Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Анализ процесса обучения иностранному языку позволил нам выявить противоречие между необходимостью применения более мобильных методов и средств организации самостоятельной работы обучающихся, которые позволят найти оптимальные способы мотивирования учащихся к изучению иностранного языка, интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения иностранному языку и не достаточной разработанностью методики организации самостоятельной работы обучающихся с помощью Интернет – ресурсов на уроках иностранного языка.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как наиболее эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на уроках иностранного языка с использованием Интернет – ресурсов, в соответствии с целями и содержанием современного образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………….....
1.1. Роль и значение самостоятельной работы учащихся обучающихся…………...
1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе…………
1.3. Дидактические функции сети Интернет для предмета «иностранный язык»....
1.4. Формы работы с Интернет-ресурсами, как средством организации самостоятельной работы учащихся…………………………………………………....
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………............................................
2.1. Методы и приёмы работы с Интернет-ресурсами на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………….
2.2 Практическое применение Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………………....
2.3. Анализ и оценка результатов использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                            С.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....

.…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………….....

….7

1.1. Роль и значение  самостоятельной работы учащихся обучающихся…………...

…. 7

1.2. Психолого-педагогическое обоснование  использования современных информационных  и коммуникационных технологий  в учебном процессе………… 

….16

1.3. Дидактические функции сети Интернет для предмета «иностранный язык»....

….21

1.4. Формы работы с Интернет-ресурсами,  как средством организации  самостоятельной работы учащихся…………………………………………………....

….28

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………............................................

….34

2.1. Методы и приёмы работы  с Интернет-ресурсами на уроках  иностранного языка как средства  организации самостоятельной работы  обучающихся………….

…. 34

2.2 Практическое применение  Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………………....

….48

2.3. Анализ и оценка результатов  использования Интернет-ресурсов  на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………………………....

….54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

….69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….

….61

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………….

….63




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

ВВЕДЕНИЕ


 

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось  как одна из основных задач образования. Такую социальную задачу ставили  перед школой передовые педагоги и общественные деятели уже более ста лет назад. Так, в «золотой» период развития дидактики К. Д. Ушинский и его последователи - революционеры-демократы Н. М. Пирогов, Л. Н. Толстой утверждали, что самый тяжелый грех казенной школы - это отказ от обучения методу работы, способам и средствам самостоятельной деятельности. Сегодня способность школьников часто бывает ограничена подражанием, дублированием правил, алгоритмов, предъявляемых учителем и воспроизведением их по его указанию. Залогом успешного выполнения учебной работы обычно является ее точное соответствие предъявленному образцу.

В то же время нельзя не отличить стремление многих учителей предоставить ученикам свободу, например, в тех случаях  учебной и вне учебной работы, когда неправильность или неточность выполнения задания не будут влиять на общую картину успеваемости (усвоения, результативности). Это различные творческие задания по предмету на завершающем этапе изучения темы, внеклассные мероприятия на учебном материале и так далее. Можно сказать, что учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика. Психологический дискомфорт и недостаточная разработанность вопроса на общеметодическом уровне (понятно, как развивать способности, например при изучении темы 1, и непонятно при изучении темы 2) не позволяют сделать процесс формирования данной способности составляющей частью процесса обучения.

Современные учебные программы  по школьным предметам, в том числе  и по иностранному языку, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Ребенок, который не приобрел этих качеств, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.

Современные средства обучения существенно  изменяют методы учебной работы благодаря  тому, что имеют возможность показать явление в движении, развитии. Они по-новому, нежели с помощью печатных пособий, организуют и направляют восприятие учащихся, объективируют содержание, выполняют функции источника и меры учебной информации в их единстве, стимулируют познавательный интерес, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное настроение и положительное отношение учащихся к работе с ПК, позволяют проводить оперативный контроль и самоконтроль результатов обучения. Там, где 

современные средства обучения используются грамотно и систематически, они способствуют повышению эффективности и качества обучения. Активное применение современных средств обучения - это не привилегия отдельных учителей. Такие средства обучения становятся неотъемлемой частью учебного процесса везде, где есть увлеченные своим делом учителя, где обучение стало творчеством.


Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей.

Анализ процесса обучения иностранному языку позволил нам выявить  противоречие между необходимостью применения более  мобильных методов и средств  организации самостоятельной работы обучающихся, которые позволят найти  оптимальные способы мотивирования учащихся к изучению иностранного языка, интенсифицировать и индивидуализировать процесс   обучения иностранному языку и не достаточной разработанностью методики организации самостоятельной работы обучающихся с помощью Интернет – ресурсов на уроках иностранного языка.

