Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Анализ процесса обучения иностранному языку позволил нам выявить противоречие между необходимостью применения более мобильных методов и средств организации самостоятельной работы обучающихся, которые позволят найти оптимальные способы мотивирования учащихся к изучению иностранного языка, интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения иностранному языку и не достаточной разработанностью методики организации самостоятельной работы обучающихся с помощью Интернет – ресурсов на уроках иностранного языка.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как наиболее эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на уроках иностранного языка с использованием Интернет – ресурсов, в соответствии с целями и содержанием современного образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………….....
1.1. Роль и значение самостоятельной работы учащихся обучающихся…………...
1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе…………
1.3. Дидактические функции сети Интернет для предмета «иностранный язык»....
1.4. Формы работы с Интернет-ресурсами, как средством организации самостоятельной работы учащихся…………………………………………………....
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………............................................
2.1. Методы и приёмы работы с Интернет-ресурсами на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………….
2.2 Практическое применение Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся………………....
2.3. Анализ и оценка результатов использования Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка как средства организации самостоятельной работы обучающихся…………………………………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

Средства дистанционной коммуникации также способствуют обучению. Данные средства могут применяться для  развития умений письменной и устной речи. Блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного доступа (например, вести дневник), получать комментарии пользователей и отвечать на них.

С дидактической точки зрения, с  помощью электронной почты можно  организовать так называемые "виртуальные  учебные классы". Например, в Интернете с помощью использования режима «списки рассылки» (mailing lists), при котором установленное на сервере программное обеспечение дает возможность совместного общения групп пользователей. Число разных списков рассылки (дискуссионных групп) может быть очень большим и ограничивается возможностями аппаратуры и разрешенным лицензией количеством списков рассылки для данного лист-сервера. В созданной учебной группе объясняются правила и способы подписки, и она приступает к работе. Каждое сообщение, посланное в дискуссионную группу любым ее участником, автоматически рассылается лист-сервером всем участникам. Одним из участников является преподаватель.

Таким образом, электронная почта  может быть использована для невербального  общения участников учебного процесса. Кроме того, электронной почты можно использовать для пересылки файлов, баз данных, документов. Важное свойство - то, что в процессе применения почты абоненты не обязательно должны находиться на месте в момент связи, то есть реализуется асинхронный обмен информацией. Чтобы использовать электронную почту достаточно овладеть простым текстовым редактором и несколькими командами для отправки, приема и манипуляции с информацией.


Преподавателем электронная почта  может использоваться при подготовке к занятиям, для консультации с коллегами и поиска материала в Интернет через FTP серверы. Обучающиеся при дистанционном обучении могут использовать режим электронной почты для получения необходимой учебной информации из Интернет, для консультации с преподавателем, для взаимообучения при обмене информацией друг с другом.

Кроме того, применение электронной  почты можно с успехом использовать при проведении семинара не только по классической схеме, а также по схеме семинар-взаимообучение, семинар-дискуссия.

Целесообразно также использование  электронной почты для проведения электронной лекции, когда обучающимся  с помощью электронной почты  пересылаются текст лекции в электронном  виде, выдержки из рекомендованной  литературы и тому подобное а затем проводятся консультации по электронной почте.

Международный обмен письмами можно  осуществлять в любом классе и  на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования  изучаемого языка, установления дружеских  контактов и, познавая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Найти партнеров по переписке для  своих учеников можно следующим  образом:

  1. Обратиться с соответствующим запросом в TESL-L или TESLK-12;
  2. Обратиться к лист-серверу для межкультурных связей, предлагающим установление переписки с различными целями: для выполнения совместных проектов, обсуждения насущных проблем, ведения дискуссий между целыми классами;
  3. Посетить домашнюю страничку E-mail for ESL/L1NC Students Она предлагает помощь и инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки к всевозможным полезным ресурсам.
  4. Для получения оптимальных результатов такого вида деятельности необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть в ходе работы. Учителя, интегрировавшие e-mail в учебный процесс, отмечают недостаточную глубину содержания переписки. Изначальная заинтересованность быстро проходит, и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная о чем писать. Необходимо обязательно соотнести данный вид работы с общим учебным планом и нельзя пускать его на самотек. Например, можно предложить учащимся расспросить своих друзей по переписке по той или иной теме и на базе полученных результатов сделать доклад в классе.

Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой разочарование. Чтобы этого не случилось, можно  предложить ученикам общаться сразу с несколькими партнерами (в той же группе или в параллельной, в другом городе и даже стране).

Блоги считаются одним из социальных сервисов Интернета, так как создают  условия для общения между  людьми, объединенными общими интересами, но разделенными пространством.

  • В учебном процессе могут быть использованы три вида блогов:
  • Блог учителя
  • Личные блоги учащихся
  • Блог учебной группы

Рассмотрим содержание и методический потенциал каждого из трех видов  блога.

Блог учителя создается и  управляется учителем иностранного языка. Блог может содержать информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае этот блог будет служить ученикам примером для создания собственных личных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:

  • программа курса (на неделю, месяц, четверть);
  • домашнее задание;
  • информация об изученном на конкретном уроке материале;
  • рекомендуемые источники на иностранном языке для дополнительного изучения (чтения и аудирования);
  • ссылки на информационно-справочные Интернет-ресурсы;
  • ссылки на учебные Интернет-ресурсы по изучаемым темам (трэжа ханты, вэб-квесты);
  • ссылки на сетевые тесты по изучаемым темам для факультативной самостоятельной работы (например, после изучения конкретного грамматического времени учащиеся могут проверить себя, выполнив тест онлайн).  Такие тесты на английском языке можно найти на сайте www.iteslj.org

Подобный контент блога учителя  будет полезен учащимся для уточнения домашнего задания и получения ссылок на дополнительные источники для внеаудиторной и внеклассной работы.


