Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:01, курсовая работа
Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами.
1 Учебные возможности аудиовизуальных средств в обучении иностранному языку, их роль и место……………………………………….7
1.1 История внедрения технических средств в обучение……………………..7
1.2 Аудиовизуальные средства обучения, их роль…...………………………..8
1.3 Особенности процесса обучения английскому языку на начальном этапе средней школы с применением аудиовизуальных средств обучения……9
1.4 Учебные возможности фонограммы………………………………………10
1.5 Учебные возможности видеограммы……………………………………...14
1.6 Учебные возможности видеофонограммы………………………………..16
2 Методы и приемы использования аудиовизуальных средств
при обучении произношению, лексике, грамматике, говорению, аудированию………………………………………………………………….19
2.1 Обучение говорению и произношению…………………………………...19
2.2 Обучение аудированию…………………………………………………….20
2.3 Обучение лексике и грамматике…………………………………………...21
3 Виды фоноупражнений и заданий к видеофонограммам……………….….24
3.1 Виды фоноупражнений……………………………………………………..24
3.2 Основные виды упражнений в учебной работе с применением видеограммы и видеофонограммы………………………………………..30
3.2.1 Обучение аудированию и говорению…………………………………...30
Основным преимуществом фонограммы перед другими средствами обучения является то, что с ее помощью можно демонстрировать звучащую речь. При этом выполняются упражнения с самыми разнообразными учебными действиями в устной речи — от простейших до весьма сложных, представляющих собой выход в устную речь с учебной или реальной коммуникацией. Например, можно составить фонограмму, в которой ученики после прослушанного рассказа ответят на вопросы или реплики диктора в форме диалога, прокомментируют описанные диктором события и т, д. Это одна из главных учебных возможностей фонограммы, позволяющая наиболее полно реализовать один из принципов школьной методики обучения иностранным языкам — принцип устной основы. В ходе реализации этого принципа большую роль играет использование в фонограммах образцовых записей иностранной речи, которые вследствие своей большой «авторитетности» повышают активность учеников, ускоряют формирование навыков говорения.
Фонограмма как средство обучения раскрывает широкие возможности для создания программированных упражнений. Большое количество учебных действий, которые выполняются при обучении иностранным языкам в средней школе, можно запрограммировать по образцу, модели или алгоритму.
Фонограммы с программированными упражнениями высвобождают определенную часть рабочего времени учителя, которое в первую очередь используется для отбора контрольной информации о состоянии обучения. В условиях лингафонного класса с обратной связью это дает учителю возможность осуществить оперативный выборочный контроль, дополнить самоконтроль ученика и усилить учебно-контрольные функции программы. Отбор контрольной информации осуществляется путем попеременного подключения к местам отдельных учеников. В случае необходимости учитель дает разъяснения, исправляет ошибки, таким образом значительно усиливая учебные возможности фонограммы. В данном случае возможен и массовый отбор контрольной информации — запись ответов на один из магнитофонов с пульта учителя. Такой контроль имеет исключительно важное значение, так как во время проведения оперативного контроля учитель не в состоянии запомнить все ошибки, которые были допущены отдельными учениками. Это объясняется небольшим объемом кратковременной памяти человека и психологическими особенностями запоминания, для успеха которого требуется но меньшей мере двукратное повторение. Магнитофонная запись результата работы учеников над фонограммой открывает практически неограниченные возможности для контроля. Во-первых, проверку ответов можно осуществить в удобное для учителя время, во-вторых, учитель имеет возможность проверять результаты работы независимо от скорости ответа ученика, в требуемый момент останавливаться, прослушивать отдельные участки или всю запись повторно и т. д. При этом точно устанавливается характер всех допущенных ошибок, определяется причина их образования. Это весьма трудоемкая проверка и, разумеется, проводится она не часто, например в начале четверти, чтобы получить точные данные о состоянии обученности каждого ученика и наметить конкретные меры по дальнейшему улучшению обучения.
Специальные
контрольно-тренировочные или
1.5 Учебные возможности видеограммы
Под видеограммой понимают визуальный сюжет или отдельный визуальный образ, представленный на стандартной фотокинопленке для диапроекции учебных материалов. Разновидностью видеограммы является пиктограмма — визуальный сюжет или отдельный образ, который демонстрируется в процессе обучения с помощью эпипроекции. В условиях школьного обучения иностранному языку в наибольшей мере подходят кодоскопы и светосильные диапроекторы, позволяющие воспроизводить изображение при нормальном дневном освещении.
Основная
роль видеограммы при обучении
иностранным языкам
состоит в том, что с ее помощью
в сферу переработки учебной информации включаются зрительные
анализаторы, которые в конечном
счете значительно усиливают пропускную
способность и аналитические возможности слухового
канала.
Наиболее часто видеофонограмма используется:
1) как средство
беспереводной семантизации;
2) как стимул для управления
речевой реакции ученика во время учебного
диалога или монологической речи;
3) как психологическая опора; для запоминания слов и выражений по ассоциации;
4) как источник зрительной информации для последующего ее, перекодирования в речевую информацию при различных видах тренировки и контроля.
Как средство беспереводной семантизации видеограмма интенсивно применяется во время устного вводного курса. На этой стадии обучения визуальные образцы тех или иных предметов используются как средство семантизации иноязычных речевых образцов в целях уменьшения интерференции родного языка и ускоренного формирования психологических механизмов иноязычной речи,
Как стимул для
управления речевой реакцией ученика
видеограмма удобна тем, что с ее
помощью можно представить учебную
информацию в виде зрительных образов
в любой последовательности
и ситуативных сочетаниях, требуемых заданным
моментом обучения.
Во время выполнения задания
ученики кодируют зрительные образы
в речевую форму иностранного языка практически
без участия родного языка, что способствует
более быстрому формированию психологических механизмов иноязычной
речи.
Роль видеограммы как психологической опоры запоминания слов и выражений по ассоциации состоит в том, что на видеограмме информация представлена ассоциативно связанной и этот комплекс связей воспринимается учениками как единое целое в пространстве и во времени, т.е. слова и выражения запоминаются в информационной ситуации.
При использовании
видеограммы для контроля обеспечивается
однозначность ответов, т.е.
с помощью видеограммы учитель стимулирует тот ответ, который
ему нужен для контроля в данный момент.
Видеограмма как средство обучения помогает ученику глубже проникнуть в сущность понятий, выраженных словами. Например, многие предметы, растения, животные, которых учащиеся раньше не видели, а также многие предметы, на которые раньше почти не обращалось внимание, можно воспроизвести с помощью видеограммы-диафильма и, таким образом, более прочно закрепить в памяти обучаемых на иностранном языке словесные представления об этих объектах. Для этой цели, как правило, больше подходят видеограммы фабричного производства в виде диафильмов и диапозитивов.
На начальной ступени обучения видеограмма обычно используется в виде серии рисунков, диапозитивов или диафильмов практически во всех видах работы. Однако наиболее часто ее применяют как средство беспереводной семантизации на основе ассоциации зрительных и слуховых образцов слова. Следует отметить, что при умело составленной видеограмме можно беспереводным способом семантизировать не только существительные, обозначающие названия предметов, но и глаголы, обозначающие действие, предлоги и т. д. Например можно заготовить и с помощью кодоскопа проецировать рисунки, передающие движение или какое-либо другое состояние, сопровождая их соответствующими объяснениями на иностранном языке.
На начальной ступени обучения иностранному языку видеограммы текста нередко используются для создания установки на восприятие материалов определенной направленности. Например, рисунки к текстам учебника позволяют представить в общих чертах содержание текста и, таким образом, создать в сознании ученика установку (психологическую готовность) к восприятию этого текста в подробном изложении.
Как стимул активизации различных учебных действий видеограммы широко используются при повторении в упражнениях с формулировками заданий типа «поставьте вопросы к картинкам», «подберите слова к рисункам» или «подберите рисунки к словам», «ответьте на вопросы», «опишите картинку» и т. п. [5, с. 17 - 18].
1.6 Учебные возможности видеофонограммы
Видеофонограмма - это комбинация фонограммы с видеограммой (или пиктограммой). В процессе обучения видеофонограмма передается по двум видам (визуальному и аудитивному) последовательно или синхронно.
В школьной учебной практике применяют следующие виды видеофонограммы:
1) озвученный диафильм или серию рисунков;
2) звуковой кинофильм;
3) видеозапись со звуковым сопровождением.
Видеофонограмма как соединение видеограммы и фонограммы несет больше информации, чем каждая из ее составных частей, поэтому и в обучении она имеет намного большие возможности, чем простая сумма возможностей видеограммы и фонограммы. В составе видеофонограммы. Видеограмма подчинена главной цели — обучению речи, и ее роль проявляется в двух основных направлениях:
1) она раскрывает значение ноной лексики, способствует восстановлению в памяти частично забытого материала;
2) служит источником зрительной информации, которая перекодируется в ее речевую форму, и является стимулом многих видов учебной работы повышенной сложности.
Как первое, так и второе направление тесно взаимосвязаны и в различных соотношениях представлены во всех видах видеофонограммы. Первое направление преобладает в озвученных рисунках и диафильмах, сопровождаемых звуковой речью, второе — в кинофильмах и видеофильмах с подвижным изображением.
Видеофонограммы в форме озвученных рисунков и диафильмов чаще применяются на начальной ступени обучения иностранному языку, чем на средней и старшей. Это обусловлено учебными возможностями таких видеофонограмм: во-первых, в них вмещается вполне достаточное количество информации для всех видов учебной работы на данной ступени, во-вторых, эта информация может быть расчленена на небольшие порции и выдана этими порциями в любой момент в соответствии с требованиями системы управления обучением. Последнее является важным для начальной ступени обучения.
Роль и значение видеограммы в сочетании с фонограммой трудно переоценить: практически с их помощью можно осуществить активное повторение любого материала, организовать учебный разговор в заданном направлении. Применение видеофонограммы при обучении иностранным языкам является высшей ступенью совершенствования этого процесса. Видеофонограмма позволяет показать соотношение предметов и явлений в пространстве и во времени, назначение предметов и явлений, их роль в жизни и деятельности человека.
Все это способствует
более полному пониманию
Главное, что отличает видеофонограмму от других учебных средств, является то, что, наряду с выдачей учебной информации, она косвенно включает ученика в воспроизводимые события, вызывает соответствующие эмоции, которые способствуют более полному запоминанию учебного материала. В методически правильно составленной видеофонограмме зрительная информация должна несколько опережать речевую, с которой она сочетается, и, таким образом, создавать подвижную установку на более полное понимание речевого сопровождения. Заметим, что в кинофильмах, не предназначенных для целей обучения, речь в большинстве случаев является средством, углубляющим понимание зрительной информации.
Видеофонограмма — не только мощное средство обучения, но и контроля. При этом ее контрольные возможности могут быть самыми разнообразными — от тестов с выборочными ответами до пересказа содержания, воспроизведения звукового сопровождения, комментирования игровых ситуаций.
Подчеркивая большие учебные возможности видеофонограммы, нельзя не учитывать и некоторые трудности ее практического применения. В первую очередь это относится к области кино, так как для его демонстрации требуется специальное стационарное оборудование и затемненная аудитория. Кроме того, демонстратор должен иметь профессиональную подготовку.
Одна из трудностей учебной работы над кинофильмом состоит в том, что этот вид видеофонограммы демонстрируется как единое целое. Применение кинофрагментов вряд ли может решить вопрос о членении учебной информации на более мелкие порции, которые требуются в процессе обучения на начальной и средней ступенях. Эти трудности снимаются при внедрении в практику обучения иностранным языкам видеомагнитофона.
Основные
положительные стороны
1) для ее демонстрации не требуется затемненного помещения;
2) видеомагнитофон весит
не больше чем переносные
3) видеомагнитофон весьма прост в управлении, во всяком случае не сложнее обычного магнитофона;
4) учебную информацию удобно делить на порции любого размера, демонстрировать стоп-кадр;
5) в процессе
воспроизведения видеофонограмм
Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения иностранному языку