Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:01, курсовая работа
Перспективы технизации и автоматизации учебного процесса связаны с разработкой новых технических средств отображения, преобразования и передачи информации, а также с широким использованием вычислительной и множительной аппаратуры. В данный период развития общества производство информации становится основным видом деятельности, и компьютеризация выступает как часть этого процесса. Развитие информатизации вызвано тем, что человечество осознало ограниченность естественных ресурсов среды своего обитания в связи с усложнением производственных отношений, появлением глобальных проблем, решение которых невозможно прежними средствами.
1 Учебные возможности аудиовизуальных средств в обучении иностранному языку, их роль и место……………………………………….7
1.1 История внедрения технических средств в обучение……………………..7
1.2 Аудиовизуальные средства обучения, их роль…...………………………..8
1.3 Особенности процесса обучения английскому языку на начальном этапе средней школы с применением аудиовизуальных средств обучения……9
1.4 Учебные возможности фонограммы………………………………………10
1.5 Учебные возможности видеограммы……………………………………...14
1.6 Учебные возможности видеофонограммы………………………………..16
2 Методы и приемы использования аудиовизуальных средств
при обучении произношению, лексике, грамматике, говорению, аудированию………………………………………………………………….19
2.1 Обучение говорению и произношению…………………………………...19
2.2 Обучение аудированию…………………………………………………….20
2.3 Обучение лексике и грамматике…………………………………………...21
3 Виды фоноупражнений и заданий к видеофонограммам……………….….24
3.1 Виды фоноупражнений……………………………………………………..24
3.2 Основные виды упражнений в учебной работе с применением видеограммы и видеофонограммы………………………………………..30
3.2.1 Обучение аудированию и говорению…………………………………...30
Однако сложность и многоплановость решаемых с помощью этих упражнений задач делает их очень эффективным средством отбора контрольной информации. С помощью заданий этого типа можно проверить самые разнообразные знания, умения и навыки, в том числе и навыки употребления языковых средств, непосредственно используемых в речевых ситуациях. Упражнения рассматриваемой группы можно выполнить устно в лингафонном классе с записью ответов, но при этом следует учитывать то, что каждую конкретно выполненную работу должен проверить учитель.
Заметим, что есть немало упражнений рассматриваемой группы, в которых можно выдать однозначный ключ для самоконтроля. Это преимущественно упражнения, в которых даются задания построить предложения на основе модели или приведенных слов, соединить два предложения в одно с помощью союзов и т. д. Обычно такие упражнения выдаются письменно, так как ученику трудно удержать в памяти набор большого количества слов, не связанных грамматически. Так как в данном случае трудно задать синхронный темп устной работы всех учеников, с тем чтобы в паузе выдать ключ для самоконтроля, такие упражнения следует выполнять письменное последующей проверкой по устному ключу, который воспроизводится с помощью АВСО.
7. Упражнения восьмой группы типа «ответьте на вопросы» — один из наиболее распространенных видов учебной работы. В школьной практике обучения иностранным языкам они представлены самыми разнообразными формулировками. Например, «прослушайте предложения и ответьте на вопросы», «дайте утвердительные или отрицательные ответы», «ответьте на вопросы по модели», «ответьте на вопросы, используя приведенные слова и выражения», «ответьте на вопросы по тексту», «дайте краткие ответы на следующие вопросы» и т. д.
Анализ упражнений данной группы показывает, что почти все вопросы-задания, начинающиеся словами «кто, который, какой, кому, где, когда», в подавляющем большинстве случаев можно обеспечить однозначной речевой реакцией, основанной на изученном материале, жизненном опыте учеников, и выполнить с применением АВСО. Особенность вопросов, начинающихся с этих слов, состоит в том, что вероятность однозначных ответов на них в процессе обучения во много раз превышает вероятность ответов неоднозначных. Несколько иначе обстоит дело с вопросительными словами «как, почему» и в значительной мере со словом «что». Ответы на вопросы, начинающиеся этими словами, также могут быть простыми, которые проверяются по ключу. Например, на вопрос: «Как вы учитесь?» — можно кратко ответить «хороню», «удовлетворительно» или «плохо». На подобный вопрос: «Как добраться до городской библиотеки?» — вряд ли можно дать однозначный по форме и содержанию ответ, который удовлетворил бы того, кто его задал.
В данном случае
требуется детальное
В этой весьма сложной группе упражнений различные вопросы-задания имеют неодинаковые возможности для обучения, поэтому каждый их вид необходимо рассмотреть отдельно.
Однозначность содержания и языкового оформления ответа учеников на общие вопросы предопределена выбором одного из двух ответов <да> или «нет». Упражнения с этими вопросами обладают небольшими возможностями для обучения говорению, так как объем информации в ответах весьма мал, а ее стереотипный код без труда усваивается в младших классах. Это в такой же степени относится к альтернативным и разделительным вопросам. На старшей ступени обучения упражнения с такими вопросами пригодны как легко кодируемые цифрами тестовые задания для проверки понимания прослушанного материала.
Однозначная реакция обучаемых, а, следовательно, и возможность выдачи однозначного ключа при выполнении упражнений, в которых требуется ответить на вопросы, начинающиеся с вопросительного слова, при использовании АВСО обеспечивается специальными условиями. Однако во многих случаях даже при наличии таких условий трудно выдать однозначный ключ, если содержание ответа выходит за пределы одного понятия. Трудно, а иногда и невозможно обеспечить однозначный ключ для ответов, объясняющих причину, поступок или поведение.
С помощью вопросов в условиях применения АВСО, как правило, проверяется понимание прослушанного, знание содержания и лексических средств для его передачи. Однако вполне возможны и вопросы, на которые однозначные ответы обеспечиваются в результате подведения итогов или на основе логических выводов, для которых использованы посылки текста. Как уже отмечалось, на значительную часть вопросов нельзя ответить однозначно, если ответ должен нести полную коммуникационную нагрузку. Как правило, такие ответы содержат большое количество необходимой учителю контрольной информации и время от времени следует практиковать их проверку в магнитной записи [5, с.20 - 33].
3.2 Основные
виды упражнений в учебной
работе с применением
3.2.1 Обучение аудированию и говорению
1. Упражнения, при выполнении которых требуется установить соответствие или различие между изображением и сопровождающей его речевой информацией.
2. Задания с установкой
на восприятие и запоминание
визуальной и
речевой информации для последующей организации
говорения.
3. Тестовые задания по проверке понимания воспринятой информации видеофонограммы.
4. Составление плана содержания видеофонограммы [5, с. 109].
5. Постановка вопросов на основе информации
кадров видеограммы и
видеофонограммы.
6. Ответы на вопросы по содержанию отдельных кадров или отдельных ситуаций.
7. Пересказ содержания одного или нескольких кадров.
8. Беседа по кадру или на основе представленных
в нем ситуаций
с опорой на дополнительную инструкцию.
10. Построение кратких диалогов с учебной направленностью на основе стимулов видеофонограммы.
11. Монологическое коммуникативное высказывание на основе отдельных частей или всего содержания видеофонограммы [5, с. 109 - 110].
В этой главе рассматривались виды фоноупражнений и заданий к видеофонограммам и теперь можно точно утверждать, что с применением упражнений такого рода можно не только увеличить уровень знаний учащихся, но и повысить интерес к изучаемому языку и соответственно сделать процесс обучения более приятным и полезным.
Информация о работе Аудиовизуальные средства обучения иностранному языку