Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:16, курс лекций
В последние годы в отечественной и зарубежной методике нет более популярного слова, чем «коммуникативный». Сущность коммуникативного подхода заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. В то же время эта модель не сводится к копии процесса общения, так как моделируются лишь основные, самые важные его характеристики. Чтобы выделить их, необходимо проанализировать иноязычное общение в качестве цели обучения.
4. Формальная драматизация в отличие от неформальной в высшей степени структурирована. Обучаемые либо читают написанный диалог/полилог, либо воспроизводят его наизусть. Некоторым учащимся нравится заучивать роли, однако у других это отнимает много времени и является утомительным. Вместо того чтобы звучать естественно, учащиеся оказываются скованными и зажатыми. Чтобы избежать этого, можно позволять им читать реплики, а рассказчику – слова автора.
Можно использовать следующий алгоритм действий учителя и учащихся по использованию технологии «Иностранный язык через театр»:
2.Обсудите и дайте
3.Распределите роли.
4.Проведите работу в группах
над отдельными эпизодами, в
случае необходимости введите
дополнительные персонажи (
5. Осмыслите свою «актерскую задачу».
6.Проиграйте эпизоды один за другим.
7.Выберите музыкальное
8.Проведите реальную или воображаемую видеосъемку одного или нескольких эпизодов. Обсудите личностное видение данных эпизодов учащимися.
9.Проиграйте весь спектакль
(генеральная репетиция) и
10.Задайте ситуацию перед
11.Проведите презентацию
12.Оцените спектакль с
13.Осуществите рефлексию, само - и взаимооценку учащимися собственной деятельности.
3. Проектная технология
Проект представляет
собой самостоятельно планируемую
и реализуемую школьниками
Современный подход к вопросу о классификации проектов, прежде всего, определяется рядом общедидактических принципов. Так, например, Е.С.Полат выделяет следующую классификацию проектов:
1) по виду деятельности:
- исследовательские, требующие четкой структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методики обработки результатов (например, эссе, исследовательские рефераты, доклады для научной конференции);
- творческие, как правило, не имеющие детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта (например, газета, видеофильм, подготовка выставки);
- ролево-игровые, в которых структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая;
- информационные проекты, изначально направленные на сбор информации по какой-либо теме, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (например, сообщения, рефераты);
- практико-ориентированные, отличающиеся наличием четко обозначенного с самого начала предметного результата деятельности участников проекта, причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, иногда сценария с определением функций каждого из участников, четких выводов и работы каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы (например, проект какого-либо закона, совместная экспедиция, наглядное пособие);
2) по предметно-содержательной области выделяют монопроекты (проводятся в рамках одного учебного предмета) и межпредметные проекты. По характеру контактов различают внутренние (организованные внутри школы, между школами, классами внутри одной страны) и международные проекты, предполагающие участие школьников из разных стран;
3) по количеству участников
4) по продолжительности
При работе над проектом выделяют 3 этапа: 1) подготовительный; 2) презентация; 3) подведение итогов.
При подготовке проекта можно использовать следующий алгоритм действий учителя и учащихся:
I. Подготовительный этап.
1. Определите тему проекта. Выберите ту, которая вам действительно интересна.
II. Презентация проекта.
Данный этап может быть организован как праздничное мероприятие с приглашением гостей. Авторы проекта могут позаботиться о подготовке раздаточных материалов, которые помогут присутствующим глубже понять основные положения проекта. В день защиты все проекты (если их несколько) можно вывесить в классе или в школьном коридоре. В этом случае создается экспертная группа из учащихся других классов и учителей, которая предварительно оценит проекты и выставит свои баллы.
Каждая группа перед классом защищает свой проект (или предъявляет тот объем работы, который нужно было выполнить в рамках общего проекта) по ранее обсужденному плану.
III. Подведение итогов.
На данном этапе очень
важно предоставить учащимся
возможность выразить свое
1) значимость и актуальность проблемы;
2) полнота и глубина изложения
материала,
3) последовательность и
4) методы исследования и
5) оформление проекта, его
6) умение отвечать на вопросы оппонентов, эмоциональность речи.
4.Кейс-технология
Основу кейс-метода составляет критический анализ, осмысление и решение конкретных социальных проблем. Кейс – это описание проблемной ситуации или спорного вопроса с приложением фактов, от которых может зависеть решение проблемы. Данный метод позволяет организовать обучение иностранному языку, ориентированное на самореализацию личности и развитие у учащихся способностей находить решение в определенных жизненных ситуациях.
Важным условием реализации кейсовой технологии является такая организация процесса обучения, при которой учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей; самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний; поощряются пусть противоречивые и парадоксальные, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся и их активной жизненной позиции суждения; каждый участник общения остается в фокусе внимания всех остальных; отношения строятся на сопереживании и понимании точки зрения других. При такой организации учебного процесса исчезают барьеры, снижающие мотивацию обучения.
Следующий алгоритм работы над кейсом может оказать практическую помощь:
Работа над кейсом представляет собой достаточно сложную деятельность. На подготовительном этапе могут быть полезны такие виды заданий, как
1) коммуникативная игра,
когда, например, часть группы
видит картинку или таблицу,
недоступную для другой
2) демонстрация модели
кейса, после чего идет
3) проведение «мозговых
атак», когда в процессе
4) далее можно перейти
к исследовательской работе, включающей
классификацию и отбор материал
В процессе обсуждения кейса важно уметь обстоятельно отвечать на вопросы. При этом учащимся понадобятся речевые клише, выражающие, например, согласие/несогласие, подтверждение понимания услышанного, подтверждения, что вам известна информация, выражение своего мнения и т.д. Иными словами, если мы хотим вооружить учащихся реальной социо-культурной и дискурсивной компетенциями, мы должны сформировать у них умения убеждающей коммуникации на изучаемом языке
ТЕМА 3.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современный социальный заказ
общества требует от человека
умений строить взаимовыгодный
диалог с представителями
Обращение к
межкультурной коммуникации повлекло
за собой смену дидактической
парадигмы и значительные концептуальные
изменения в понимании
Информация о работе Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам