Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:09, дипломная работа
Предмет исследования: коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: обучение устно-речевому общению младших школьников на уроке иностранного языка будет эффективней, если использовать коммуникативный метод обучения.
Основываясь на объекте и предмете исследования, исходя из гипотезы и цели выделяются следующие задачи исследования:
Определить сущность устно-речевого общения как вида речевой деятельности.
Выявить возможности коммуникативного метода для развития устно-речевого общения на начальном этапе обучения иностранному языку.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению..…….……………………………………………………………………...6
Сущность говорения как вида речевой деятельности…………………..6
Коммуникативный метод как основа устно-речевого общения………14
Психологические особенности младшего школьного возраста………22
Глава 2. Методика работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода……………………………………………………...27
2.1. Способы обучения устно-речевому общению на начальном этапе……27
2.2. Результаты практической работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода.........................................................33
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков говорения младшего школьника……………………………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………………..44
Литература……………………………………
Принципиальное положение
1.5. Деятельностная сущность коммуникативно-
Принцип 2. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции. Рассмотрим подробнее принципиальные положения, вытекающие из принципа формирование у обучаемых коммуникативной компетенции.
Принципиальное положение 2.1. Важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция. Языковые знания бывают непроизвольно усвоенные и выученные.
Принципиальное положение 2.2. Существенным компонентом коммуникативной компетенции является прагматическая компетенция. Данная способность во многом зависит от того, насколько учащиеся владеют коммуникативной стратегией высказывания. Стратегия высказывания – это адаптация речемыслительных процессов к условиям конкретной речевой ситуации.
Принципиальное положение 2.3. Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является когнитивная компетенция. На уроках иностранного языка речевое мышление учащихся стимулируется в следующих основных случаях:
Принципиальное положение 2.4. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция. Формируя информативную компетенцию учащихся, тем самым формируем у них: языковую картину мира; фоновые знания; общий кругозор.
Принципиальное положение 2.5. Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности – слушании и говорении, чтении и письме. (см. Приложение 1, схема №2)
Принцип 3. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам возможно в условиях аутентичного процесса социализации учащихся. Рассмотрим данный принцип подробнее в принципиальных положениях.
Принципиальное положение 3.1. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий речевого взаимодействия. На практике применяются три основных вида речевого взаимодействия учащихся:
Принципиальное положение 3.2. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением заданий, предполагающих «информационное неравенство» участников. Задание типа «информационное неравенство» могут принимать различные формы:
Принципиальное положение 3.3. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением проблемных речемыслительных заданий. Проблемные речемыслительные задания могут быть основаны на следующем:
Принципиальное положение 3.4. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением организованного ролевого общения. Ролевое общение реализуется в ролевой игре – в виде учебного общения, который организуется в соответствии с распределёнными ролями и межролевыми отношениями. (см. Приложение 1, таблица №3)
Принципиальное положение 3.5. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется с применением спонтанного общения. Такое общение имеет следующие особенности:
требуются незнакомые или забытые слова. (см. Приложение 1, таблица №4)
Коммуникативная
деятельность является также
педагогическим общением. Педагогическое
общение представляет собой
Педагогическое общение – это взаимодействие учителя с учеником или учениками, состоящее в обмене между ними информацией познавательного, обучающего или эффективно-оценочного характера [33; 53].
Исследованием этой проблемы занимались Добрович А.Б., Кан-Калик В.А., Кондратьева С.В., Леонтьев А.А., Ромашина С.Я., Рыжов В.В., Хараева Л.А. и другие. Разные стороны общения представлены в уровневой схеме, предложенной Яноушеком Я.
На первом уровне коммуникация прежде всего осуществляет передачу и принятие информации, в том числе её кодирование и декодирование, назначение которых состоит в выравнивании различий, имеющих в исходной информированности вступивших в контакт индивидов.
Открыто взаимный характер коммуникация приобретает на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений. На этом уровне коммуникация непосредственно связана с совместной деятельностью по решению обшей задачи, которая ведет к некоторой дифференциации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации.
На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушивание к мысли других, даже когда с ним и не соглашаются и т.д. Этот третий уровень коммуникации связан с коллективным характером взаимных отношений.
Перейдем теперь
к рассмотрению основных
Считаем, что
структурной единицей общения
как формы двустороннего
Можно выделить
два основных типа
Если коммуникативные задачи говорящего ранее изучались, то вопросом о коммуникативных задачах слушателя был поставлен недавно. С позиции слушающего были выделены следующие коммуникативные задачи в условиях педагогического общения: «понять», «запомнить», «выучить», «усвоить», «ответить», «сделать вывод», «опровергнуть», «доказать».
Возвращаясь к
условиям педагогического
Предметом общения - являются взаимоотношения собеседников. Именно предмет определяет характер деятельности, т. е. взаимоотношения определяют характер общения.
Цель общения - решение задач, связанных с взаимоотношениями, т. е. изменение их. Измененные взаимоотношения становятся результатом общения.
Продуктом общения является интерпретация информации. Вне общения невозможна никакая другая человеческая деятельность, без общения часто невозможно и само существование человеческой индивидуальности.
Таким образом, коммуникативный подход к обучению иностранному языку - это обучение общению через общение на основе коммуникативно-речевой ситуации, максимально приближенной естественным условиям.
При разработке
коммуникативного метода
Основное назначение
иностранного языка как
При обучении
иностранному языку на
Ведущим компонентом
коммуникативной компетенции
а) языковых знаний и навыков;
б) лингвострановедческих и страноведческих знаний.
И каждый учащийся
в отдельности, и все наши
государство в целом
1.3. Психологические
особенности младшего
Каждый обучающийся
обладает индивидуальными
Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и её деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент.
Возрастная периодизация
представляет собой одну из
сложнейших и неоднозначно
Пиаже Ж. подошёл
к определению типических особе
а) принципе
равновесия как устойчивом
б) структурности,
где структура есть «
Он выделил четыре основных периода развития интеллекта.
- от 1,5 до 2 лет;