Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:09, дипломная работа
Предмет исследования: коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: обучение устно-речевому общению младших школьников на уроке иностранного языка будет эффективней, если использовать коммуникативный метод обучения.
Основываясь на объекте и предмете исследования, исходя из гипотезы и цели выделяются следующие задачи исследования:
Определить сущность устно-речевого общения как вида речевой деятельности.
Выявить возможности коммуникативного метода для развития устно-речевого общения на начальном этапе обучения иностранному языку.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению..…….……………………………………………………………………...6
Сущность говорения как вида речевой деятельности…………………..6
Коммуникативный метод как основа устно-речевого общения………14
Психологические особенности младшего школьного возраста………22
Глава 2. Методика работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода……………………………………………………...27
2.1. Способы обучения устно-речевому общению на начальном этапе……27
2.2. Результаты практической работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода.........................................................33
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков говорения младшего школьника……………………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………..44
Литература……………………………………
Министерство образования Оренбургской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образования «Оренбургский педагогический колледж №1 им. Н.К. Калугина»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку
Научный руководитель
г. Оренбург 2007
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения
устно-речевому общению..…….………………………………………………
Глава 2. Методика работы по обучению устно-речевому
общению на основе коммуникативного метода……………………………………………………...
2.1. Способы обучения устно-речевому общению на начальном этапе……27
2.2. Результаты практической работы по
обучению устно-речевому общению на основе
коммуникативного метода........................
2.3. Методические рекомендации
по развитию навыков говорения младшего школьника………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Анализируя современную действительность, люди убеждаются в том, насколько становится необходимым изучение иностранного языка. И родители, и дети изучают иностранные язык. Это является показателем стремления людей к познанию другой культуры. Знать иностранный язык означает умение оперировать им в процессе коммуникации. Следует констатировать тот факт, что несмотря на обучение иностранному языку в течение достаточно длительного срока с 5 по 11 класс, в настоящее время со второго класса, уровень владения иностранным языком остаётся низким. У школьников слабо развиты такие умения, как поддерживать разговор с носителями языка, общаться со сверстниками на уроках иностранного языка. С одной стороны, требования школьных программ высокие. С другой стороны, знания учащихся не отвечают требованиям государственных стандартов.
Данное противоречие порождает проблему, решить которую можно только применяя в учебном процессе эффективные методики для повышения уровня устно-речевого общения.
В процессе
исторического развития
В настоящее
время существует достаточно
много методов обучения
Исходя из выше изложенного тема нашего исследования формулируется следующим образом «Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку». В нашем исследовании мы рассматриваем обучение устно-речевому общению на начальном этапе, так как это сензитивный период для обучения говорению. Именно в этот период развивается мышление, обеспечивающее в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развита подражательность, именно в этом возрасте складываются предпосылки самостоятельной ориентации как в учении, как и в повседневной жизни.
Отсюда определяется цель исследования: практически выявить пути и способы обучения устно-речевому общению на основе коммуникативного метода на начальном этапе обучения иностранному языку.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: обучение устно-речевому общению младших школьников на уроке иностранного языка будет эффективней, если использовать коммуникативный метод обучения.
Основываясь на
объекте и предмете
Чтобы достичь
поставленных задач и целей
нашего исследования
Проблемой обучения устно-
Методы обучения рассматривали
следующие учёные: Пассов Е.И., Риверс
У.М., Рогова Г.В., Филатова В.М., Чепцова
Л.Б., они установили что
Психологические особенности
младшего школьного возраста
рассматривали учёные: Гамезо Д.Л.,
Зимняя И.А., Крутецкий, Мухина
В.С, Немов Р.С., они выявили
особенности младших
Исследование проводилось на базе школы №19 г. Оренбурга в 5 классе.
Первый этап исследования
проводился с 1.09.2005г. по 30.05.2006г.,
в рамках этого этапа
Второй этап с 1.09.2006г.
по 16.02.2007г., в это время осуществлялась
практическая часть
Третий этап с 17.02.2007г. по 30.05.2007г., на этом этапе проводилось оформление результатов.
Положение, выносимое
на защиту: коммуникативный метод
способствует эффективному
Данное исследование является значимым для работы педагога-практика.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению
1.1 Сущность говорения как вида речевой деятельности
Коммуникативная
цель обучения иностранному язы
Общение – это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и приём информации, что наблюдается повсюду и всегда.
Один из способов устно-речевого общения – говорение. Согласно воззрениям А.А. Леонтьева, говорение – это владение устной речью, умение выражать мысли, сообщать, высказывать мнение, суждение [28; 26]. Как экспрессивная сторона устного общения, оно выполняет в жизни человека роль средства общения и реализует все его функции:
Говорение обладает
многими признаками
Говорение есть речевая деятельность, следовательно, имеет и специфические признаки:
– Говорение всегда мотивирован
– Говорение всегда целенаправл
– Говорение – это всегда активный процесс, в нём проявляется отношение говорящих к окружающей действительности.
– Говорение «обслуживает» все другие виды человеческой деятельности. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной.
– Говорение неразрывно связано с личностью.
– Невозможно всякий
раз в новой ситуации говорить
заученными фразами, поэтому
– Говорение всегда характеризуется определённым темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм.
– Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесённости речевых единиц с основными компонентами процесса общения.
В естественном акте коммуникации человек высказывается только в том случае, когда у него возникает потребность, обусловленная какими-то обстоятельствами действительности и отношениями общающихся. За самым непритязательным высказыванием всегда стоит действительность, определяющая намерение говорящего. Так, высказывание «Пойдём в столовую» может быть вызвано следующими обстоятельствами: наступило время обеда, возникло чувство голода, не хочется идти одному.
В учебных случаях мотив не возникает сам собой и очень часто речь вызывается диктатом учителя. В результате возникает фиктивная речь, которая является речью лишь по форме.
Именно потребность
и внутреннее желание
В методике
существуют различные
Ситуации могут
быть реальными, условными,
Чтобы создать учебную ситуацию, которую можно выразить с помощью речи, учитель должен представлять себе её структуру [36;76]. Прежде всего, она включает определённый отрезок действительности, предполагающий конкретное место и время действия, где осуществляется речевое общение. Далее, ситуация включает действующих лиц – собеседников, с определёнными отношениями друг к другу.
Предлагая различные
виды работ для развития
Ставя учащихся
в ту или иную ситуацию, будь
она реальной или условной, важно
обеспечить её языковым