемые характеристики поведения, такого как курение, подвержены как ненамеренному, так и намеренному искажению. Ненамеренное искажение может возникать из-за особенностей человеческой памяти, которая всегда субъективна и существует не только для того, чтобы помнить, но и для того, чтобы забывать. Намеренное искажение возникает из-за ощущения субъектом социальной приемлемости или неприемлемости поведения, которого касается проводимый опрос.

Поэтому, при наличии возможностей, эти самоотчеты рекомендуется подкреплять другими методами, такими, например, как биохимические измерения (причем в одном из вариантов биохимические образцы собираются, но не анализируются), а также с помощью параллельных данных, собранных от членов семьи.

Другой возможностью является смещение фокуса с индивидуума на группы, ситуации или обстановку. Исследование, сравнивавшее пять методов оценки уровня потребления сигарет в школе, выявило, что недорогой и быстрый метод - подсчет числа окурков и пачек от сигарет на школьной территории. Разумеется, сами перечисленные методы сбора информации не дают 100 % точности результатов при однократном исследовании. Наиболее достоверная информация может быть получена только тогда, когда информация собирается с определенной периодичностью и с использованием одних и тех же методов. Например, раз в год проводится опрос по одной и той же методике школьников одного и того же возраста в одно и то же время года, а затем используются сведения о динамике полученных показателей. Но, поскольку такие сведения должны собираться достаточно часто, то используемые методы должны быть несложными и недорогими.

Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков