Аудиовизуальные средства обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами.

Содержание работы

1 Учебные возможности аудиовизуальных средств в обучении иностранному языку, их роль и место……………………………………….7
1.1 История внедрения технических средств в обучение……………………..7
1.2 Аудиовизуальные средства обучения, их роль…...………………………..8
1.3 Особенности процесса обучения английскому языку на начальном этапе средней школы с применением аудиовизуальных средств обучения……9
1.4 Учебные возможности фонограммы………………………………………10
1.5 Учебные возможности видеограммы……………………………………...14
1.6 Учебные возможности видеофонограммы………………………………..16
2 Методы и приемы использования аудиовизуальных средств
при обучении произношению, лексике, грамматике, говорению, аудированию………………………………………………………………….19
2.1 Обучение говорению и произношению…………………………………...19
2.2 Обучение аудированию…………………………………………………….20
2.3 Обучение лексике и грамматике…………………………………………...21
3 Виды фоноупражнений и заданий к видеофонограммам……………….….24
3.1 Виды фоноупражнений……………………………………………………..24
3.2 Основные виды упражнений в учебной работе с применением видеограммы и видеофонограммы………………………………………..30
3.2.1 Обучение аудированию и говорению…………………………………...30

Файлы: 1 файл

Основная часть.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)


1 УЧЕБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ, ИХ РОЛЬ И МЕСТО

 

 

Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых  технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества и существенно влияет на ускоренное развитие науки, техники и различных отраслей хозяйства, играет значительную роль в процессах воспитания и образования, культурного общения между людьми, а также в других социальных областях [1].

 

 

    1. История внедрения технических средств в обучение

 

 

 Введение технических средств обучения (ТСО) в процесс обучения, которое многими исследователями определяется как технологическая революция в образовании, началось с разработки первых программ аудиовизуального обучения в 30-х годах в США. В школе эти средства появляются в 40-х годах. С середины 50-х годов намечается технологический подход к их использованию, теоретической базой которого становится идея программированного обучения. Разрабатываются аудиовизуальные средства, специально предназначенные для учебных целей: средства обратной связи, электронные классы, обучающие машины, лингафонные кабинеты, тренажеры и др. В 70-е годы усиливается теоретическая разработка использования ТС в процессе обучения и появляются новейшие средства, такие как видеомагнитофоны, карусельный кадропроектор, полиэкран, электронная доска и др. В 80-е годы стали создаваться дисплейные классы, увеличилось количество и качество педагогических программных средств (ППС), применение систем интерактивного видео. В 90-е годы в образовательных учреждениях стала использоваться мультимедийная аппаратура. Мультимедиа (myltimedia) - современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимацию; создается VRML - язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language).

Учителя уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги на лазерных дисках, электронные книги для микрокомпьютеров, системы мультимедиа. Неизбежен пересмотр организационных форм учебного процесса путем увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий. Эти тенденции усиливают также отчетливо осознаваемые как обществом, так и педагогами потребности в смене образовательных парадигм. Учащиеся должны перестать пассивно воспринимать готовые факты, законы, понятия, суждения, они все чаще будут ставиться в ситуации самостоятельного решения проблемных задач, т. е. начнет осуществляться переход на конструктивистский и коннективистский подходы к обучению. Первый предполагает значительное расширение самостоятельной поисковой деятельности учащихся, а второй - поиск обучаемыми связей между понятиями и явлениями, представляющимися на первый взгляд разрозненными и несвязанными между собой. Внедрение аудиовизуальных средств обучения (АВСО) в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом [2].

 

 

1.2 Аудиовизуальные средства обучения, их роль

 

 

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) – это учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на:

1) визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;

2) аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) – грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;

3) аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) – кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.

Другая классификация АВСО включает экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

Аудиовизуальные средства обучении могут быть:

1) учебными, специально предназначенными для занятий языком и содержащими методически обработанный учебный материал (наглядные пособия);

  2) учебными, созданными для занятий по другим дисциплинам, но привлекаемыми в качестве учебных материалов по языку (средства наглядности);

3) естественными средствами  массовой коммуникации, включаемыми  в учебный процесс. 

АВСО являются эффективным  источником повышения качества обучения благодаря яркости, выразительности  и информативной ценности зрительно-слуховых образов, воссоздающих ситуации общения и окружающую действительность. При этом на занятиях успешно реализуются дидактический принцип наглядности, возможность индивидуализации обучения и одновременно массового охвата обучающихся, усиливается мотивационная сторона занятий [3].

 

 

1.3 Особенности процесса обучения английскому языку на начальном этапе средней школы с применением аудиовизуальных средств обучения

 

 

 

Существуют некоторые особенности организации учебного процесса по изучению английского языка на начальном этапе средней школы. Во-первых, необходимо отметить общие особенности обучения иностранному языку. Педагогу необходимо стремиться, чтобы занятия проходили на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Во-вторых, педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. К сожалению, нередко можно наблюдать в классе такую картину: учитель очень активен, использует им самим приготовленные наглядные пособия, ведет урок и комментирует его сюжет, применяет разнообразные, в том числе фронтальные формы работы, но чувства удовлетворения от активности не остается. Эта неудовлетворенность во многом объясняется тем, что дети выступают в роли послушных исполнителей воли педагога: они дисциплинированно выполняют его указания и действуют по написанному им сценарию. Чрезмерное увлечение фронтальными формами работы при обучении детей английскому языку создает лишь иллюзию активности каждого ученика и вряд ли способствует его творческому развитию. Таким образом, важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Не только и не столько знания и владения языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. Это возможно, если основной формой школьной деятельности будет не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно чтобы использовались различные аудиовизуальные средства обучения.

Буквально, с  первых уроков учитель должен использовать материал для аудиотренинга. При  обучении детей говорению важно  уяснить отличие монологической и диалогической форм речи, исходя из особенностей каждой из них. В монологичной речи поощряются логичность, развернутость, разноконструктность высказывания, его эмоциональность при обращении к слушателям. В диалогическом обращении дети учатся пользоваться минимальными языковыми средствами, соответствующими нормам современного литературно-разговорного языка, необходимо дифференцировать приемы работы овладения чтением с общим пониманием, полным пониманием и поиском необходимой информации. При этом у детей формируется культура чтения. Обучение английскому языку в начальных классах осуществляется на устной основе, что позволяет сосредоточить внимание школьников на звуковой стороне нового для них языка, дает возможность быстро накапливать языковой и речевой материал, формировать умения осуществлять речевые действия с ним. При изучении английского языка на начальном этапе осуществляется также процесс интеграции, заключающийся в том, что обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано: дети овладевают звуками, интонацией, словами, грамматическими формами, выполняя речевые действия с языковым материалом и решая разнообразные задачи общения. Все формы и виды общения взаимодействуют друг с другом, и обучение им также осуществляется взаимосвязано: дети читают то, что усвоено в устной речи (слушании и говорении), рассказывают о том, что они читают. Отсюда вытекает следующая рекомендация: обучайте чтению на основе устной речи и устной речи в тесной связи с чтением. Учите детей пользоваться письмом для лучшего усвоения лексики и грамматики и овладения устной речью и чтением. Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, так как ему недостаточно, только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки, погладить его, построить что-либо и т.д. Все виды деятельности, типичные для младшего школьника должны быть по возможности включены в общую канву урока английского языка, и чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется эффективность последнего, поэтому в процессе общения на занятиях по английскому языку можно и нужно включать в деятельность школьников такие средства как, аудиовизуальные, они будут способствовать лучшему усвоении материала, что приведет к быстрому изучению иностранного языка [4, с. 150-152].

 

 

1.4 Учебные возможности фонограммы

 

 

Фонограммой следует  называть звукозапись, которая используется при обучении иностранным языкам как учебное пособие независимо от того, на каком физическом носителе она представлена.

В школьной учебной практике применяются фонограммы, записанные на трех видах современных звуконосителей:

1) пластмассовых  пластинках,

2) специальной  магнитной ленте, 

3) светочувствительной  фотопленке.

В условиях школы  каждый из этих звуконосителей имеет  свои положительные и отрицательные стороны, с которыми приходится считаться. Например, фонограмма в механической записи на пластмассовой пластинке хорошо сохраняется как образец, с которого можно снять копию, но практически не допускает выборочной работы над отдельными ее частями.