 Выявленное противоречие помогло  обозначить проблему исследования: как наиболее эффективно организовать  самостоятельную работу обучающихся  на уроках иностранного языка  с использованием Интернет – ресурсов, в соответствии с целями и содержанием современного образования.     

Актуальность данной проблемы определила выбор темы данного исследования: «Интернет  - ресурсы как средство организации самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка».

Объектом исследования является процесс обучения учащихся в условиях самостоятельной работы на основе ресурсов Интернета на уроке английского языка.

Предметом исследования являются Интернет-ресурсы  как средство организации самостоятельной  работы обучающихся на уроках иностранного языка.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что уровень мотивации учащихся к изучению иностранного языка и степень эффективности  и  качество обучения иностранному языку значительно повысится, если методически и в системе применять Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка.

  Целью данного исследования является выявление дидактических  возможностей Интернет как средства организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам, теоретическое обоснование использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка, определение степени их применяемости в современном педагогическом пространстве, разработка уроков и опытное применение Интернет-ресурсов как средства организации  самостоятельной работы на уроках иностранного языка.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:


  1. Изучить и проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Определить сущность и значимость Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в основной школе.
  3. Обобщить и критически осмыслить опыт использования ресурсов Интернета в обучении иностранным языкам.
  4. Сформулировать научно-методические принципы использования данных Интернета на уроке иностранного языка.
  5. Экспериментально проверить эффективность применения приёмов организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка. 

Новизна данного исследования заключается в том, что при помощи Интернет-ресурсов можно найти практически любую информацию в реальном времени ее представления. Обучающиеся свободны в выборе интересующей их информации для выполнения поставленных учителем задач, создания естественной языковой среды. Интернет-ресурсы делают обучение иностранному языку весьма продуктивным.

Практическая значимость нашего исследования

  • применение накопленного материала на практике, в работе с учащимися подросткового возраста; 
  • разработка краткого справочника современных Интернет – ресурсов  и серии уроков с использованием Интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы обучающихся.

Теоретической базой данного исследования являются положения, разработанные в научных трудах по теории и методике преподавания иностранного языка (Подопригорова Л.А., Тевс Д.П., Маслыко Е.А.), методические исследования по данной проблеме передовых преподавателей иностранного языка (Г.М. Коджаспирова, Г.К.Селевко, Е.С Полат, Б.П.Сайков).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы исследования:

  • критический анализ и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования; 
  • изучение и обобщение положительного опыта преподавателей иностранного языка;
  • наблюдение за методами работы учителя по использованию Интернет – ресурсов для организации самостоятельной работы обучающихся;
  • опрос и анкетирование обучающихся во время педагогической практики;
  • беседа с учителем иностранного языка по проблеме исследования;
  • экспериментальная проверка эффективности применения предложенных приёмов   работы с Интернет – ресурсами на уроках иностранного языка.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СПО «НКПиИТ» группе 1130 города Ноябрьска.

Выпускная квалификационная работа структурно представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы, приложения.

Во введении даётся обоснование актуальности работы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, список использованных источников и литературы, приложения.

В первой главе раскрываются: теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся с помощью современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, роль и значение самостоятельной работы учащихся в процессе обучения, психолого-педагогическое обоснование использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, дидактические функции сети Интернет для предмета «иностранный язык, форма работы с Интернет-ресурсами на уроках иностранного языка.

Во второй главе раскрывается методика организации  самостоятельной работы учащихся с помощью  интернет — ресурсов на уроках иностранного языка, описывается практическое применение Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка, даётся анализ и оценка результатов использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся.

В заключении содержатся краткие выводы по результатам исследования.

Приложение включает серию разработанных уроков с использованием мультимедиа средств, материалы проведённого анкетирования, краткий справочник современных Интернет-ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ  ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ


 

1.1. Роль и значение самостоятельной работы обучающихся

 

Содержание учебного материала  усваивается обучающимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат  обучения. Ребенок, в первый раз переступающий  порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, следовательно, эта проблема актуальна и для общества в целом.

В педагогическом энциклопедическом словаре приводится следующая дефиниция: «Самостоятельная работа обучающихся, индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя». На наш взгляд, данное определение не является достаточно полным. Оно не раскрывает сущностных характеристик данного понятия и требует значительных уточнений.

Педагог-психолог Зимняя И.А. [8, 16] определяет, что самостоятельная работа школьника  есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа - это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная  и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности  необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания обучающихся, средство формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Информация о работе Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка