Исторический аспект перевода "Утопии" Томаса Мора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать исторический аспект перевода «Утопии» Т. Мора с учетом миропонимания разных эпох, мировоззрения автора и переводчиков произведения, особенностей литературного жанра.
В ходе исследования представляется необходимым решить следующие задачи:
Изучить биографию Т. Мора как яркого представителя гуманизма эпохи Возрождения.
Описать предпосылки и историю создания «Утопии».
Обозначить историческое значение «Утопии» и особенности утопии как литературного жанра.
Исследовать стилистические и лексические особенности переводов «Утопии» на русский язык.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Томас Мор и его выраженные в «Утопии» гуманистические идеалы 4
1.1 Томас Мор – мыслитель и человек Возрождения 4
1.2 История написания «Утопии» 7
1.3 «Утопия» – протест против Европейского общества XVI столетия 10
1.4 Особенности утопии как литературного жанра 13
Глава 2 Исторический аспект перевода «Утопии» Т. Мора 18
2.1 Исторические вехи издания и переводов «Утопии» Т. Мора 18
2.2 Краткий анализ переводов «Утопии» на русский язык 20
2.2.1 Роль маргиналий в переводе «Утопии» 21
2.2.2 Учет стилистических особенностей в переводе «Утопии» 22
2.2.3 Особенности перевода лексики 23
Заключение 26
Библиографический список 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Определенное  влияние на «Утопию» оказала также  и христианская литература, в частности  трактат Августина «О граде божием» (De civitate Dei). Из письма Эразма к Ульриху фон Гуттену становится известно, что Т. Мор был хорошо знаком с этим сочинением Августина и даже в молодости толковал его перед многочисленной аудиторией. Впрочем, влияние сочинения Августина на «Утопию» весьма относительно. Общее между двумя произведениями – это противопоставление двух миров, мира действительного, погрязшего в пороках и переполненного людскими страданиями, и иного, идеального мира, где процветают счастье и справедливость. Однако стоит лишь сравнить оба идеала, чтобы обозначилась полная противоположность «божьего града» Августина и государства утопийцев. Свой идеал Августин искал на небесах. «Греховному» земному миру вместе с его государством, творением сатаны, Августин противопоставлял небесное («божье») государство. Земное бытие человека он рассматривал как греховное и преходящее, являвшееся лишь подготовкой к вечной «потусторонней» жизни. Августин проповедовал реакционную идею теократического, церковного государства, превосходство церковной власти над светской – полное подчинение человека католической церкви. Он выступал как защитник рабства, частной собственности и социального неравенства [31, c. 89-98].

Кроме названных  источников, Мор располагал также  обширной современной ему литературой. Это, прежде всего, сочинения Эразма, гуманистический идеал которого был во многом близок Т. Мору. Нельзя не согласиться с теми, кто указывает на идейную связь между сочинением Эразма «Наставление христианскому государю» («Institutio Principis Christiani»), написанным для принца Карла (будущего императора Карла V), и страницами «Утопии» Мора, где Мор рисует свой идеал мудрого государя [34, 37]. Это не случайное совпадение, так как идеал просвещенного монарха был характерен для Эразма, Т. Мора и всего их гуманистического окружения. Что касается других сочинений Эразма, оказавших непосредственное влияние на автора «Утопии», то здесь в первую очередь следует назвать «Похвалу глупости». Критика духовенства, беспощадное осмеяние ложной схоластической мудрости богословов и юристов – все это роднит произведение Эразма с «Утопией».

На «Утопию» Мора оказали влияние  также отчеты о путешествиях в  Вест-Индию. В 1507 г. в виде прибавления  к «Введению в Космографию» Гилакомилуса вышли в свет письма Америго Веспуччи, содержавшие первое описание Нового Света, а в 1511 г. была издана книга Петра Мартира «О новом евете», в идеализированной форме повествовавшая о жителях Вест-Индии. Томас Мор хорошо знал эти сочинения и использовал их при написании своей «Утопии». Даже Гитлодея, от лица которого ведется повествование, Т. Мор изобразил одним из участников последних трех путешествий Веспуччи. Более того, в начале рассказа Гитлодея об Утопии Мор приводит эпизод, имевший место во время последнего путешествия Веспуччи в 1503 г. и описанный им в четвертом письме к Лоренцо ди Пьетро Франческо дель Медичи от 4 сентября 1504 г. Однако, несмотря на неоспоримые следы влияния на Мора указанных сочинений, истоки его утопического идеала – в Европе, а не в Новом Свете. Следует признать, что общественная система Утопии «является высокоразвитой и ближе к греко-римской цивилизации, чем к простой или подчас сложной культуре предполагаемого золотого века в Америке». Такой полный обзор и анализ источников «Утопии» и параллелей к ней из античной, средневековой и гуманистической литературы XV - XVI вв. дает в своих исследованиях Э. Суртц [39].

Гуманисты и политики были почти  единодушны в своей высокой оценке автора «Утопии». Одни хвалили литературный талант Мора, «силу и богатство  его красноречия, чистоту, мощь и  выразительность его латинского языка». Другие отмечали еще и своеобразие, оригинальность «Утопии», находя в ней то, чего «нельзя сыскать ни у Платона, ни у Аристотеля, ни в Пандектах Юстиниана». Главное же, что радовало и пленяло гуманистов, - это «бесспорная точность суждения Мора о политике», поучительность «Утопии» для государственных деятелей. Особенное одобрение вызывало то, что «труд и старания свои» автор «Утопии» «направляет на общее благо». В служении общему благу, писал Буслидий, замечательная заслуга Мора, и за это ему «обязан весь мир». Как и некоторые его современники, Буслидий видел в Утопии образец совершенного государственного устройства, достойный подражания, и в то же время наставление, «как сохранить свое государство целым, невредимым и победоносным» [цит. по 16].

«Утопия» сразу же поставила Мора в центр внимания всей просвещенной Европы. Наряду с ростом политической популярности Мора в Лондоне росла его слава как ученого-гуманиста. Последняя сыграла немаловажную роль в дальнейшей политической карьере Мора. С началом царствования Генриха VIII совпадает выдвижение Мора не только как европейски известного ученого-гуманиста и автора «Утопии», но и как крупного государственного деятеля.

  • 1.3 «Утопия» – протест против Европейского общества XVI столетия

Трудно найти актуальную проблему социально-экономического и политического развития Англии XVI в., которая так или иначе не обсуждалась бы в «Утопии». T. Мор дал глубокую критику современного ему социально-экономического и политического строя Англии и попытался вскрыть главную причину социального неравенства. В этом смысле «Утопия» Т. Мора была невиданным по силе и страстности протестом, как против огораживаний, так и против строя, основанного на частной собственности и эксплуатации.

Своеобразным  выражением этого протеста против несправедливого общественного строя явилась подробно разработанная Мором схема нового общества, где вместе с частной собственностью навсегда было покончено с эксплуатацией трудящихся. Утопически-коммунистический проект Т. Мора был направлен не только против феодального строя. Это был убедительный протест и против нарождающегося капитализма.

Т. Мор преодолевал  буржуазную ограниченность гуманизма, его устами говорил коммунист-утопист. Проект Т. Мора был выражением антагонизма  между предпролетариатом и формирующимся  классом буржуазии. В схеме идеального общественного строя наряду с фантастическими чертами, свидетельствовавшими об исторической и классовой ограниченности Т. Мора, содержится многое, что и поныне волнует и поражает нас. Это, по словам Энгельса, «прорывающиеся на каждом шагу сквозь фантастический покров зародыши гениальных идей и гениальные мысли» [цит. по 31, с. 89-98].

Главной проблемой, выдвигаемой Т. Мором в первой книге «Утопии», была проблема социального  неравенства, которая с необычайной  остротой стояла в Англии XVI в. Т. Мор задался целью выяснить, в чем заключаются причин социального неравенства и растущего обнищания трудящихся – явлений, особенно характерных для периода первоначального накопления.

Устами Гитлодея автор «Утопии» называет три основные причины массовой пауперизации, ставшей национальным бедствием. Во-первых, указывает Мор, число нищих растет в результате частых войн, как внутренних усобиц, так и внешних, захватнических войн на континенте, продолжавшихся и при Генрихе VII, и при Генрихе VIII. Здесь Мор имеет в виду массу инвалидов, которые потеряли трудоспособность в результате ранений. Другой причиной является паразитический образ жизни правящих классов - «огромного числа знати», живущей праздно, «подобно трутням, трудами других», в частности крестьян-держателей.

Знать содержит также множество слуг, которые  после потери трудоспособности по болезни или старости либо после смерти своего господина изгоняются без средств к существованию и пополняют ряды бродяг, воров и разбойников.

И, наконец, Т. Мор указывает на особенно характерное явление, порождавшее массовую нищету, - огораживания. Как бы от имени всех угнетенных и обиженных Т. Мор обращался к правящим классам с гневным требованием прекратить огораживания: «Отбросьте эту пагубную заразу, постановите, чтобы те, которые разрушили хозяйства и селения, восстановили их или же уступили их тем, кто хочет возвести их вновь или отстроить. Обуздайте эти скупки богачей и их произвол...» [5]

Мор указывал на бессмысленность и жестокость наказаний, применяемых «правосудием» по отношению к нищим – бродягам и ворам. В ту пору за воровство в большинстве случаев полагалась смертная казнь. Автор «Утопии» убежден, что такое наказание заходит за границы справедливости и вредно для общества. «Для защиты от воровства оно чрезмерно сурово и недостаточно для его обуздания».

Так оценивал Мор  практику уголовного судопроизводства. Он считал, что при всей своей  жестокости «ни одно наказание не является столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа сыскать себе пропитание». Как гуманист Мор восстает против смертных казней тех, кого порочный строй толкает на уголовные преступления, имеющие подчас один мотив – спастись от голодной смерти. Вместо того чтобы в качестве наказания назначать несчастным тяжкие мучения, «...следовало бы позаботиться, чтобы каждый был удачлив в жизни, чтобы ни у кого не было столь жестокой необходимости сперва воровать, а потом погибать». Ценность человеческой жизни, утверждал Мор, не может сравниться ни с чем в мире [31, c. 89-98].

Мор не ограничился  анализом и критикой частных причин, порождающих социальные бедствия, он указал на общий корень общественных пороков. Главная их причина – господство частной собственности. «Повсюду, где есть частная собственность, - говорит Мор, где всё измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо». Признать такое общество справедливым – значит считать правильным, что все лучшее «достается самым плохим», или же равносильно тому, чтобы считать «удачным, когда все... распределяется между совсем немногими!», в то время как остальные «вовсе несчастны». Столь острая и глубокая критика строя, основанного на частной собственности, свидетельствует о преодолении Мором индивидуализма, присущего значительной части гуманистов.

Симпатии автора «Утопии» целиком на стороне трудящихся, тех, кто своим трудом производит все материальные блага; по его словам, это люди скромные, простые, и повседневным трудом своим они приносят обществу более добра, чем самим себе. Однако Мор с грустью вынужден констатировать, что именно эти люди труда, без которых общество неминуемо погибло бы, несут самое тяжкое бремя там, где господствует частная собственность. Автор «Утопии» решительно отказывается признать справедливым современное ему общество, где эксплуатируют тружеников в расцвете их жизни, а потом, «когда они отягощены болезнью и терпят во всем нужду ... не помнят ни о каких их благодеяниях и в высшей степени неблагодарно расплачиваются с ними самой жалкой смертью». Мор гневно клеймит убожество общественного строя, где властвует золото [22].

Признавая, что частная собственность – величайшее зло, Мор сомневался в возможности осуществления своего идеала – справедливого бесклассового общества. В условиях феодальной Англии даже такой гениальный мыслитель, как Мор, не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить негодный строй справедливым. Сочувствуя страданиям народа, Мор оставался глух к борьбе угнетенных против эксплуататоров, считая, что восстания не приносят ничего, кроме вреда [8].

Своеобразие взглядов Мора отчетливо проявляется в  его отношении к различным  сословиям тогдашнего английского  общества. Гуманистические черты  мировоззрения Мора сказываются  в резко отрицательной характеристике дворянского сословия. Как Эразм в «Похвале глупости», Мор считал дворянство вредным для общества, паразитическим сословием, он гневно порицал «знатных аристократов» - виновников огораживаний, называл их «ненасытными обжорами», «жестокой чумой в отечестве». В «Утопии» Мор со злой иронией говорит о «владельцах поместий», именуемых обычно «благородными и знатью», и снова причисляет дворян к паразитической части общества.

Не менее скептическим было отношение Мора к духовенству – монахам, священникам и аббатам. В первой книге «Утопии» в эпизоде, якобы услышанном им от Гитлодея, Мор подверг едкому осмеянию паразитизм и скупость монарха. Автор «Утопии» отзывался о благотворительности духовенства, от которого ни один нищий никогда не ждал подаяния, зная, что его все равно не будет. «Монашествующая братия» и «есть самые главные бродяги», которых «надлежит задерживать и посылать работать», - заключает Т. Мор устами шута, высмеивающего паразитизм монахов [22].

Такого горячего сочувствия к судьбе угнетенных и эксплуатируемых, такого страстного протеста против несправедливости существующего строя нет ни у кого из гуманистов – современников Мора. Автор «Утопии» выступает здесь как выразитель настроений и чаяний «предпролетариата» [8]. Защита интересов трудящихся и решительное осуждение эксплуататоров составляют сущность концепции «Утопии».

  • 1.4 Особенности утопии как литературного жанра

Само слово «утопия» является синтетическим греко-латинским неологизмом Т. Мора (лат. и англ. utopia). Этимология слова неясна, что, возможно, было изначальным намерением Мора – знатока греческого языка и мастера ребусов и каламбуров. Латинская транскрипция скрывает двойственность: само по себе слово «топия» (греч. topia) означает «место» (topoz). «Утопия» есть «место», оснащённое греческой приставкой «у» (либо ou, либо eu). В первом случае мы имеем «место, которого нет», во втором случае – эвтопию, «хорошее место». Собственно моровский остров Утопия был и тем, и другим [30, с. 18].

Выражение «такого места нет» Франсиско де Кеведо использовал при переводе на испанский язык «Утопии» Томаса Мора. Таким парадоксальным образом этимология термина стала определять его семантическое поле. Совершенно справедливо замечание Ф. Аинсы: «Сколь далеки мы ни были от того первоначального смысла, который Т. Мор вложил в понятие «утопия», не будем забывать, что семантическая размытость характерна не только для этого слова. Все понятия со счастливой судьбой, производные от заглавия книги или от имени автора, приобрели затем многозначность, и рано или поздно их приходилось определить заново» [1, c. 65]. В наше время в повседневной речи слово «утопия» обесценилось, приобрело уничижительную окраску, стало синонимом поисков невозможного, пустой мечты, химеры, в лучшем случае несбыточного проекта [13, c. 162-171].

Сразу после публикации в 1516 г. «Утопия» Томаса Мора породила новый литературный жанр. Словом «утопия» стали обозначать все тексты, вдохновленные сочинением Томаса Мора, в которых вне связи с объективным историческим развитием изображалось некое изолированное в пространстве или удаленное во времени идеальное общество. «Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, «Христианополис» Иоганна Валентина Андреэ, «Океания» Джеймса Гаррингтона закрепили успех жанра, и его различные вариации составляют сегодня внушительный каталог [20].

Информация о работе Исторический аспект перевода "Утопии" Томаса Мора