Система профилактики табакокурения среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании,
охватывающий большое количество людей и являющейся, поэтому бытовой наркоманией, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина.
В курение вовлечены практически все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество

Содержание работы

Введение___________________________________3 стр.

Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.

Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.

Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.

Заключение________________________________26 стр.

Файлы: 1 файл

профилактика табакокурения.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

    Данные зарубежных исследований  показывают, что имеются способы снизить степень приобщения подростков к курению, но они не являются прямыми и требуют изменения поведения взрослых курильщиков. Сначала родители и члены семей детей и подростков должны сами прекратить курить. Из длительного общественного опыта известно, что курение родителей и братьев или сестер является фактором риска для курения подростков. Теперь, кроме того, выяснилось, что прекращение курения родителями уменьшает вероятность для потомства приобщиться к курению. Поэтому школьные программы обязательно должны охватывать учителей и другой школьный персонал, а также родителей. При этом следует сделать максимум возможного, чтобы способствовать прекращению курения среди этих взрослых.                                                                                                                                      Курение может стать частью "семейного круга" и из-за проблем со здоровьем, и из-за повышенного риска детей стать курильщиками. Согласно данным проведенного в Киеве опроса, дети курильщиков имеют в полтора раза большую вероятность приняться за курение. Дети, которые чувствуют, что их родители не одобряют их курение, приблизительно в семь раз менее вероятно станут курильщиками, чем те, кто думает, что родители одобрят это. Влияние родителей сильнее всего ощущается для младших подростков, и оценка семейных программ для 9 и 10-летних показала более низкую степень приобщения к курению среди прошедших обучение детей и уменьшение распространенности курения среди их родителей.  Не стоит упускать возможность и обратного влияния детей на родителей. Большинство взрослых курильщиков хотят бросить курить, но им часто не хватает какого-то дополнительного стимула. Активная позиция ребенка, как минимум в защиту своего права дышать у себя дома воздухом, свободным от табачного дыма, может помочь их родителям расстаться с вредной привычкой. К тому же такая активная позиция ребенка запоминается им надолго и, особенно в случае успеха, служит надежной прививкой от курения.

         Прежде  чем начать профилактическую работу в школе, нужно проинформировать об этом родителей учащихся, объяснить позицию школы по данной проблеме и заручиться их поддержкой. Это поможет избежать непонимания и вызванного им недовольства действиями школы. Информирование родителей лучше построить по следующей схеме: проводится общее собрание родителей, и администрация школы рассказывает о намерении проводить в школе профилактику табакокурения, разъясняет цели и задачи программы, говорит про ожидаемые результаты, отвечает на возникающие вопросы; затем собрание продолжается по классам, где классные руководители раскрывают суть программы, рассказывают о конкретных мероприятиях, пытаются привлечь родителей на свою сторону, заручиться их поддержкой. Такое собрание лучше проводить в конце учебного года, раскрывая перспективы работы школы на следующий год. Важно, чтобы собрание было тематическим, то есть именно по этой проблеме, что подчеркнет ее значимость.  Следующим шагом будет проведение родительского собрания по этой проблеме в начале учебного года. За лето родители смогут подумать о важности профилактической работы и о возможности своего включения в эту работу. Собрание в начале года может быть самым обычным, по классам, на повестке может стоять несколько вопросов, но вопрос о внедрении профилактической программы должен быть самым значимым. На этом собрании хорошо обсудить следующие вопросы:

- выяснить позицию родителей  по проблеме курения вообще  и, в частности, подросткового курения;

- выяснить мнение  родителей по поводу проведения  профилактики табакокурения в школе;

- готовность  родителей включиться в работу;

- пожелания  и идеи родителей по проблеме.

Внедряя в школе программу профилактики табакокурения, проводя занятия по проблеме для детей и подростков, не следует обходить вниманием родителей и останавливаться на проведении простых родительских собраний. Организуя работу с родителями по проблеме курения, рекомендуется :

1.Провести  диагностику, выявить позиции родителей: группа риска (курящие), родители-лидеры (ведущие здоровый образ жизни, занимающие активную антитабачную позицию, готовые включиться в профилактическую работу);

2.Организовать  семинары по проблеме курения  для родителей;

3.Организовать  отдельную работу с родителями  “группы риска”, предоставить им  возможность получить социально-психологическую консультативную поддержку;

4.Организовать  отдельные собрания родительского  актива (родители-лидеры);

5.Провести  мониторинг отношения родителей  к проблеме табакокурения (проследить  динамику изменения отношения  родителей к проблеме).

