Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:16, курс лекций

Описание работы

В последние годы в отечественной и зарубежной методике нет более популярного слова, чем «коммуникативный». Сущность коммуникативного подхода заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. В то же время эта модель не сводится к копии процесса общения, так как моделируются лишь основные, самые важные его характеристики. Чтобы выделить их, необходимо проанализировать иноязычное общение в качестве цели обучения.

Файлы: 1 файл

Лекции по совр. технологиям обучения (Туркмения).doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Современное развитие сети Интернет характеризуется появлением и широким распространением социальных сервисов и служб (Веб 2.0), направленных на общение между людьми. К видам таких социальных сервисов относятся: блог, вики, подкаст, Твиттер, YouTube, закладки и т.п. В этой связи на данном технологическом этапе развития общества общение посредством сети Интернет уже не может рассматриваться как дополнительный вид общения. Интернет-общение, скорее, должно рассматриваться в качестве отдельного полноценного вида человеческого общения, которое будет требовать как отдельного изучения, так и отдельной методики обучения.

Одной из целей обучения иностранному языку в школе, наряду с воспитанием, образованием и развитием, является формирование иноязычной коммуникативной  компетенции. В контексте обсуждаемого вопроса уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся будет определяться не только умением общения на иностранном языке при личном присутствии участников общения, но и умением общаться посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет.

Прежде чем рассматривать собственно методику обучения иностранным языкам с использованием современных Интернет-технологий, следует определить основные термины и понятия. Наиболее широко употребляемым в учебно-методической литературе является термин Интернет-технологии. Под ним в методике обучения иностранным языкам следует понимать совокупность форм, методов, способов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет и социальных сервисов. В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя, по меньшей мере, два основных компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К наиболее распространенным формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, Веб-конференции, а также недавно появившиеся, но уже достаточно популярные социальные сервисы Веб 2.0: блоги, странички вики, серверы подкастов и закладок, сервер фотографий Flickr, сервер видеороликов YouTube и т.п. Веб 2.0 – это платформа социальных сервисов и служб, позволяющая широкому кругу пользователей сети Интернет быть не только получателями информации, но, главное, ее создателями и соавторами.

 Что же касается  использования учебных Интернет-ресурсов, то в англоязычной литературе  выделяются пять видов учебных  Интернет-материалов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest).

Хотлист от английского “hotlist” – «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Его достаточно просто создать и он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Всё, что нужно – это лишь ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета и пользователь получит нужный хотлист.

Сайты хотлиста:

http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm 
http://www.christmasintheusa.com/ 
http://www.allthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php

Мултимедиа скрэпбук от английского “multimedia scrapbook” – «мультемедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачаны учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы

Сайты мультимедиа скрэпбука

Текстовые файлы:

http://www.crewsnest.vispa.com/journeyusa.htm 
http://www.christmasintheusa.com/ 
http://www.allthingschristmas.com/traditions/christmas-usa.php   
            Аудио программы:

http://www.voanews.com/mediaassets/specialenglish/2007_12/Audio/mp3/se-white-christmas.mp3 (White Christmas: One of the Best Loved Holiday Songs) 
http://www.voanews.com/mediaassets/specialenglish/2006_12/Audio/mp3/se-mosaic-22dec06.mp3 (Not Celebrating Christmas, Hanukkah or Kwanzaa? Try Festivus) 
http://www.voanews.com/mediaassets/specialenglish/2006_12/Audio/mp3/se-tia-christmas-traditions.mp3 (Christmas in America : Music and Traditions of a Merry Season)

Картинки:

http://www.amazing-christmas-ideas.com/candy-christmas-tree.html (Christmas tree decorations)

http://radio.weblogs.com/0104723/My%20Pictures/Christmas%20Stockings%20hung%20with%20care.jpg (Christmas stockings)

http://www.painetworks.com/pages/ec/ec0134.html (fireplace decorations on Christmas) 
http://family.webshots.com/photo/1055454583010148117JeJYXR (Christmas house decorations)

Трежа Хант от английского “treasure hunt” – «охота за сокровищами» – во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В конце трежа ханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы. Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Например:

Hunt for US Geography

Introduction 
For this class you will need to learn about the Geographical Background of the United States: geographical position, relief, rivers and lakes, mineral resources, climate and weather. The Web allows you to discover way more than you may have ever thought possible and is a great complement to the materials found in the library. Below is a list of questions about the topic of the seminar. Surf the links on this page to find answers to the questions.

Questions:

•  Where is the USA located? What countries does the USA border on? Where are three main mountain ranges located? What are the main rivers in the USA ? Where is a region of five great lakes? Name all of the lakes.

•  What climatic zones can be found in the USA?

•  How does the US relief affect the climate in the country?

•  Where is coal, oil, natural gas deposited? What other mineral resources are in the USA?

•  What are the most and least populous areas in the USA?

The Internet Resources

http://en.wikipedia.org/wiki/USA#Geography (US Geography)

http://www.southtravels.com/america/usa/weather.html (Climate)

http://www.cdc.noaa.gov/USclimate/states.fast.html (Climate Map)

http://www.geology.enr.state.nc.us/Mineral%20resources/mineralresources.html (Mineral Resources)

http://en.wikipedia.org/wiki/Image:USA-2000-population-density.gif

Сабджект сэмпла - от английского “subject sampler” стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видеоклипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос.

Resources: 
http://en.wikipedia.org/wiki/American_Revolution (American Revolution for Independence )

http://www.americanrevolution.com/ (American Revolution)

http://www.foundingfathers.info/ (Founding Fathers)

Вебквест от английского “webquest” – «Интернет поиск» – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Он включает в себя все компоненты четырех указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся.

Например:

Mass Media in the US WebQuest

Introduction

This webquest is devoted to Mass Media in the USA. The media in the United States of America consist of several different types of communications media: television, radio, newspapers, magazines, and Internet-based Web sites. In this course you will be able to learn about the leading TV channels, newspapers, radio station and so on.

Task. What types of Mass media are in the United States? To answer this question you will need to work in small groups and complete tasks and assignments designed by your instructor.

Process. For the seminar on Mass media in the US the whole class will be divided into several groups. Each group will get one aspect of the US Mass Media. Your task will include the following:

  1. PRE-CLASS PREPARATION:

– study Web-based materials using links suggested;

  • Do additional Internet search for information on the target issue, if necessary;
  • Answer the questions;
  • (equally) divide the material between all team members for presentation in class for the members of other groups;
  • Prepare your presentations (reports).
  1. IN-CLASS ACTIVITY:
  • Report to the whole class what you have learned on the topic for your group activity.

Phase 1 – Background Information

For this seminar I decided to break the mass media of the United States into four parts. Each group will need to study only one part and inform the whole class about its major features and subjects.

Phase 2 – Roles

You will be working in teams. It will be up to you to divide roles in each team. For efficiency, there should be a team leader, who will organize the work and divide the issues within each topic to make sure everything is covered and there is no overlap. However, all team members are responsible for presenting information in class, regardless their role in pre-class preparation process.

Group 1. Television in the United States:

http://en.wikipedia.org/wiki/Television_in_the_United_States

http://www.museum.tv/articles/etv/A/htmlA/americanbroa/americanbroa.htm

http://www.fcc.gov/Bureaus/Mass_Media/Factsheets/factvchip.html

QUESTIONS:

  1. What are three major networks in the United States?
  2. What is the role of public television in the United States?
  3. What is FCC?
  4. How was the development of the American television influenced by ABC?

Group 2: Radio in the United States:

http://en.wikipedia.org/wiki/Radio_in_the_United_States

http://www.psu.edu/dept/inart10_110/inart10/radio.html

http://en/wikipedia.org/wiki/FM_broadcasting_in_the_USA

Group3: Newspapers in the United States:

http://en/wikipedia.org/wiki/Newspapers_in_the_United_States

http://www.theworldpress.com/pres/unitedstatesofamericapress.htm

http://www.usatoday.com

http://www.nytimes.com

QUESTIONS:

  1. What are the major newspapers in the USA?
  2. What types of newspapers are in the USA?
  3. What is the aim of local newspapers?
  4. What is the primary source of newspaper revenue?
  5. What makes The New York Times one of the largest newspapers?
  6. What makes The USA Today one of the most popular newspapers in the US?

Group 4: Magazines in the United States:

http://en/wikipedia.org/wiki/List_of_United_States_magazines

http://en/wikipedia.org/wiki/Category:American_political_magazines

http://en.wikipedia.org/wiki/Category:African_American_magazines

QUESTIONS:

  1. What is the United States magazine industry?
  2. What are three leading weekly news magazines?
  3. What Afro-American magazines can you name? What is their audience and purpose?

Phase 3 – Reading Consensus

The most difficult problem is to decide whether mass media effects badly or not on young generation. The question of ranking the mass media as one of the source of getting knowledge is one of them.

Work in groups. Discuss the following questions and be ready to participate in the whole class discussion.

How does the mass media in the US effect children and the way they perceive reality? Why is it disputed?

Can the mass media give knowledge? Give your examples.

Can you give the examples of negative influence of the mass media in the USA?

You may need to do independent Internet search, if necessary.

Conclusion

Now that you have learned about the mass media of the USA, what seemed the most interesting for you? What topic would you choose for additional in-depth study for a course paper in American Country Studies? Why?

 

 

 

 

 


Информация о работе Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам