Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: обучение устно-речевому общению младших школьников на уроке иностранного языка будет эффективней, если использовать коммуникативный метод обучения.
Основываясь на объекте и предмете исследования, исходя из гипотезы и цели выделяются следующие задачи исследования:
Определить сущность устно-речевого общения как вида речевой деятельности.
Выявить возможности коммуникативного метода для развития устно-речевого общения на начальном этапе обучения иностранному языку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения устно-речевому общению..…….……………………………………………………………………...6
Сущность говорения как вида речевой деятельности…………………..6
Коммуникативный метод как основа устно-речевого общения………14
Психологические особенности младшего школьного возраста………22

Глава 2. Методика работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода……………………………………………………...27
2.1. Способы обучения устно-речевому общению на начальном этапе……27
2.2. Результаты практической работы по обучению устно-речевому общению на основе коммуникативного метода.........................................................33
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков говорения младшего школьника……………………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………..44
Литература……………………………………

Файлы: 1 файл

Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

   При дедуктивном  подходе учащиеся знакомятся  с этапами подхода.

   Первый этап заключается в восприятии сначала на слух, а затем с графической опорой готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявление действующих лиц и их позиций.

   Второй этап – аналитический – предполагает выявления и «присвоение» особенностей данного диалога: клише, обращений, модальных слов и междометий.

   Третий этап – воспроизведение по ролям – драматизация, предполагающая полное «присвоение» данного диалога.

   Четвёртый этап – этап стимулирования диалогического общения на основе подобной, но новой ситуации.

   При овладении  диалогической речью «сверху»  действия учащихся в большей  степени основаны на процессах запоминания и репродукции, основная нагрузка ложится на их память.

   Второй подход  – индуктивный – предполагает  путь от усвоения элементов  диалога к самостоятельному его  ведению на основе учебно-речевой  ситуации. Этот подход приобретает  все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направляет на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения. Опора на аналогию играет большую роль на нижнем уровне развития умений, при формировании первичных умений, и здесь эталонный диалог может сыграть свою роль, не для заучивания, а как образец для подражания. На более высоком уровне на первый план выступает задача научить школьников самостоятельно планировать речевые действия «через осознание мотивов, целей и возможных результатов действия», а также «развертывать содержание и форму речевых значений, адекватных смыслу».

   Тема: Давайте  познакомимся! Кто мы и откуда?. Во 2-ом классе.

   1)Учитель: Ну, что,  всех запомнил? Попробуй назвать учеников.

Das ist… Und das sind…

(Всё путает, допускает  ошибки; ученики поправляют)

- Nein, das ist nicht…  Das ist…

- Nein, das sind nicht…  Das sind…

   2)Учитель: А давайте поиграем в «Жмурки»!

(Выбирается ведущий.  Он становится лицом к доске. Один из учеников подходит к ведущему, дотрагивается до плеча и садится на место. Ведущий поворачивается к классу и пытается угадать, кто это был.)

- Ist das …?

   Ученики дают  или положительный или отрицательный  ответ. (см. Приложение)

   В соответствии  с индуктивным путем обучения  подготовка к ведению диалога  включает:

   совершенствование  психических механизмов диалогической  речи;  
   формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи;

   овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях внутренней и внешней речевой ситуации. (см. Приложение 2)

 Учащиеся овладевают  отдельными действиями на основе  серии упражнений. Параллельно с  отработкой отдельных реплик  ведётся обучение взаимодействию  учащихся в рамках выделенных типов микродиалогов.

   Диалогическая  речь может быть по характеру  подготовленной и неподготовленной  по языковому материалу и по  времени.

   Каждый из подходов  имеет свои достоинства и недостатки  и в одинаковой мере заслуживает своего внимания при обучении иностранному языку. 

 

   Можно представить  ещё одну стратегическую линию  обучения говорения, которая на  первом году обучения ещё недостаточно  развёрнуто. Речь идёт о развитии  умения беседовать на основе текста. С одной стороны, это как бы развитие начальных умений интерпретаторской деятельности: выделение основных фактов, смысла текста, выражение своего мнения.

С другой стороны, это  беседа в связи с текстом, когда  текст служит отправной точкой для  актуализации каких-либо мыслей, связанных с жизнедеятельностью самих школьников.

   В 5 классе, по  теме “In der Stadt”, детям  предлагается описать город Оренбург и одновременно овладеть употреблением существительных с неопределённым, нулевым артиклем, отрицанием kein. Даётся описание картинки.

Eine Stadt. Was ist hier?

Hier vorn ist der Park. Rechts ist ein Museum. Links sind Wochnhäuser. Dort ist auch ein Hotel. Oder nein, das ist kein Hotel. Das ist ein Restaurant...

 

   

2.2 Результаты  практической работы по обучению  устно-речевому общению на основе коммуникативного метода

 

   Во время преддипломной  практики практическая часть  была реализована на уроках  немецкого языка на начальном  этапе его изучения в 5 и  6 классах. При прохождении учебного  материала  к темам подбирались  соответствующие упражнения. Любое обучение невозможно без упражнений, так и в обучении устно-речевому общению существует система упражнений.

   Приводим ниже  описание упражнений, которые проводились  в 5 классе по темам: “Знакомство”, “Wir malen, bauen, basteln”; в 6 классе по темам: “Das Schuljahr”, “Wie spät ist es?”.

 

   Упражнения в развитии монологической речи.

 Уровни высказывания, учитывающие логико-мыслительную  деятельность учащихся, обуславливают  необходимость использования соответствующих  типов упражнений:

   - направленных  на овладение высказыванием на  уровне одного предложения (подготовленных);

   - обучающих элементарному  высказыванию (устно-речевых);

   - ведущих к  овладению уровнем свободной  речи (условно-речевых, речевых на  уровне текста).

   Рассмотрим упражнения первого типа. Они основываются на выполнении учебных действий, которые формируют материально-операционную основу речи, они относятся к доречевому, навыковому уровню и составляют нулевой цикл.

   На занятиях  в школе мы активно использовали  этот тип упражнений для того, чтобы настроить детей на работу. Например:

   Wer hat heute Klassendienst?

   Ich bin Klassendienst. Heute ist der 5. Februar. Heute ist Montag. Heute fehlt Wera. Das Wetter ist nicht besonders gut. Der Himmel ist grau.

   Второй тип упражнений развивает логическое мышление учащихся и формирует навыки и умения логического построения речи. С учётом требований, которые способствуют обучению основным речевым навыкам, мы отдавали предпочтение упражнениям, которые были направлены на развитие коммуникативных способностей у детей, а так же упражнениям игрового характера.

Например:

   - Соедини простые  предложения в рассказ.

   Это упражнение  мы применяли на уроке в  6 классе по теме: “Das Schuljahr”.

1) In Indien beginnt das Schuljahr im Juni. 3) Der Lehrer liest den Kindern eine alte Volkslegende vor. 5) Die Eltern legen dem Lehrer eine Blumengirlande um den Hals. 2) Es ist dann nicht mehr so heiβ. 4) Dann lernen alle den Buchstaben A und singen das Lied vom A.

   - Закончи высказывание, (используя предложенные варианты).

  Использование данных  упражнений облегчало процесс  обучения, обеспечивало должную  мотивацию и положительный эмоциональный  фон занятий, способствовало формированию  стойких умений и навыков и  поддержанию интереса к деятельности.

   Урок в 5 классе  по теме “Wir malen, bauen, basteln”.

   На доске висит  плакат, задача детей соединить  слова в предложение.

                                                                  das Bild


                                                                  die Postkarte

                              malen                          das Schloβ


Wir                       bauen                           das Tier

                            basteln                          den Schneemann

                          schreiben                       das Haus

                                                                die Katze

                                                                den Brief        

 

   Урок в 6 классе по теме: “Das Schuljahr”.

Die Stunde beginnt um 8 Uhr.

Ich bekomme gute Noten.

Das Schuljahr beginnt am ersten September.

Die ABC-Schütze bekommen die Zuckertüten.

Unsere Stunde ist zu Ende.

Die Schulfächer sind sehr interessant. 

    - Подбери к данным тезисам соответствующие аргументы, (приведённые ниже).

   - Объясни причину  …

   - Докажи, что …

   - Выбери картинку, которая вызывает ассоциации  с учёбой (отдыхом, работой, путешествием), аргументируй свой выбор.

   Урок в 6 классе  по теме: “Das Schuljahr”.

Schaut auf diese zwei Zuckertüten. Vergleicht: Was gibt es in der ersten Tüte? Was gibt es in der zweiten?

In der ersten Zuckertüte: ein Buch, ein Auto, drei Bonbons, fünf Bleistifte.

In der zweiten Zuckertüte: eine Puppe, ein Buch, ein Auto, drei Bonbons, fünf Bleistifte.

    - Послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение, шумы) и выскажи своё мнение о месте событий (времени, участниках).

   Третий тип упражнений формирует умение логически и последовательно комбинировать предложение, объединяя их в единое высказывание о предмете, на тему, в связи с ситуацией.

   Содержание занятий  обеспечивало должный уровень  развития навыков и умений  работы со схемой, а также способствовало  развитию коммуникативных способностей  на уроках немецкого языка.

   Урок такого типа проводился в 6 классе по теме: “Das Schuljahr”.

На доске плакат, который  повествует о мальчике и его семье, учащиеся должны составить по нему рассказ.

Das ist Mischa. Sein Geburtsdatum ist 2.01.92. Er  wohnt im Moskau. Mischa hat einen Vater, eine Mutter und eine Schwester. Der Vater heisst Elmar. Sein Vater ist Arzt, er ist 38 Jahre alt. Die Mutter heisst Elena, sie ist Deutschlehrerin. Die Mutter ist 35 Jahre alt. Die Schwester heisst Sacha. Sie ist 15 Jahre alt.

Sein Hobby ist Musik und Kino. Seine Adresse ist Smolenskaja Strasse 75812. Moskau Russland. Die Telefonnummer 75-29-34. Er lernt in der Schule Nummer 1, in der 6-sten Klasse. 

   Говорение в монологической форме представляет большую трудность для учащихся как на родном, так и на иностранном языке. Оно связано с выбором того, что сказать и как сказать, то есть с определением содержания. Поэтому формирование этого сложного умения предполагает широкое использование опор.

   На начальном  этапе обучения опоры должны  носить комплексный характер, то есть помогать учащимся и по содержанию, и по форме. Это могут быть структурный «скелет» исходного текста, план в виде вопросов или тезисов, лексические таблицы, опорные плакаты, изобразительная наглядность и ключевые слова. Опорой для монологического высказывания репродуктивно-продуктивного могут быть картинки предметные, ситуативные, тематические; план в виде вопросительных местоимений.

   Данные опоры  обеспечивают мотивацию высказывания, развивают творческие способности  и воображение учащихся. (см. Приложение 4)

 

  Упражнения в развитии диалогической речи.

   Система по  обучению диалогической речи  включает в себя:

   - подготовительные упражнения, формирующие материально-операционную основу говорения (лексические, грамматические, фонетические упражнения на имитацию, подстановку);

   - условно-коммуникативные (коммуникативные), связанные с решением определённой коммуникативной задачи, при которых учащиеся приобретают умения реплицировать, соотносить действия друг с другом, то есть поддерживать двустороннюю активность.

   Этот вид упражнений  мы реализуем  чаще других. Благодаря этим упражнениям сохраняется  внимание учащихся на нужном  в данный момент явлении. При  помощи них учащиеся преодолевают  конкретные общие и индивидуальные  трудности, испытываемые в коммуникации.

   Урок проводился  в 5 классе по теме: «Знакомство».

На парту учащимся раздаются карточки с диалогами.

a) Franz: Hallo Monika

   Monika: Hallo Franz. Und das ist Ada.

   Franz: Guten Tag Ada.

 

b) Rudi: Guten Tag! Ich heiβe Rudi, wie heiβt du?

    Irene: Ich? Ich heiβe Irene, Guten Tag!

 

c) Otto: Hallo Kurt.

    Kurt: Guten Tag. Wie geht es dir?

   Otto: Gut. Und das ist Lene.

   Kurt: Hallo Lene!

 

d) Ada: Guten Tag! Ich heiβe Ada, wie heiβt du?

    Winz: Ich heiβe Winz, hallo Ada!

 

e) Tim: Guten Tag! Ich heiβe Tim.

    Tom: Freut mich, Tim. Und ich heiβe Tom.

 

f) Franz: Hallo Lene!

   Lene: Hallo Franz! Und das ist Otto.

   Franz: Guten Tag, Otto.

 

g) Nina: Guten Tag! Ich heiβe Nina.

    Uwe: Hallo! Ich heiβe Uwe.

   Эти упражнения мы применяли для закрепления нового материала. Примером служит урок в 6 классе по теме “Wie spät ist es?”

  Раздаются диалоги,  задача детей разыграть этот диалог.

Uma: Guten Tag.

Mila: Hallo. Wie spät ist es?

Uma: Es ist 14 Uhr.

Mila: Klar. Danke.

Uma: Auf Wiedersehen.

 

Monika: Hallo, Uwe.

Uwe: Hallo, Monika. Wie spät ist es?

Monika: Es ist halb 11.

Uwe: Aha, danke. Tschuβ!

Monika: Auf Wiedersehen.

 

Wika: Guten Tag.

Mika: Hallo. Wie lange dauert die Stunde?

Wika: Die Stunde dauert von 10 Uhr 45 bis 11 Uhr 30.

Mika: Aha. Danke. Tschuβ!

Wika: Auf Wiedersehen.

 

Lena: Hallo, Dima.

Dima: Hallo. Wie lange dauern die Stunden?

Информация о работе Коммуникативный метод как средство обучения устно-речевому общению на начальном этапе обучения иностранному языку