Фонограмма, записанная на магнитном звуконосителе, допускает выборочную работу над отдельными ее частями, имеет большую износоустойчивость, долгое время сохраняет высокое качество звука, но после определенного срока хранения (около одного года) качество записи ухудшается и требуется повторная перезапись. Поиск отдельных участков фонограммы в магнитной записи, особенно если на ленте записано несколько фонограмм, также вызывает некоторые затруднения.

Звукозапись на светочувствительной пленке высококачественна, но для осуществления такой записи и ее воспроизведения требуется сложная аппаратура. Этот вид звукозаписи используется в кино как наиболее     подходящий    для      синхронизации     изображения     и звука.  Простота изготовления фонограмм в магнитной записи, возможность использования одного и того же аппарата для записи и воспроизведения, а также удовлетворительные условия управления в ходе учебной работы послужили основой для их широкого использования, в школьной практике.

За последние  десятилетия школьная методика преподавания иностранных языков накопила немалый опыт по использованию фонограмм. Было установлено, что фонограмма обладает большими возможностями при всех видах учебной работы, если она построена и используется в соответствии с закономерностями учебно-воспитательного процесса. Можно без преувеличения утверждать, что фонограмма является одним из наиболее доступных, мощных средств обучения и контроля в руках преподавателя иностранных языков, причем она почти одинаково эффективна при обучении произношению, грамматике, аудированию и говорению.

При обучении произношению особое значение приобретает  такая возможность фонограммы, как неизменность характеристик речевого образца при многократном повторении.

Обычно во время объяснения и выработки  навыков произношения учителю приходится приводить большое количество примеров, в которых он выделяет плохо усваиваемые стороны речевых образцов. Например, иногда приходится специально выделять в словах труднопроизносимые звуки с помощью изменения их долготы, ударения и т. д. Отклонения от произносительных норм такого характера вызваны необходимостью и бывают иногда оправданы с методической точки зрения.

Иначе обстоит  дело при формировании навыков произношения. На этом этапе учебной работы очень важно дать ученику речевой образец с неизменными характеристиками, так как в противном случае даже незначительные изменения характеристик многократно повторяемых образцов приводят к переключению внимания учеников на эти изменения и эффективность обучения, разумеется, снижается.

С помощью  фонограммы этот недостаток легко устраняется, так как ученики слышат перед каждым собственным повторением одинаковые варианты речевых образцов. Значение этой учебной возможности фонограммы трудно переоценить, если учесть, что в качестве речевых образцов обычно используются наиболее типичные фрагменты аутентичной иностранной речи, записанной дикторами-иностранцами или вычлененной из других оригинальных источников.

Среди многих учебных возможностей фонограммы особо  выделяется ее роль в процессе управления обучением. Известно, что на уроке учителю приходится переходить от одного вида работы к другому, контролировать свои действия и действия учеников, переключать внимание с одних объектов на другие. В связи с этим перед учителем возникает ряд трудностей, которые нелегко преодолеть.

В данном случае целесообразно использовать фонограмму, в которой диктор читает слова упражнения, а ученики повторяют их во время паузы. Если же организовать работу, в которой ученики будут повторять слова только за учителем, то результат работы будет хуже, так как учитель физически не в состоянии охватить контролем большое количество учеников, в то время как при использовании фонограммы все его внимание сосредоточено только на контроле произношения. На основе результатов контроля планируются последующие виды работы, и осуществляется управление их выполнением.

Применение  фонограммы только в качестве средства слуховой 
наглядности оказывает большую помощь учителю при таких видах 
работы, как фонетическая отработка слов и выражений, введение 
и закрепление речевых структурных групп, аудирование и т, д., 
способствует более оперативному управлению обучением. В данном 
случае фонограмма служит не только в качестве хорошей иллюстрации, 
но и снимает часть нагрузки речевого аппарата учителя, снижает 
его утомляемость. 

 Подчеркивая  большую роль фонограммы как  средства слуховой наглядности,  заметим, что она является одним из наиболее действенных средств успешной организации учебной работы. Ее роль существенным образом проявляется даже при выполнении элементарных видов работы на начальной стадии обучения, таких, как фонетическая зарядка, аудирование структурных групп. В этих учебных ситуациях ученик работает в темпе, заданном фонограммой.

Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения иностранному языку