Англицизмы в немецком языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что немецкие лингвисты и обыкновенные граждане, заинтересованные в чистоте своего языка и объединяющиеся для его защиты, выражают свою обеспокоенность при оценке влияния английского языка на немецкий язык.
Целью данного исследования является определение степени влияния английского языка на немецкий язык.
В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
- дать характеристику явления заимствования;
- проанализировать степень изученности проблемы заимствования англицизмов в немецком языке;

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 128.40 Кб (Скачать файл)

Тема: Англицизмы в немецком языке.

Актуальность  исследования заключается в том, что немецкие лингвисты и обыкновенные граждане, заинтересованные в чистоте своего языка и объединяющиеся для его защиты, выражают свою обеспокоенность при оценке влияния английского языка на немецкий язык.

Целью данного  исследования является определение степени влияния английского языка на немецкий язык.

В соответствии с этой целью  были поставлены следующие задачи:

- дать характеристику  явления заимствования;

- проанализировать степень  изученности проблемы заимствования  англицизмов в немецком языке;

- рассмотреть различные  способы заимствования;

- посредством анализа  данных выявить, когда начался  процесс прогрессирующего проникновения  англицизмов, установить причины  данного явления, а также дать  прогноз на будущее;

- составить список сфер, в которых английские заимствования  наиболее распространены.

Теоретическое значение работы состоит в том, что она способствует объективному определению степени англоязычного влияния на современный немецкий язык. В нашем исследовании анализируются особенности функционирования англицизмов в языке, что в целом помогает определить некоторые тенденции языковых изменений. Работа значима в плане исследования тенденций развития системы языка в конце XX – начале XXI века, а также особенностей процесса заимствования. 

Практическая  ценность работы определяется возможностью использования результатов исследования при разработке курсов лекций и семинаров по лексикологии, сравнительному языкознанию, германистике, спецкурсов по проблемам языкового заимствования. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов заимствования, влияния английского языка на другие языки.  

Объектом  исследования является англоязычные заимствования, функционирующие в немецком языке.

Предметом исследования является специфика функционирования англоязычных заимствований в немецком языке.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами  зарубежных и отечественных ученых по следующим проблемам: взаимодействие языков (И.А. Бодуэн де Куртенэ, У. Вайнрайх, JI.B. Щерба, Л.П. Крысин, В. Бетц, Б. Карстенсен, Э. Хауген, М. Гёрлах и др.), влияние английского языка на немецкий (Л.В. Васильева, Е.В. Гордишевская, Ю.В. Кобенко, М.С. Романова, Ю.М. Калашникова, Д. Циммер, С. К.Хильгендорф, Г. Финк, В. Янг, Г. Цифонун, П. Хоэнхаус, К. Питтнер, Г. Сэнфорд, К. Шерер и др.).

Введение

Англицизмы – это английские слова или выражения, которые  заимствованы другими языками.

Тема английских заимствований  в немецком языке достаточно популярна  и становилась объектом изучения для многих как отечественных, так  и зарубежных лингвистов. Интерес  к данной проблеме с течением времени  не ослабевает, что свидетельствует  о ее многоаспектности и неисчерпаемости.

Как известно, процесс обновлений в лексике посредством заимствований  происходит постоянно, но есть периоды  в развитии языка, когда он особенно интенсивен. Таким периодом в истории  лексики немецкого языка стала  вторая половина XX века. За прошедшие более чем полвека в немецкой действительности произошли радикальные перемены: изменились политические условия жизни носителей языка, наблюдаются значительные успехи экономики и совершенствование социальной системы. Все это в сочетании с общими для европейской культуры техническими и материальными новшествами не могло не сказаться на количественном росте современного вокабуляра, на формировании отдельных его участков. Кроме того, жизнь общества – это постоянное движение. Это большие, малые и совсем неприметные изменения и события, появление значительных или малозначительных или даже, казалось бы, совсем неважных, но раньше совсем не существовавших или незаметных фактов любого рода – начиная от новых предметов потребления и заканчивая новыми культурно-историческими и социально-политическими идеями. Все эти перемены, сознаваемые обществом, требуют и получают соответствующее словарное оформление в виде названий. Таков основной мотив заимствования новой лексики – от отдельных слов до развернутых названий, словосочетаний.

При этом отношение к заимствованиям и у широких масс носителей  языка, отдельных небольших групп  коммуникантов и у лингвистов весьма отличается. С позиции языковой культуры принято различать «необходимые заимствования» и «избыточные». К  первым относят такие новые наименования, которые появляются в связи с  новыми объектами обозначения –  новыми предметами, техническими изобретениями, новыми идеями и т.д. Избыточными считают появление новых обозначений, синонимичных уже имеющимся, а также заимствований из чужих языков.

Говоря об англицизмах  в современном немецком языке  следует отметить, что в конце XX – начале XXI столетия на немецких граждан буквально обрушился шквал заимствований из английского языка, причем различного вида, в различных проявлениях и в различные сферы жизнедеятельности немецкого общества. Мы сгруппировали англицизмы в несколько подгрупп, с целью подтвердить сказанное выше.

1. Влияние англицизмов  на немецкий язык.

1.1. Использование  англицизмов в немецкой коммуникации.

Характеристикой нашего времени  является стремление к глобальной интернационализации. Этот процесс охватывает все сферы  функционирования общества: будь то материальное производство или духовная деятельность. Все события, происходящие в жизни  народа, отражаются в лексическом  составе его языка: возникают  новые слова для обозначения новых предметов и понятий, постепенно устаревают слова, обозначающие предметы, более не используемые.

В последние годы в немецкий язык стало проникать всё больше английских слов. Английский язык обогатил немецкий язык многочисленными синонимами и новыми понятиями. Употребление некоторых  целесообразно, а некоторых –  нет.  Истинные ценители языка Шиллера и Гете бьют тревогу: немецкий язык переживает нашествие англицизмов. “Denglisch” (образовано от слов Deutsch и Englisch) – так именуются эта гремучая смесь немецкого с английским.

В Германии с недавних пор  стало модой употреблять английские слова вместо немецких. Между тем, исследования показывают, что многие немцы недостаточно хорошо понимают значения английских слов, казалось бы давно вытеснивших своих немецких собратьев. Особенно трудно пожилым. Они зачастую нуждаются в переводчике, чтобы понять, почему на каждом магазине написано "Sale", что скрывается за дверью под вывеской "Callshop" или что имеет в виду Немецкая железная дорога, предлагая своим клиентам "Surf & Rail". Но их употребляют не все немцы, а только те, кто владеет английским языком. Например, в больших немецких городах или крупных вокзалах на каждом шагу можно встретить английские выражения: Mc Clean, Moonlight, Check in, Image – Center, City – Shopping. (Langenscheidt, Grossworterbuch Deutsch als Fremdsprache,Berlin, 2003.)

Но в любом языке  происходят изменения, в частности  и за счёт заимствования из других языков. Уже давно не возмущают  немцев латинские слова, например: Fenster, греческие: Katastrophe, Analyse или французские: Premiere, Dessert. В последние годы немцы совершенно естественно употребляют такие англицизмы как Jogging, Live, Basketball, Airbag, Mountainbike, Baby, Clown, Detektiv, Film, Fusball, Gentleman, international, Komfort, konservativ, Paddel, Partner, Safe, Sport, Standard, Start, Tennis, Trick. 

Изменяется мир, а вместе с ним люди и языки. Но в то же время немецкие лингвисты и обыкновенные граждане, заинтересованные в чистоте  своего языка и объединяющиеся для  его защиты, выражают свою обеспокоенность  при оценке влияния английского  языка на немецкий язык.

Имеется несколько причин проникновения английских слов и  выражений в немецкий язык и их благополучной адаптации.

1. Все страны мира находятся  в тесной связи друг с другом. События (войны, революции, новые  политические режимы), которые переживают  одни страны, влияют на политическую  жизнь в других странах и  приносят с собой новую лексику,  понятия и выражения в другие  языки. Немецкий язык обогатил  свой словарный запас греческими  и латинскими словами в эпоху  Гуманизма в XV-XVI веках. Благодаря  этому возникло много интернационализмов. В XVII–XVIII. веках большое влияние  на немецкий язык оказал французский  язык. В период Второй мировой  войны в немецкую речь пришло  много новых слов из англо–американского  языкового пространства.

2. Можно найти много  англицизмов в различных профессиональных  сферах и прежде всего в  спорте, музыке, экономике и технике.  Например, Fan, Match, Job, Team, Computer, Know-how, Holding и так далее. Эти сферы испытывают огромнейшее терминологическое влияние, здесь возникают новые термины на основе новых технологий, в основном из США. Профессинализмы представляют собой богатый материал для развития языковой системы. Многие термины сегодня приходят и в повседневную речь:

Probleme managen, Vorbestellungen canceln, Preise scannen. 

А вот ещё один прекрасный образец внедрения англицизмов  в разговорную речь:

“Langst kaufen Mum und Dad mit ihren coolen Kids lieber im Shopping-Center auf der grunen Wiese als im biederen Discounter in der City und noch auf der langweiligen Geburtstagparty singen die Gaste Happy Birthday.”

3. Языкознание обосновывает  внедрение иностранных слов в  немецкий язык тем, что для  некоторых поступающих из-за границы  предметов, вещей, понятий в  немецком языке нет специальных  названий, их можно обозначить  только с помощью описания, используя  при этом словосочетания или  даже целые предложения:

Public Relations обозначает по - немецки: Offentlichkeitsarbeit, offentliche Beziehungen, Kontaktpflege und Meinungspflege. 

Или понятие Manager можно объяснить по-немецки только следующим образом:

mit weitgehender Verfugungsgewalt und Entscheidungsbefugnis ausgestattete leitende Personlichkeit eines Grossunternehmens. 

Здесь, конечно, лучше употребить англо- американские термины, так как  немецкие эквиваленты описывают  эти понятия слишком сложно и  многословно. Теодор Адорно писал: “Лучше использовать иностранные слова  там, где по каким-либо причинам невозможен дословный перевод”. (Theodor W. Adorno, Worter aus Fremde.In P.Braun.Fremdwort-Diskussion,Munchen, Fink.)

4. Известно также, что  англо-американский словарный запас  больше и имеет около 700 000 лексических  единиц. Немецкая лексика охватывает  только около 400 000 слов. Поэтому  имеется много таких понятий,  для которых в немецком языке  нет эквивалентов. Возможно, дело  заключается в том, что английский  уже давно стал языком мирового  общения благодаря его интернациональному  значению и его распространению  в экономике, науке, технике,  культуре, моде и спорте.

5. Таким образом получается, что 100 миллионам людей, для  которых немецкий язык является  и родным и государственным,  противостоят около 1,5 миллиардов, которым английский приходится  родным языком ,или они превосходно владеют им как иностранным языком. Почти каждый подросток на Западе проходит через изучение английского как первого иностранного языка, и для молодёжной культуры значительное место на музыкальной сцене занимают англоязычные исполнители.

6. Каждый язык стремится  к краткости. Телеграммный стиль  используется не только в E-mail сообщениях, но и в обыденной  речи. Многие английские слова  короче и удобнее в произношении чем немецкие. Например, сравним такие слова как:

    • Trucker (2 слога и 7 букв) – Lastwagenfahrer (5 слогов и 15 букв); Jointventure (5 слогов и 12 букв) – Gemeinschaftsunternehmen (7 слогов и 24 буквы);
    • Management (3 слога и 10 букв) – Unternehmensleitungen (7 слогов и 21 буква).

Итак, видно, что англицизмы имеют более краткую форму  в сравнении с аналогичными по значению немецкими словами.

7. Англицизмы избегают  частого использования, являются  вариантом при использовании  немецких терминов. Например,

Banker звучит современнее, чем Bankier и имеет более короткую форму, чем Bankfachmann.

В одном и том же контексте  можно использовать различные варианты английских обозначений: вместо Dollar часто употребляется Greenback (также и в русском языке часто употребляются жаргонизмы баксы, грины). 

Употребление англицизмов  играет большую роль, чтобы собеседники  могли лучше понимать друг друга, без трудностей и однозначно. Англицизм  должен употребляться в случае затруднения  понимания. Спорным является употребление англицизмов и англоамериканизмов , если они не имеют особой содержательной, стилистической или синтаксической функции. В таких случаях англицизмы используются часто для хвастовства или создания имиджа, когда собеседники хотят подчеркнуть свой социальный или интеллектуальный уровень. Или же им хочется показать свою принадлежность к молодёжи и современность. При ближайшем рассмотрении можно заметить, что к многочисленным англицизмам имеются точные и выразительные немецкие соответствия:

Lover – Liebhaber, Loser – Verlierer, Feeling – Gefuhl, Airport – Flughafen, Deal – Handel.

2. Способы заимствования  англицизмов.

Заимствование – это один из важнейших путей обогащения языка. Используемые в немецком языке неологизмы являются большей частью словами  иностранного происхождения, которые  пришли в современный немецкий язык вместе с новыми предметами и понятиями.

Информация о работе Англицизмы в немецком языке