         Не являясь специалистами-наркологами, взрослые  имеем бытовые представления  по проблеме курения, которые  не всегда бывают верными. Профессионально  занимаясь данной проблемой в  рамках школьной профилактической  программы, педагог может помочь родителям получить научные представления о табакокурении и обеспечить активную родительскую поддержку в своей работе. Но если педагог организует цикл лекций, на которых будет рассказывать о табаке и курении, о возрастных психологических особенностях детей и подростков и т.д., вряд ли он сможет заинтересовать и просветить родителей, они просто проигнорируют предоставляемую информацию. Для эффективности занятия нужно, чтобы родители на семинарах слушали и говорили о себе и своих конкретных, возникающих у них ежедневно проблемах.  В приложениях  приведены рекомендации родителям, обсуждая которые педагог может раскрыть современные научные представления по проблеме, оказать влияние на отношение родителей и рассказать о возможных стратегиях поведения в различных ситуациях.

                                Направления работы с родителями:

- ознакомление с содержанием  профилактических программ, реализуемых  школой;

- родительские собрания « Пассивное  курение и его вред для окружающих», « Как помочь ребенку отказаться от вредных привычек»;

- конференция «Роль семьи в  воспитании здорового образа  жизни»;

- ознакомление родителей с общими  результатами анкетирования учащихся  по проблемам курения;

-подготовка для родителей выступления  агитбригад, выпуск листков здоровья, создание коллажей « Брось сигарету!» и « Послание от смерти»;

- оформление уголка для родителей;

- проведение индивидуальной работы  с родителями курящих детей;

- проведение массовых семейных  праздников и т. д.

 

2.3. Роль учителя в  профилактике табакокурения.

 

      В результате совместной  деятельности  всех участников образовательного процесса может быть выработана  школьная политика  в отношении курения.                                        «Школьная политика в отношении курения» - это набор правил о курении, о соблюдении которых договорились заинтересованные стороны: школьная администрация, педагогический коллектив, представители учащихся, возможно, родительский комитет. Школьная политика может включать в себя различные аспекты, а именно те, которые сочли важными участники переговоров. Это могут быть вопросы об отношении к табачным изделиям на территории школы - разрешены они или нет, кому разрешены, кому нет, что происходит в случае нарушения правила. Допускаются ли на территории школы места для курения, кто имеет право курить, а кто нет. Школьная политика может также оговаривать вопросы о профилактических программах в школе, о том, на какие классы они распространяются, кто участвует в их осуществлении и т.д. Чрезвычайно важно, чтобы школьная политика была конкретной. Некие действия не просто запрещаются, а четко оговаривается, что будет происходить в случае нарушения этого правила. Поскольку все постсоветские страны имеют богатый опыт запрещенности всего и неизвестности возможного наказания, что привело к безразличию ко всякого рода правилам и законам, важно, чтобы разрабатываемая в каждой школе политика выгодно отличалась от своих прототипов конкретностью и реалистичностью. Она является необходимым элементом для поддержки профилактического обучения в классе.

Наличие школьной политики в отношении потребления наркотических веществ вообще и табака, в частности, создает ряд преимуществ:

1. Уточняет роль, права и ответственность  каждого члена школьного коллектива  по проблемам потребления вредных  веществ, его профилактики и мер  воздействия;

2. Дает официальную точку зрения на часто вызывающий противоречия и эмоции вопрос;

3. Определяет последовательность  мер, предпринимаемых при обнаружении  случая потребления вредных веществ;

4. Защищает благополучие школьников  и персонала, гарантируя, что все  случаи будут оцениваться разумно; а также гарантируя конфиденциальность и возможность консультаций, если это необходимо;

5. Поддерживает персонал, снимая  с него груз чрезмерной ответственности  за принимаемое решение при  возникновении подобных случаев.

В одном из исследований было обнаружено, что в школах с политикой запрета курения, как для работников, так и для учащихся, распространенность курения среди учащихся была вдвое меньше, чем в школах, где курение было разрешено. Курильщики курили меньшее количество сигарет, как в самой школе, так и вне  нее. 

Фундаментом эффективной работы по предупреждению табакокурения учащихся является хорошая подготовка преподавательского состава. Основные требования здесь следующие.

1. Каждый  учитель школы, преподаватель училища, колледжа должен получить необходимую подготовку по вопросам предупреждения табакокурения учащихся - начиная со студенческой скамьи, и далее – в процессе постоянного повышения своей квалификации по этим вопросам.

2. Классные  руководители, преподаватели физкультуры, биологии, ОБЖ должны пройти дополнительную подготовку, позволяющую им более активно реализовывать эти программы в своей учебно-воспитательной работе.

3. Преподаватели  основ культуры здоровья (валеологии, уроков здоровья) и школьные психологи  должны получить подготовку, позволяющую им консультировать по этим вопросам своих коллег, проводить внутришкольные образовательные программы по этой тематике.

4. В  программы повышения квалификации  каждого руководителя образовательного  учреждения должен входить раздел, посвященный предупреждению табакокурения учащихся.

5. Курение  учителя (преподавателя училища, колледжа) должно рассматриваться как противопоказание  для работы в образовательном  учреждении.

          Это особенно важно. Преподаватели  должны понять теории и методы, используемые в образовании, ориентированном на поведение. Поскольку эти методы существенно отличаются от методов, ориентированных на передачу знаний, которые можно оценить на экзамене, то не представляется реалистичным, чтобы такая подготовка педагогов могла происходить "по разнарядке". Для успеха дела необходимо, чтобы в этой работе участвовали лишь те педагоги, которые сами чувствуют необходимость таких программ, которые сами уже пытались решать проблемы курения среди своих учеников, искали подходящие для этого подходы.

 

Глава 3.Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения.

                   Поскольку последствия для здоровья несет связанное с курением поведение, то измеряемые зависимые переменные должны отражать именно поведение. Но как измерить поведение? Спросить представителя целевой группы о его поведении? Это часто делается, но в основном для того, чтобы убедиться в ненадежности данного показателя. Респонденты обычно отвечают либо то, что, как им кажется, от них хотят услышать, либо то, что соответствует тому образу, который они хотят создать. Конечно, поведение можно пронаблюдать, и это будет наиболее надежной оценкой. Но наблюдаемое в каждой конкретной ситуации поведение чрезвычайно сильно зависит от того, кто за ним наблюдает, и совсем не обязательно будет таким же в других сходных ситуациях. Поэтому часто принимается гипотеза, что поведение находится в зависимости от отношения человека к данному виду поведения и вместо измерения поведения измеряется отношении.

Таким образом, оценка эффективности профилактических программ, хотя и требует дополнительных ресурсов, вполне возможна. Достаточно убедительные свидетельства эффективности или неэффективности профилактических программ дают сравнения с контрольными группами учащихся, среди которых такие программы не проводятся. При этом совершенно не обязательно проводить оценку эффективности каждой программы в каждой школе. Трудно ожидать, что программа, не давшая эффекта в одной школе, будет эффективной в иной школе. При этом имеется множество обратных примеров: эффективные в одних условиях программы не дали результата в других условиях.

Из этого следуют достаточно простые выводы. При использовании чьих-то, в том числе, зарубежных программ недостаточно их просто "адаптировать" к местным условиям. Необходимо, чтобы они предъявили четкие и недвусмысленные доказательства своей эффективности. Если таковых нет, то нереалистично надеяться, что "адаптированный" вариант программы вдруг станет эффективным. Использование эффективных программ также требует выполнения ряда условий, которые мы обсудим позже. Вначале попытаемся выделить из общей массы программ те, которые имеют хоть какие-то доказательства эффективности.

К сожалению, в русскоязычной литературе  не удалось обнаружить серьезных работ, посвященных оценке эффективности профилактических программ. Тем же показателям эффективности, которые изредка приводят в своих работах сами авторы программ, верится с трудом по тем же причинам, что и рекламным сообщениям о 90% эффективности излечения от наркомании. Известно, что эффективность лучших мировых программ составляет порядка 10%. Поэтому  приходится пользоваться данными зарубежных исследований. Их было проведено так много, что появился целый ряд обзоров, в которых независимые эксперты обобщают результаты оценки эффективности профилактических программ.

Проведенные в западных странах исследования показывают, что наилучший результат, на который можно надеяться при использовании направленных на подростков школьных программ профилактики - это умеренная краткосрочная задержка начала курения у подростков. Другими словами, те подростки, которые закурили бы при отсутствии программы, все равно закуривают, но в среднем на год позже. В некоторых странах имеет место очень высокая распространенность курения среди молодежи, несмотря на широкое использование в них школьных профилактических программ. При внимательном рассмотрении оказывается, что многие традиционные программы профилактики курения в школах, в особенности, имеющие лекционную форму, изначально обречены на неудачу.

Некоторые причины такого явления перечислены ниже.

- Эмпирические данные показывают, что улучшение знаний является необходимым, но не достаточным условием изменения поведения.

Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков