Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 22:10, реферат
Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании,
охватывающий большое количество людей и являющейся, поэтому бытовой наркоманией, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина.
В курение вовлечены практически все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество
Введение___________________________________3 стр.
Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.
Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.
Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.
Заключение________________________________26 стр.
Таким образом, стратегическим приоритетам
первичной профилактики
Основная задача первичной
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
- формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально - нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действующей установки на отказ от курения и приема психоактивных веществ;
- формирование
ресурсов семьи, помогающих воспитанию
детей и подростков
- развитие социально - поддерживающей инфраструктуры, направленной на работу с макросоциальным окружением ребенка " группы риска никотинизации" и ребенка, заболевшего табакизмом. ( Т. М. Жирова).
В ряду
основных задач Концепции
( КАПР) в образовательной среде хотелось бы выделить:
* вовлечение
в профилактическую
* улучшение
качества образования за счет
повышения уровня здоровья и
изменений ценностной
* улучшение качества воспитания и формирование у детей и молодежи антинаркотических установок;
*создание
в образовательных учреждениях
негативного отношения к
* создание
системы раннего выявления
* реализация
этапов профилактической
создание
организационных структур; подготовка
(кадров, нормативно - правовой базы,
дифференцированных программ
Социальный педагог профилактическую работу строит на основе следующих принципов:
Организационные принципы профилактики, определенные КАПР.
1 принцип - комплексность - подразумевает согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном уровнях.
2 принцип - дифферинцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности, по степени наличия факторов риска развития табакизма.
3 принцип - аксилогичность ( ценностная ориентация) - предполагает формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально – этических барьеров потребления
4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.
* социальный
аспект - ориентированность на
* психологический
аспект - направленность на коррекцию
определенных психологических
* образовательный аспект - формирование системы представлений и знаний о социально - психологических, медицинских, правовых и морально - этических последствиях злоупотребления ПАВ.
Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач: 1. Реализация общих задач направленная на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. Важнейшим условием педагогической профилактики табакокурения является формирование представления о здоровье как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его. В результате решения этих задач формируются неспецифические знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель данной работы: развитие самосознания.
2. Реализация специфических задач связана с формированием у детей представления о негативном воздействии табака на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от употребления табака, с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов никотинизации.
В результате решения этих задач формируются специфические знания о пагубном действии табакокурения на организм.
Цель данной работы: научит подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении табака и других психоактивных веществ.
5 принцип - последовательность(этапность)- предусматривает, что цели и задачи программы профилактики должны быть разделены на общие стратегические и частные. Последовательность выглядит следующим образом: 1 этап - неотложные мероприятия, 2 этап - организационные мероприятия, 3 этап - полное развитие программы.
6 принцип - легитимность - предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности, к которым относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, занимающихся профилактикой в пределах своей компетенции и статуса. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и подростков, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.
7 принцип - преемственность - включает в себя два взаимосвязанных аспекта: согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями и анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики табакокурения (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
8 принцип - непрерывность и систематичность- профилактическая работа не ограничивается только временем пребывания ребенка в школе и ведется систематически, а для этого принимаемые меры должны быть сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В связи
с выше названным, можно выделить
основные направления
1) Работа с детьми:
-общая воспитательная
педагогическая работа с
- работа с детьми " группы риска";
- работа с детьми, употребляющими никотин;
2) Работа с педагогическим
- подготовка
учителей к ведению
- организационно - методическая работа.
3) Работа с родителями:
- информирование и консультирование родителей по проблеме табакокурения;
- работа с семьями " группы риска";
4) Работа с различными
Наибольшее распространение получили следующие виды профилактических программ:
- региональные и территориальные комплексные программы;
- школьные
комплексные программы
- тематические
образовательные программы, направленные
на снижение спроса на
2.1. Профилактическая работа с обучающимися
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, в плане профилактики наиболее предпочтительным являются программы направленные на пропаганду здорового образа. жизни и ориентирована на применение социально-психологического тренинга Богатый опыт их проведения (более столетия) показал, что их эффективность зависит от того, как подаётся информация и какими методами. Так, программы акцентирующие внимание на негативных последствиях оказались малоэффективными, а программы делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддитивных веществ и др.» показали свою эффективность [32, с. 95].
Анализ существующих современных перспективных подходов является первым необходимым этапом изложения материала.
1.Подход, основанный на распространении информации о влиянии курения на организм человека, а особенно подростка.
Данный подход является
2. Подход, основанный на эффективном (эмоциональном) обучении.
Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках распознавать и управлять ими. Аффективное обучение основывается на учете того, что зависимость от никотина чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решений. В рамках этой концепции выделяются следующие цели: повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.
3.Подход, основанный на роли социальных факторов.
Превентивные стратегии, нацеленные на социальные факторы, способствующие вовлечению в число курильщиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Важнейшим фактом развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, направленной на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление. Программы интервенции основываются на определении сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг резистентности к социальному давлению; “прививки” против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Преимущественными техниками в ходе реализации этих программ в ходе реализации этих программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. данный подход рассматривается, как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или “отодвигая” начало приобщения к курению.
4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Проблемное поведение, такое как употребление наркотиков, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. ( А курение можно рассматривать как наркоманию, бытовую наркоманию). С точки зрения концепции Р.Джессора начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающая преимущественно в подростковом возрасте, может быть: инструментом “эксперимента”; “открытием двери” в группу сверстников; результатом давления со стороны социальной среды и т.д. И так как молодые люди не компетентны в других формах социального “разговора” со средой и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды, они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, в том числе и никотина. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная резистентность; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивание своих позиций).По сравнению с другими подходами модель программы развития жизненных навыков оцениваются исследователями как имеющая шансы быть успешной.
Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков