К вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:26, доклад

Описание работы

Еще совсем недавно одной из задач вузов считалось обеспечение учебного процесса учебно - методическими комплексами по всем дисциплинам. Но время не стоит на месте и в современной системе образования все чаще используются информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Задачей современного этапа является дополнение учебно - методических комплексов по дисциплинам электронными средствами обучения (ЭСО), в частности создание электронных учебников для последующего их применения в дистанционной форме обучения.

Файлы: 1 файл

статья информ техн 2013.docx

— 22.69 Кб (Скачать файл)

К вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка

Королева Т.М., Радишевская И.Г., г. Новополоцк

Еще совсем недавно одной  из задач вузов считалось обеспечение  учебного процесса учебно - методическими  комплексами по всем дисциплинам. Но время не стоит на месте и в современной системе образования все чаще используются информационные технологии и компьютерные телекоммуникации. Задачей современного этапа является дополнение  учебно - методических комплексов по дисциплинам  электронными средствами обучения (ЭСО), в частности создание электронных учебников для последующего их применения в дистанционной форме обучения.

В нашей статье мы хотели бы остановиться на таких моментах, как использование информационных технологий на занятиях по иностранному языку, дистанционное обучение и  его неотъемлемая составляющая - электронный  учебник.  
          Внедрение информационных технологий  характеризует современное общество.         Мы постоянно и непрерывно находимся под воздействием огромного потока информации, и перед учителем и учеником стоит задача правильно распределить этот большой поток сведений. Использование компьютера облегчает процесс восприятия знаний, а также дает возможность получать информацию из базы данных компьютера и Интернета без затраты времени.  
          Безусловно, эффективность применения информационных технологий на уроках иностранного языка не подлежит сомнению. Отмечается, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение информационных технологий в учебный процесс увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку, и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.

 Нельзя не отметить, что при использовании нестандартных форм обучения, возрастает роль самостоятельной работы студентов, повышается мотивация и приходит осознание необходимости общения на иностранном языке. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Все это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению.

Диапазон использования  компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тренировки определённых умений и навыков до тестирования обучаемых по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учитывая их личностные особенности.

Одна из важнейших причин отрицательного отношения к учебе  — возникновение ожидания неудач, обусловленных непониманием материала или пробелами в знаниях. Компьютерные программы помогают решить данную проблему. Студенту предоставляется возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно «вызвать» на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке.  
На уроках компьютерные программы можно использовать в разных вариантах: как самостоятельно, так и в сочетании с другими традиционными средствами обучения.  
           Среди  преимуществ обучения иностранному языку с использованием компьютерных программ можно отметить следующие моменты:  
– интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;  
– студенты охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая,  компьютерная и языковая культура;  
– индивидуализация обучения;  
– возможность обеспечения непосредственной обратной связи;  
– компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;  
– объективность оценки знаний;  
– обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Нельзя не отметить использование  всемирной сети интернет в учебном  процессе. 
Интернет предлагает неограниченные ресурсы, которые могут быть использованы в урочное и во внеурочное время, как студентами, так и преподавателями. Для преподавателей иностранного языка предлагаются сайты,  которые содержат огромное количество вспомогательной информации об учебных пособиях, информативные статьи и форумы, подробная информация о международных экзаменах, методические материалы и материалы для профессионального роста преподавателей, практические советы и рекомендации, а также интерактивные задания для учащихся по грамматике и лексике, чтению и аудированию.

Студенты пользуются электронными версиями учебников, электронными библиотеками, словарями и энциклопедиями. Темы по предмету часто представляются в виде проектов, выполненных в программе Power Point. Презентации являются опорой и наглядностью устной речи учащихся, что позволяет совершенствовать навыки монологического говорения учащихся, расширять их кругозор и знания, основываясь на информации из Интернета.

Таким образом, внедрение  компьютерных технологий создает предпосылки  для интенсификации образовательного процесса, обеспечивают переход к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания, способствуют раскрытию и совершенствованию личностных качеств обучаемых.

  Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения (ДО).

 ДО во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в третьих, использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в определенной степени сокращает расходы на обучение. Дистанционное образование усиливает возможности  индивидуализации обучения. 

Изучая зарубежный опыт, можно выделить следующий важный момент в дистанционном обучении: преподаватель выступает не в роли распространителя информации (как это традиционно принято), а в роли консультанта, советчика, иногда даже коллеги обучаемого. Это дает некоторые положительные моменты: студенты активно участвуют в процессе обучения, приучаются мыслить самостоятельно, выдвигать свои точки зрения, моделировать реальные ситуации. Студент имеет возможность записаться на сдачу экзамена или зачета по интернету, и сдать экзамен на компьютере в удобное для него время.

 Какое можно дать  определение термину «Дистанционное  обучение»? 
Принято считать, что дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.  
          Следовательно, под дистанционным обучением можно понимать любой вид передачи знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени или пространстве. Если согласиться с этим определением, то наше традиционное заочное обучение и есть прообраз современного дистанционного обучения, в котором, однако, отсутствует элемент индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?  
         Мультимедийный компьютер - это не только новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно и адекватно отображающее модель "face to face". Преподаватель и студент могут общаться on line в сети, могут получать информацию при помощи электронной почты. Кроме этого, только в компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших составляющих индивидуализации обучения. 

Если мы говорим о дистанционной  форме обучения, следовательно, мы подразумеваем  использование электронных учебников.

Что такое электронный  учебник. Обычно это комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на электронных  носителях, в которых отражено основное содержание учебной дисциплины. Традиционное построение ЭУ: предъявление учебного материала, практика, тестирование. Положительными моментами таких учебников являются их мобильность и доступность, возможность  постоянного обновления информационного  материала, возможность включать в  них современные способы представления  информации (в том числе и мультимедийные), возможность включать интерактивные  средства контроля знаний (компьютерное тестирование), возможность "сбросить" электронную версию учебника на съемный  носитель и пользоваться им на домашнем компьютере. Судя по практике использования  электронных учебников, изложенный материал усваивается студентами качественно  и с интересом.

ЭУ часто дополняет  обычный, а особенно эффективен в  тех случаях, когда он:

•  обеспечивает практически  мгновенную обратную связь;

•   помогает быстро найти  необходимую информацию;

•   существенно экономит время;

• позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно  отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой. Полагаем, в идеале, электронный учебник должен дополнять традиционный учебно – методический комплекс  на печатной основе.

Таким образом, внедрение  компьютерных технологий создает предпосылки  для интенсификации образовательного процесса, дает возможность овладеть умением самостоятельно приобретать  знания, раскрывает личностные качества обучаемых. Использование ЭСО можно  рассматривать, как средство поддержки  профессиональной деятельности преподавателя, что дает возможность сочетать традиционное обучение иностранному языку с обучением  с помощью информационных компьютерных технологий.


Информация о работе К вопросу использования информационных технологий на уроках иностранного языка