Учащиеся при работе с блогом учителя будут развивать умения чтения на иностранном языке. В этой связи блог будет выступать в  качестве функционального типа текста, на основе которого учащиеся могут развивать следующие умения:

  • выделять необходимые факты/сведения;
  • извлекать необходимую/интересную информацию;
  • оценивать важность информации.

Также учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В это случае блог учителя будет служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на изучаемом языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики. Ввиду того, что ресурсы сети Интернет доступны всем пользователям из различных уголков планеты, при необходимости учащиеся могут ограничивать доступ к личной информации. Кроме того, по этой же причине в зависимости от языковой подготовки учащихся материалы блога могут быть выверены учителем, прежде чем будут размещены в сети.

Учащимся может быть предложено еженедельно добавлять новую  информацию (сначала о своих интересах  и увлечениях, затем о прошедших каникулах), а также знакомиться с блогами своих одноклассников и комментировать информацию, размещенную в блогах одноклассников.

На старшей ступени общего среднего образования (базовом и профильном уровнях) личные блоги учащихся могут выступать в качестве электронных портфолио, содержащих коллекцию материалов (сочинений, фотографий), демонстрирующих личные достижения за определенный промежуток времени.

При работе с личными блогами  учащиеся развивают следующие языковые умения:

1. умения письменной речи:

использовать необходимые языковые средства для представления в  письменной форме личной информации о себе (автор блога);

  • использовать необходимые языковые средства, с помощью которых возможно представить родную страну (населенный пункт, школу) и культуру в иноязычной среде (автор блог);
  • использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме (при комментировании блога одноклассника или мнений других учеников);
  • аргументировать свою точку зрения используя языковые средства (при комментировании блога одноклассника).

2. умения чтения:

  • выделять необходимые факты/сведения;
  • извлекать необходимую/интересную информацию;
  • оценивать важность информации.

Блог учебной группы разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса (просмотренного фильма, прочитанной книги и так далее) всей учебной группы или класса. Начинаться блог может с вопроса для обсуждения или текстового (аудио-, видеоматериала), за которым будут следовать комментарии учащихся. В зависимости от цели формат сообщений/комментариев может быть произвольным (что напишут), а может следовать определенному формату. Примером последнего может быть задание на написание двух сообщений. Первый раз учащиеся должны выразить собственное первое мнение после прочтения книги/ рассказа или просмотра фильма. Второй раз – обсудить мнение других, согласиться с одними и не согласиться с другими, аргументировать свое согласие/несогласие.

Обсуждение книги/рассказа/фильма в блоге перед написанием сочинения, перед подготовкой диалогического или монологического высказывания поможет учащимся, во-первых, выразить собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу, что далеко не всегда возможно при обсуждении в классе, во-вторых, услышать мнения других и научиться воспринимать плюрализм мнений и культурное разнообразие как норму существования в современном поликультурном мире, в-третьих, развить умения критического мышления. Количество участников в блоге имеет ванное значение. Каждый новый участник – это другое новое мышление и мнение, ознакомиться с которым необходимо для определения собственной позиции. Именно поэтому при организации работы в блоге важно привлечь максимальное число людей. В связи с этим привлечение к Инернет-дискуссии учащихся одного и того же класса в разных учебных подгруппах или учащихся из разных классов или школ (в зависимости от контактов учителя) будет иметь большое значение как для повышения мотивации общения на иностранном языке, так и для ознакомления с мнениями других.

В отличие от личных блогов учащихся, каждый из которых расположен на отдельной  странице, в блоге учебной группы комментарии размещаются на одной  странице одно за другим. Это значительно  облегчает знакомство с мнениями других и стимулирует обсуждение.

При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают следующие умения:

1. умения письменной речи:

  • излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в тезисах или кратких сообщениях;
  • использовать необходимые языковые средства для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной и неагрессивной форме;
  • проводить аналогии, сравнения, сопоставления доступными языковыми средствами;
  • аргументировать свою точку зрения, используя языковые средства.

2. умения чтения:

  • выделять необходимые факты/сведения;
  • отделять основную информацию от второстепенной;
  • определять временную и причинно-следственную связь между событиями и явлениями;
  • обобщать описанные факты/явления;
  • оценивать важность/новизну/достоверность информации.

Как свидетельствует описание методического  потенциала блогов, они позволяют  создать уникальные условия для  обучения учащихся письменной речи на иностранном языке: для развития умений писать личное письмо, излагать сведении о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка (автобиография, резюме), расспрашивать о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее. Все это полностью соответствует требованиям современного образовательного стандарта по иностранным языкам и отражено в ЕГЭ по иностранному языку (раздел письменной речи).

Новые информационные технологии могут  использоваться для создания тематических web-страниц и web-квестов:

  • размещение выполненных рефератов и рецензий на сайте поддержки курса, создание рейтинга студенческих работ по данной теме
  • публикация библиографий по теме
  • создание тематических web-страниц индивидуально и в мини-группах
  • создание web-квестов для работы по теме и размещение их на сайте курса

Информация о работе Интернет-ресурсы на уроках иностранного языка