Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 22:10, реферат
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании,
охватывающий большое количество людей и являющейся, поэтому бытовой наркоманией, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина.
В курение вовлечены практически все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество
Введение___________________________________3 стр.
Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.
Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.
Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.
Заключение________________________________26 стр.
- Считается, что люди в целом, а молодые в особенности, теряют возможность предвидеть последствия своего текущего поведения и склонны видеть себя более или менее "неуязвимыми", особенно в отношении долговременных последствий для здоровья.
- Традиционно школьные программы ориентированы на некоторое массовое обучение. Точно также, если в школе внедряется антитабачная программа, то предполагается, что она будет воздействовать на всех учеников, в том числе тех, ради кого она запускается, то есть уже начавших курить или имеющих высокую вероятность приобщения к курению.
Школьные профилактические программы также в наибольшей степени оказываются направленными на тех, у кого вероятность курения является наименьшей, и мало охватывают тех, кто закурит с наибольшей вероятностью, но кому, как предполагается, эти программы нужны гораздо больше.
Это вызвано следующими факторами:
В случайно выбранный день могут отсутствовать те или иные ученики. Но если исследовать вероятность их отсутствия в школе в зависимости от того, каковы их взаимоотношения с курением, то оказывается, что подростки-курильщики, имеющие курящего родителя, с наибольшей вероятностью будут отсутствовать в школе, а некурящие, чьи родители не курят - с наименьшей.
Выяснилось, что каков бы ни был нынешний статус молодого человека в отношении курения, родительское курение является фактором, повышающим вероятность как отсутствия в школе, так и превращения в курильщика.
Причины для этого более частого отсутствия в школе могут быть как физическими, так и социальными. Физические причины связаны, по крайней мере, частично, с активным или пассивным курением, которое вызывает снижение сопротивляемости организма ребенка или подростка и разнообразные заболевания различных систем и органов. Социальные причины состоят в отвержении школьных ценностей. Это может проявляться такими симптомами, как частые прогулы и даже, в крайних случаях, исключение из школы за антиобщественное поведение. Курильщики с большей вероятностью будут говорить, что они "сыты по горло" школой.
Учащиеся усваивают очень немного из уроков, это, видимо, особенно касается уроков санитарного просвещения. Те учащиеся, которые имеют наивысшие оценки и усваивают больше всего, очевидно, настроены на учебу и с наименьшей вероятностью будут курить. Исследования постоянно показывают, что курильщики имеют низкую мотивацию в отношении школьных успехов и не стремятся к усвоению преподаваемого в школе материала.
Антитабачные программы внедряются в школьном классе и предназначаются для всего класса, они на самом деле больше всего воздействуют на тех, кто и без них не имеет высокой вероятности приобщения к курению. Те же, кто уже начал курить или склонен к этому, оказываются за пределами воздействия таких программ. Следовательно, одним из важнейших резервов повышения эффективности профилактических программ вообще и антикурительных, в частности, является направление их на специфические целевые группы.
Заключение.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив - осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi — образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда,
когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек, стать здоровым.
В заключении, результаты и положения исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Главный вывод, к которому пришла
мировая научная мысль в
2. Гораздо больше внимания надо
уделять проблеме защиты прав
некурящих. И у себя дома, и
в школьных туалетах они
3. Проблема прекращения курения
остро стоит для многих
4. Подростковое общественное
5. И, наконец, нужно шире использовать огромный потенциал самих подростков. Половина из них в ходе опроса говорит, что хотят принять участие в мероприятиях против курения. Опыт программ, которые планировали и проводили сами подростки, показал, что они пользуются наибольшим успехом. Нужно лишь немного поддержать их и предоставить возможность жить свободной от табака жизнью.
6.
Необходимо тщательное
7. Профилактические программы
8. Деятельность социального
Школьная система работы «Отказ от вредных привычек».( по В.А. Вишневскому)
Диагностика
1. Распространенности вредных
2. Социометрия (психолог, классные руководители)
3 Степени удовлетворения базовых потребностей (психолог, социальный педагог).
4 Структуры мотивации
Обучение
1. Влиянию на организм курения, алкоголя, наркотиков (на уроках здоровья, биологии, лекциях нарколога и т.д.).
2. Механизмам формирования зависимости (на уроках здоровья, биологии, лекциях нарколога и т. д.).
3. Опасности для человека и общества (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейных отношений, лекциях нарколога, классных часах и т.д.)
4. Методам профилактики (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейных отношений, лекциях нарколога, классных часах и т д.),
5. Умению противостоять давлению извне (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейных отношений, лекциях нарколога, психолога, классных часах и т.д.)
Моделирование
1. Здорового стиля жизни (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейных отношении, лекциях нарколога, классных: часах и т д.).
2. Как противостоять внешнему давлению (психолог)
3. Как отказаться от курения, алкоголя, наркотиков (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейный отношений, лекциях нарколога, классных часах
и т.д.).
4. Как решать сложные тупиковые жизненные ситуации (психолог, социальный педагог)
Практика в процессе обучения.
1. Коммуникативный практикум (психолог, социальный педагог),
2. Психодрамма (психолог).
3. Разыгрывание ситуаций с решением тех или иных жизненных проблем (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейных отношений, лекциях, классных часах)
Обратная связь.
1. Скрининг распространенности вредных привычек и отношения к ним (социальный педагог, психолог)
Закрепление
1. Проведение деловых игр (на уроках здоровья, биологии, этики межличностных и семейных отношений).
2. Организация диспутов, КВН и других рекреационных мероприятий
(замдиректора по
3. Встречи с известными и успешными людьми, отказавшимися от вредных привычек и демонстрирующих здоровый стиль жизни (замдиректора по воспитательной работе, социальные педагоги)
Практика между занятиями.
1. Проведение досуговых рекреационных мероприятий (замдиректора по воспитательной работе, социальные педагоги, классные руководители).
2. Встречи с психологом и наркологом
3. Посещение семей (социальный педагог).
4. Работа совета по профилактике (замдиректора по воспитательной работе).
5.Конкурсы и выставки рисунков, сочинений и т.д. (замдиректора по воспитательной работе).
7. Лекции и консультации для родителей (психолог, нарколог, социальный педагог)
«Контроль вероятности».
1. Поощрение учащихся, ведущих здоровый образ жизни (замдиректора по воспитательной работе, руководитель службы здоровья).
2. Организация конкурсов-соревнований «Класс (школа) без курения, алкоголя, наркотиков»
замдиректора по воспитательной работе, руководитель службы здоровья).
3. Благодарственные письма, грамоты родителям благополучных детей (социальные педагоги).
4. Поощрение классных руководителей классов-победителей (замдиректора по воспитательной работе, руководитель службы здоровья).
В апреле-мае 1999 года в Киеве был проведен опрос по поводу употребления табака среди молодежи. Этот опрос проводился по инициативе Всемирной Организации Здравоохранения одновременно в нескольких странах мира. Исполнителем данной работы в Украине выступил Украинский Информационный Центр по Проблемам Алкоголя и Наркотиков (УИЦПАН).Выборку составило более четырех тысяч учащихся из 80 школ, 12 ПТУ и 8 техникумов города Киева, возрастом, преимущественно, от 13 до 16 лет. Кроме Украины, в данном опросе приняли участие такие страны, как Россия (Москва), Венесуэла, Китай, Иордания, Шри-Ланка и Барбадос.
Вопросник состоял из нескольких частей, затрагивающих различные стороны, касающиеся табака. Задавались вопросы об употреблении табака, знаниях о нем, отношении к нему. Поднимались проблемы пассивного курения, прекращения курения, распространенности про-табачной и антитабачной информации, проведения профилактической работы в школах и т.д. Опрос проводился конфиденциально, его результаты обрабатывались в США. Есть все основания считать, что результаты опроса достаточно точно отражают ситуацию с курением среди подростков в Киеве.
На сегодняшний день ситуация с употреблением табака в Киеве обстоит таким образом, что 84% парней и 69% девушек из опрошенной возрастной группы пробовали курить. По этим показателям Украина далеко опережает все страны, принявшие участие в опросе. За ней следует Россия, в которой когда-либо пробовали курить 67%. К счастью, регулярных курильщиков намного меньше. Тех, кто курил хоть раз на протяжении последнего месяца, только 41%. А тех, кто курит почти каждый день всего 20%. Очень характерной группой являются те, кто в течение жизни сделал всего 1-2 затяжки или выкурил только одну сигарету. Эти подростки на собственном опыте убедились, что табачный дым действительно противен, и больше не курят. И таких подростков насчитывается 15%! Таким образом, реально курит явное меньшинство подростков. При этом подростки считают, что курящие составляют большинство! На вопрос, сколько подростков в их школе курит, 60% опрошенных ответили "большинство", а 25% - "около половины". Данные же опроса показывают, что регулярно курит 34% парней и 14% девушек, четверть школьников вообще никогда не курили, а большинство - лишь экспериментаторы. Сразу стоит заметить, что эти цифры не относятся к ПТУ и техникумам, так как там регулярно курит 57% и 41% соответственно.
То, что школьники воспринимают курение как более распространенное явление, чем это есть на самом деле, показывает, что курильщики агрессивно навязывают свое поведение, а некурящие не ощущают себя большинством, каким в реальности являются.
Самый распространенный возраст, в котором начинается употребление табака - это 12 -15 лет. Тех, кто начинает курить раньше 11-ти лет, 25%, причем больше всего таких среди младшей возрастной группы опрошенных. Это может свидетельствовать о том, что возраст первых опытов с курением постепенно снижается.
Достать сигареты для подростков сейчас не проблема, так как, несмотря на официальный запрет продажи табачных изделий детям и подросткам, это правило не соблюдается. Практически никому из курильщиков не было отказано в покупке сигарет, несмотря на их возраст - об этом говорят 94% опрошенных. Если посмотреть на то, где курильщики курят, то обнаруживается интересная закономерность - чаще всего курят или в общественных местах, или на различного рода мероприятиях. И намного реже - у себя дома или в доме у друга. Т.е. курение для подростков - это, прежде всего, социально направленный процесс, курить важно рядом с другими, для других. Одним из факторов, увеличивающих употребление табака, является употребление алкоголя и других наркотиков. 37% курящих ребят, принявших участие в этом опросе, также подтверждают то, что они действительно курят больше после того, как выпьют или примут другое наркотическое вещество. Это в очередной раз подтверждает тезис, что любая работа по профилактике табачных проблем должна оказывать внимание и проблемам, связанным с употреблением алкоголя и наркотиков.
Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков