Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Анализ процесса обучения иностранному языку позволил нам выявить противоречие между необходимостью применения более мобильных методов и средств организации самостоятельной работы обучающихся, которые позволят найти оптимальные способы мотивирования учащихся к изучению иностранного языка, интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения иностранному языку и не достаточной разработанностью методики организации самостоятельной работы обучающихся с помощью Интернет – ресурсов на уроках иностранного языка.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как наиболее эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на уроках иностранного языка с использованием Интернет – ресурсов, в соответствии с целями и содержанием современного образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………….....
1.1. Роль и значение самостоятельной работы учащихся обучающихся…………...
1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе…………
1.3. Дидактические функции сети Интернет для предмета «иностранный язык»....
1.4. Формы работы с Интернет-ресурсами, как средством организации самостоятельной работы учащихся…………………………………………………....
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………............................................
2.1. Методы и приёмы работы с Интернет-ресурсами на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………….
2.2 Практическое применение Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………………....
2.3. Анализ и оценка результатов использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

Особое место, которое занимает самостоятельная работа, определяется тем, что она:

  • обеспечивает глубокие и прочные знания;
  • приучает к постоянному творчеству;
  • формирует и развивает навыки научного исследования;
  • воспитывает собранность, целеустремленность и волю;
  • формирует самостоятельность как черту характера.

    2. Рациональное использование  современных технических средств  и Интернет-ресурсов обучения  иностранным языкам позволяет: 

  • Восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения иностранному языку.
  • Повышать мотивацию учащихся к обучению иностранного языка.
  • Полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности.
  • Создать лучшие условия для программирования и контроля.
  • Осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических возможностей каждого учащегося.
  • Обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков слухового самоконтроля.
  • Выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимися одновременно, включая говорение.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


 

2.1. Методы и приёмы  работы с Интернет-ресурсами на  уроках иностранного языка как  средства организации самостоятельной  работы обучающихся

 

В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность понимания данного термина. Рассмотрению методических направлений необходимо предпослать некоторые разъяснения относительно самого термина «метод».

В отечественной методической литературе этот термин имеет два значения: метод как методическое направление  и метод как способ - совокупность приёмов обучения. Двойственность значения этого термина связана со следующими обстоятельствами. Первоначально из методической литературы пришло первое значение этого термина: натуральный метод, прямой метод и тому подобное. Под этим термином подразумевалась определенная система обучения, характеризующаяся набором специфических принципов обучения, то есть основных руководящих указаний. Следует заметить, что метод в этом значении характеризуется комплексом принципов, ибо отдельные принципы в разных методических системах могут совпадать.

Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются  традиционному обучению иностранным  языкам. Чтобы научить общению  на иностранном языке, нужно создать  реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала, и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет.

 На настоящий момент в  Интернете сделаны гигантские  шаги по созданию хороших электронных учебных курсов, но еще не создана типология упражнений для работы с Интернетом. Большинство лексических и грамматических упражнений отличаются однообразием. Аутентичный материал, взятый из Интернета, часто можно использовать только в работе с учащимися, имеющими достаточные языковые знания.

Использование Интернет-ресурсов в  процессе изучения и обучения иностранным  языкам становится неотъемлемой частью учебного процесса в аудитории и  во внеаудиторной деятельности обучающихся. Если сравнивать печатные учебные материалы, аудио - и видеокурсы, необходимо отметить, что Интернет как обучающая среда представляет ряд преимуществ:

  • доступность огромного объема всевозможной информации;
  • немедленное реагирование в виде обратной связи;
  • комплексное воздействие на каналы восприятия информации за счет возможности одновременного использования абстрактно-графической наглядности, звучащих и печатных текстов, художественных фильмов, новостных репортажей, музыкальных видеоклипов и так далее;
  • индивидуализацию обучения и самообразования за счет возможности неограниченное количество раз обращаться к справочной информации и к выполняемым заданиям.

При работе с Интернет-ресурсами  можно выделить следующие группы методов:

  • методы проблемного обучения:

частично-поисковые  (поиск информации по определенной проблеме в Интернете);

эвристические (творческое переосмысление собственного опыта, обобщение собранной  информации на основе применения ИКТ  при создании проекта, выполнении конкурсных заданий в рамках курсов; создание групповых проектов на тренингах в разделе «Проектная деятельность»);

  • практические методы (самостоятельной работы и работы под руководством);
  • методы стимулирования и мотивации (организация конкурсных мероприятий в рамках курсов, применение для решения проблем методов активного мышления: «мозгового штурма», «круглого стола», дискуссии и другое);
  • методы контроля и самоконтроля  (контроль выполнения практических работ, рефлексия по итогам каждого учебного дня, взаимооценка результатов);
  • методы программированного обучения.

Одной из форм самостоятельной работы с использованием Интернет-ресурсов  является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной  из актуальных технологий, позволяющих  учащимся применить накопленные  знания по предмету. Учащиеся расширяют  свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс  творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя  занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется  не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.


Еще одним из таких методов является коммуникативный подход - стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним.  Для пользователя реализации коммуникативного подхода  в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание должно предлагать учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления  и расширения их знаний и опыта.

Также актуально создание совместных учебных проектов. Учащиеся не просто делятся информацией с партнерами с разных концов земного шара, а  совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются  методы исследования, создается свой стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда свою и ждать ответных контактов. Сайт предлагает к исследованию следующие проблемы: наркотики, стресс, питание, власть, влияние рекламных объявлений на человека, здоровье, сравнение цен на товары в разных регионах, народная медицина и многие другие.

Учащиеся из разных стран образуют переговорные группы, представляющие отдельную страну по заданной теме (демографический контроль или глобальное потепление). Группы обмениваются информацией и с помощью электронной почты ведут межнациональные переговоры, которые заканчиваются дебатами в системе реального времени. Международные разговоры в системе реального времени — возможны через IRC (Internet Relay Chat) и schMOOze University. Печатаемая информация сразу же появляется на экранах всех участников, имитируя живое интернациональное общение. При этом можно переходить из комнаты в комнату (по интересам), придумать себе образ, играть в игры. В Интернет он предоставляет доступ к всевозможным лингвистическим играм, онлайновым словарям, выход на различные поисковые системы и глобальные каталоги. Большое внимание уделяется межкультурному обмену.

В современном образовательном  пространстве привычным становится проведение телеконференций, форумов, участие в которых позволяет осуществлять мониторинг овладения обучающимися навыками письменной речи, умений аргументировано выражать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, в форме письменных высказываний и так далее.


Анализируя различные наработки  в области методики проведения видеоконференций, заметим, что большинство зарубежных исследователей уделяют большое  внимание таким составляющим, как  оборудование, программное обеспечение, внешний вид, правила этикета. На сайте института дистанционного образования Российского нового университета мы нашли довольно подробно описанные методические рекомендации по проведению видеоконференций. Методика подготовки видеоконференции – это система действий и процедур, выполнение которых позволяет оптимально использовать преимущества видеоконференций в учебном процессе.

Подготовка к проведению видеоконференций – важный этап педагогического процесса.  От уровня этой подготовки, ее глубины  и всесторонности в значительной степени зависит успех данной формы обучения. Проведение видеоконференции, как правило, включает три части: вводную, основную и заключительную.

Во вводной части видеоконференции преподавателю необходимо:

  • четко и ясно сформулировать ему проведения видеоконференции, назвать круг учебных вопросов, которые предполагается рассмотреть;
  • определить разновидность видеоконференции;
  • предоставить основную и дополнительную литературу для изучения по теме занятия.

В основной части видеоконференции преподавателю необходимо последовательно, убедительно и наглядно осветить все вопросы рассматриваемой темы. Кроме того, учитель должен постоянно поддерживать внимание аудитории. С этой же целью желательно использовать проблемные вопросы и задания, развивающие мышление студентов. В процессе проведения видеоконференций необходимо широко использовать принцип наглядности (схемы, слайды, плакаты таблицы, макеты, карты и прочее).  После рассмотрения каждого учебного вопроса преподаватель должен сделать краткий вывод, акцентируя внимание на самом главном.

В заключительной части преподавателю  необходимо: сделать развернутое  заключение по теме занятия; дать студентам  задания для самостоятельной  работы для подготовки к очередному занятию; сориентировать студентов  относительно других видов (форм) учебных занятий по данной дисциплине (слайд-лекции, консультации и прочее).

Конференции в режиме реального  времени, в отличие от отсроченной конференции, проводится при непосредственном участии ведущего (преподавателя), который сразу же обрабатывает поступившие ответы студентов и комментирует их. Комментарий со стороны ведущего дает возможность студенту увидеть результаты своей деятельности, работу других участников конференции и, в случае необходимости, внести изменения в свою работу. Так как ответ на предложенный вопрос учащиеся должны давать сразу в течение того же сеанса работы, то тематика конференции в режиме реального времени должна быть менее масштабной как по содержанию, так и по форме. В этом случае возможно проведение промежуточного контроля, хотя это потребует значительных усилий со стороны ведущего. Наибольший эффект достигается в том случае, если в конференции принимают участие сразу несколько групп студентов, находящихся в разных аудиториях, подключенных к одному серверу, что позволяет интенсифицировать учебный процесс.


При этом необходимо учитывать следующее:

  1. Задания должны быть проблемными, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся.
  2. Задания должны стимулировать интерес к процессу общения на иностранном языке.
  3. Задания предполагают многократное прочтение или прослушивание текстов, работу с толковыми и специализированными словарями, групповую работу по обсуждению различных проблем и так далее. Такие задания заставляют каждого учащегося участвовать в процессе коммуникации.
  4. Задания должны способствовать выработке необходимого стереотипа мышления на иностранном языке.

Информация о работе Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка