Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: обучение устно-речевому общению младших школьников на уроке иностранного языка будет эффективней, если использовать коммуникативный метод обучения.
Основываясь на объекте и предмете исследования, исходя из гипотезы и цели выделяются следующие задачи исследования:
Определить сущность устно-речевого общения как вида речевой деятельности.
Выявить возможности коммуникативного метода для развития устно-речевого общения на начальном этапе обучения иностранному языку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению..…….……………………………………………………………………...6
Сущность говорения как вида речевой деятельности…………………..6
Коммуникативный метод как основа устно-речевого общения………14
Психологические особенности младшего школьного возраста………22

Глава 2. Методика работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода……………………………………………………...27
2.1. Способы обучения устно-речевому общению на начальном этапе……27
2.2. Результаты практической работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода.........................................................33
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков говорения младшего школьника……………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………..44
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Оренбургской области

Государственное образовательное  учреждение среднего профессионального

образования «Оренбургский  педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Тема: Коммуникативный  метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Манохина Светлана Юрьевна

                                                       Специальность 050303

                                                     «Иностранный язык»

                                             курс 5, группа а

                                                        Форма обучения: очная

                                                        Научный руководитель

                                                                Гамулецкая Зоя Николаевна

                                                                           Преподаватель высшей категории

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург 2007

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению..…….……………………………………………………………………...6

    1. Сущность говорения как вида речевой деятельности…………………..6
    2. Коммуникативный метод как основа устно-речевого общения………14
    3. Психологические особенности младшего школьного возраста………22

 

Глава 2. Методика работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода……………………………………………………...27

 2.1. Способы обучения устно-речевому общению на начальном этапе……27

2.2. Результаты практической работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода.........................................................33

2.3. Методические рекомендации  по развитию навыков говорения младшего школьника……………………………………………………………………….40

 

Заключение……………………………………………………………………..44

Литература……………………………………………………………………...46

Введение

 

   Анализируя современную  действительность, люди убеждаются  в том, насколько становится  необходимым изучение иностранного языка. И родители, и дети изучают иностранные язык.  Это является показателем стремления людей к познанию другой культуры. Знать иностранный язык означает умение оперировать им в процессе коммуникации. Следует констатировать тот факт, что несмотря на обучение иностранному языку в течение достаточно длительного срока с 5 по 11 класс, в настоящее время со второго класса, уровень владения иностранным языком остаётся низким. У школьников слабо развиты такие умения, как поддерживать разговор с носителями языка, общаться со сверстниками на уроках иностранного языка. С одной стороны, требования школьных программ высокие. С другой стороны, знания учащихся не отвечают требованиям государственных стандартов.

   Данное противоречие  порождает проблему, решить которую можно только применяя в учебном процессе эффективные методики для повышения уровня устно-речевого общения.

   В процессе  исторического развития изменяются  общие социальные условия, в  которых развивается ребёнок,  следовательно, изменяются содержания и методы обучения иностранному языку.

   В настоящее  время существует достаточно  много методов обучения иностранному  языку. И тем не менее с  каждым годом появляются более  усовершенствованные методики, адаптированные  к нашей современности. Одним  из эффективных методов обучения  устно-речевому общению, как нам представляется, является коммуникативный метод.

   Исходя из выше  изложенного тема нашего исследования формулируется следующим образом «Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку». В нашем исследовании мы рассматриваем обучение устно-речевому общению на начальном этапе, так как это сензитивный период для обучения говорению.   Именно в этот период развивается мышление, обеспечивающее в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развита подражательность, именно в этом возрасте складываются предпосылки самостоятельной ориентации как в учении, как и в повседневной жизни.

   Отсюда определяется  цель исследования: практически выявить пути и способы обучения устно-речевому общению на основе коммуникативного метода на начальном этапе обучения иностранному языку.

   Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

   Предмет исследования: коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.

   Гипотеза исследования: обучение устно-речевому общению младших школьников на уроке иностранного языка будет эффективней, если использовать коммуникативный метод обучения.

   Основываясь на  объекте и предмете исследования, исходя из гипотезы и цели  выделяются следующие  задачи исследования:

  1. Определить сущность устно-речевого общения как вида речевой деятельности.
  2. Выявить возможности коммуникативного метода для развития устно-речевого общения на начальном этапе обучения иностранному языку.
  3. Выявить психологические особенности младшего школьного возраста.
  4. Рассмотреть пути и способы обучения говорению на уроках иностранного языка на начальном этапе.
  5. Разработать методические рекомендации по развитию навыков говорения на уроках иностранного языка у детей младшего школьного возраста.

   Чтобы достичь  поставленных задач и целей  нашего исследования используются  такие методы как анализ источников  литературы, синтез, конкретизация, моделирование, наблюдение.

   Проблемой обучения устно-речевому  общению занимались такие учёные  как: Крысова Т.Н., Мильруд Р.П., Санкина В.В., Семяшина Л., Сивочалова  Г.А., Чернова Г., которые установили, что в процессе обучения иностранному языку важно обучать говорению на иностранном языке.

   Методы обучения рассматривали  следующие учёные: Пассов Е.И., Риверс  У.М., Рогова Г.В., Филатова В.М., Чепцова  Л.Б., они установили что использование  разнообразных методов повышает  уровень говорения.

   Психологические особенности  младшего школьного возраста  рассматривали учёные: Гамезо Д.Л., Зимняя И.А., Крутецкий, Мухина  В.С, Немов Р.С., они выявили  особенности младших школьников.

   Исследование проводилось  на базе школы №19 г. Оренбурга  в 5 классе.

   Первый этап исследования  проводился с 1.09.2005г. по 30.05.2006г., в рамках этого этапа происходило  теоретическое обоснование проблемы.

   Второй этап с 1.09.2006г.  по 16.02.2007г., в это время осуществлялась  практическая часть исследования.

   Третий этап с 17.02.2007г. по 30.05.2007г., на этом этапе проводилось оформление результатов.

   Положение, выносимое  на защиту: коммуникативный метод  способствует эффективному обучению  устно-речевому общению на начальном  этапе обучения иностранному  языку.

   Данное исследование  является значимым для работы  педагога-практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению

 

1.1 Сущность  говорения как вида речевой  деятельности

 

   Коммуникативная  цель обучения иностранному языку предполагает обучение общению на иностранном языке в устной и письменной формах.

   Общение – это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда.

   Один из способов  устно-речевого общения – говорение. Согласно воззрениям А.А. Леонтьева, говорение – это владение устной речью, умение выражать мысли, сообщать, высказывать мнение, суждение [28; 26]. Как экспрессивная сторона устного общения, оно выполняет в жизни человека роль средства общения и реализует все его функции:

  1. информационно-коммуникативную – осуществляет передачу-приём информации;
  2. регулятивно-коммуникативную – регулирует поведение человека в широком смысле этого слова;
  3. аффективно-коммуникативную, детерминирующую эмоциональные сферы человека.

   Говорение обладает  многими признаками деятельности  вообще, то есть имеет свой  предмет, внутреннюю структуру,  представленную действиями и  операциями, внешнюю структуру и  результат.

   Говорение есть  речевая деятельность, следовательно,  имеет и специфические признаки:

  – Говорение всегда мотивировано. Человек говорит, как правило, потому что у него есть какая-то внутренняя причина, есть мотив, выступающий в роли мотора деятельности.

  – Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-то цель.

  – Говорение –  это всегда активный процесс, в нём проявляется отношение говорящих к окружающей действительности.

  – Говорение «обслуживает»  все другие виды человеческой  деятельности. Процесс речевой деятельности  тесно связан с деятельностью мыслительной.

  –  Говорение  неразрывно связано с личностью.

  – Невозможно всякий  раз в новой ситуации говорить  заученными фразами, поэтому важнейшими  особенностями говорения являются  его эвристичность и самостоятельность.

– Говорение всегда характеризуется определённым темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.

 – Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесённости речевых единиц с основными компонентами процесса общения.

   В естественном  акте коммуникации  человек высказывается только в том случае, когда у него возникает потребность, обусловленная какими-то обстоятельствами действительности и отношениями общающихся. За самым непритязательным высказыванием всегда стоит действительность, определяющая намерение говорящего. Так, высказывание «Пойдём в столовую» может быть вызвано следующими обстоятельствами: наступило время обеда, возникло чувство голода, не хочется идти одному.

   В учебных случаях  мотив не возникает сам собой  и очень часто речь вызывается диктатом  учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме.

   Именно потребность  и внутреннее желание высказаться  расценивает учёный Риверс как  первое и необходимое условие  общения на иностранном языке  [35;92]. Чтобы создать мотивацию общения на иностранном языке в учебных условиях, необходимо использовать ситуацию: мотив речи находится в ситуации.

   В методике  существуют различные определения  ситуации. Обобщив их, можно утверждать, что ситуация – это обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить.

   Ситуации могут  быть реальными, условными, воображаемыми  и даже фантастическими, сказочными.

   Чтобы создать  учебную ситуацию, которую можно  выразить с помощью речи, учитель должен представлять себе её структуру [36;76]. Прежде всего, она включает определённый отрезок действительности, предполагающий конкретное место и время действия, где осуществляется речевое общение. Далее, ситуация включает действующих лиц – собеседников, с определёнными отношениями друг к другу.

   Предлагая различные  виды работ для развития говорения,  важно учитывать интересы учащихся. На младшем этапе обучения  могут быть использованы ролевые  игры с привлечением различных  персонажей детской и приключенческой литературы.

   Ставя учащихся  в ту или иную ситуацию, будь  она реальной или условной, важно  обеспечить её языковым материалом. С этой точки зрения нужно  иметь в виду деление ситуации  на стандартные и нестандартные.  Стандартные ситуации отражают  повторяющиеся моменты действительности, их  обслуживает стереотипный языковой материал, например по теме «Случайная встреча на улице»: Es freut mich sehr, dich wieder zu sehen; du siehst prima aus.

Информация о работе Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку