Система профилактики табакокурения среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 22:10, реферат

Описание работы

Курение табака — один из наиболее распространенных видов наркомании,
охватывающий большое количество людей и являющейся, поэтому бытовой наркоманией, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. Всемирная организация здравоохранения считает, что производство сигарет столь же опасно и преступно, как изготовление и распространение опиума, героина, кокаина.
В курение вовлечены практически все слои населения и, что наиболее опасно, женщины и юношество

Содержание работы

Введение___________________________________3 стр.

Глава 1. Исследования проблемы табакокурения среди подростков._________________________________6 стр.
1.1 Методика анкетирования__________________6стр.
1.2. Характер и распространенность явления____8 стр.
1.3. Проблема пассивного курения_____________9 стр.

Глава 2. Педагогическая профилактика курения___________________________________10 стр.
2.1.Профилактическая работа с обучающимися_____________________________13 стр.
2.2. Профилактическая работа с родителями________________________________20 стр.
2.3. Роль учителя в профилактике курения___________________________________ 22 стр.

Глава 3. Возможные риски внедрения профилактических программ по предупреждению курения___________________________________24 стр.

Заключение________________________________26 стр.

Файлы: 1 файл

профилактика табакокурения.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, стратегическим приоритетам  первичной профилактики следует  рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.

           Основная задача первичной профилактики  состоит в воспитании здорового, личностно развитого человека, способного  самостоятельно принимать решения,  не нуждающегося в приеме психоактивных  веществ.

 Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических     мероприятий, направленных на:

- формирование  личностных ресурсов, обеспечивающих  развитие у детей и молодежи  социально - нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действующей установки на отказ от курения и приема психоактивных веществ;

- формирование  ресурсов семьи, помогающих воспитанию  детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;- внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от   " пробы" никотиновой продукции;

- развитие  социально - поддерживающей инфраструктуры, направленной на работу с макросоциальным  окружением ребенка " группы риска никотинизации" и ребенка, заболевшего табакизмом. ( Т. М. Жирова).

  В ряду  основных задач Концепции Комплексной  активной профилактики и реабилитации 

( КАПР) в  образовательной среде хотелось бы выделить:

* вовлечение  в профилактическую деятельность  всех без исключения учреждений  системы образования;

* улучшение  качества образования за счет  повышения уровня здоровья и  изменений ценностной ориентации  учащихся;

* улучшение  качества воспитания и формирование у детей и молодежи антинаркотических установок;

*создание  в образовательных учреждениях  негативного отношения к различным  психоактивным веществам, в том  числе и к табаку;

* создание  системы раннего выявления случаев  употребления табака, алкоголя, наркотиков.

* реализация  этапов профилактической деятельности;

 создание  организационных структур; подготовка  (кадров, нормативно - правовой базы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исследований); взаимодействие с различными учреждениями:  государственными, медицинскими, общественными, а так же со средствами массовой информации.

Социальный педагог профилактическую работу строит на основе следующих принципов:

Организационные принципы профилактики, определенные КАПР.

1 принцип - комплексность - подразумевает согласованное взаимодействие на межведомственном, профессиональном уровнях.

2 принцип - дифферинцированность  профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности, по степени наличия факторов риска развития табакизма.

3 принцип - аксилогичность ( ценностная ориентация) - предполагает формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др.,  которые являются ориентирами и  регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально – этических барьеров потребления 

 4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

* социальный  аспект - ориентированность на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к  приему психоактивных веществ, в том числе и табака; помощь в социальной адаптации школьника , овладение методами общения, решение проблемы занятости и т. д.

* психологический  аспект - направленность на коррекцию  определенных психологических особенностей  личности, способствующих развитию  зависимости: формирование адекватной  самооценки, навыков успешности, коррекционная  работа с чувством неуверенности в себе, формирование навыков принятия решений, умения сказать " нет", постоять за себя, формирование стрессоустойчивых личностных установок, ответственности за себя, свои действия и свой выбор....

* образовательный  аспект - формирование системы представлений и знаний о социально - психологических, медицинских, правовых и морально - этических последствиях  злоупотребления ПАВ.

             Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач:                     1. Реализация общих задач направленная на формирование у детей ценностного, ответственного отношения  к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение социально ценных поведенческих норм, развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий. Важнейшим условием педагогической профилактики табакокурения является формирование представления о здоровье как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости заботиться и укреплять его. В результате решения этих задач формируются неспецифические знания о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе. Цель данной работы: развитие самосознания.

2. Реализация  специфических задач связана  с формированием у детей  представления о негативном воздействии табака на физическое здоровье человека и его социальное благополучие, готовности отказаться от употребления табака, с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов никотинизации.

В результате решения этих задач формируются специфические знания о пагубном действии табакокурения на организм.

Цель данной работы: научит подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении табака и других психоактивных веществ.

5 принцип - последовательность(этапность)- предусматривает, что цели и задачи программы профилактики должны быть разделены на общие стратегические и частные. Последовательность выглядит следующим образом: 1 этап - неотложные мероприятия, 2 этап - организационные мероприятия, 3 этап - полное развитие программы.

 6 принцип - легитимность - предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности, к которым относятся все  нормативные акты о правах и обязанностях лиц, занимающихся профилактикой в пределах своей компетенции и статуса. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и подростков, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

7 принцип - преемственность - включает в себя два взаимосвязанных аспекта: согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями и анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики табакокурения (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

 8 принцип - непрерывность и систематичность- профилактическая работа не ограничивается только временем пребывания ребенка в школе и ведется систематически, а для этого принимаемые меры должны быть сведены  в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

  В связи  с выше названным, можно выделить  основные направления профилактики  табакокурения в школе:

1) Работа с детьми:

-общая воспитательная  педагогическая работа с детьми;

-   работа  с детьми " группы риска";

- работа  с детьми, употребляющими никотин;

2) Работа с педагогическим составом:

- подготовка  учителей к ведению профилактической  работы;

- организационно - методическая работа.

3) Работа с родителями:

- информирование  и консультирование родителей  по проблеме табакокурения;

- работа  с семьями " группы риска";

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление  профилактики табакокурения и употребления других агрессивных психоактивных веществ.

      Наибольшее распространение получили следующие виды профилактических программ:

- региональные  и территориальные комплексные  программы;

- школьные  комплексные программы профилактической работы;

- тематические  образовательные программы, направленные  на снижение спроса на сигареты      и уменьшения вреда от их  употребления.

2.1. Профилактическая работа  с обучающимися

 

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, в плане профилактики наиболее предпочтительным являются программы направленные на пропаганду здорового образа. жизни и ориентирована на применение социально-психологического тренинга Богатый опыт их проведения (более столетия) показал, что их эффективность зависит от того, как подаётся информация и какими методами. Так, программы акцентирующие внимание на негативных последствиях оказались малоэффективными, а программы делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддитивных веществ и др.» показали свою эффективность [32, с. 95].

     Анализ существующих современных перспективных подходов является первым необходимым этапом изложения материала.

1.Подход, основанный на распространении информации о влиянии курения на организм человека, а особенно подростка.

 Данный подход является наиболее  распространенным типом превентивных  стратегий, базирующих на предоставлении  частичной информации о табаке, его вредности и негативных последствиях употребления. Существуют  различные  варианты информационного подхода: 1) предоставление частичной информации о фактах влияния употребления никотина  на организм, поведение, а так же количественных данных о курильщиках; 2) стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой – предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления никотина. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающих, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления табака.  Большинство этих программ не включают в себя задачи, направленные на реальное изменение поведения, недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны.

2. Подход, основанный на эффективном (эмоциональном) обучении.

Этот подход концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках распознавать и управлять ими. Аффективное обучение основывается на учете того, что зависимость от никотина чаще развивается у личностей, имеющих трудности в определении и выражении эмоций, выявляющих интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия  решений. В рамках этой концепции выделяются следующие цели: повышение самооценки, определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций; развитие навыков принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.

3.Подход, основанный на роли социальных факторов.

 Превентивные стратегии, нацеленные  на социальные факторы, способствующие вовлечению в число курильщиков, основываются на признании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль в этом процессе, способствуя или препятствуя началу наркотизации. Важнейшим фактом развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, направленной на предотвращение действия значимых факторов негативного влияния, таких, например, как социальное давление. Программы интервенции основываются на определении сети социального влияния и состоят из следующих компонентов: тренинг резистентности к социальному давлению; “прививки” против воздействия средств массовой информации; информация о влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных ожиданий. Преимущественными техниками в ходе реализации этих программ в ходе реализации этих программ являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д. данный подход рассматривается, как относительно успешный, так как он достигает цели, предотвращая или “отодвигая” начало приобщения к курению.

 

 

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

Данный подход базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Проблемное поведение, такое как употребление наркотиков, рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей. ( А курение можно рассматривать как наркоманию, бытовую наркоманию). С точки зрения концепции Р.Джессора начальная фаза употребления наркотиков, наблюдающая преимущественно в подростковом возрасте, может быть: инструментом “эксперимента”; “открытием двери” в группу сверстников; результатом давления со стороны социальной среды и т.д. И так как молодые люди не компетентны в других формах социального “разговора” со средой и рассматривают психоактивные вещества как неотъемлемую часть среды, они нуждаются в приобретении умения противостоять вовлечению в употребление наркотиков, в том числе и никотина. В настоящее время такие программы широко распространены в США и странах Западной Европы и охватывают, в основном, три области: информация и социальная резистентность; развитие ряда личностных и поведенческих навыков; обучение различным социальным навыкам (навыки коммуникации, налаживания социальных контактов, отказа, отстаивание своих позиций).По сравнению с другими подходами модель программы развития жизненных навыков оцениваются исследователями как имеющая шансы быть успешной.

Информация о работе Система профилактики табакокурения среди детей и подростков