Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:16, курс лекций
В последние годы в отечественной и зарубежной методике нет более популярного слова, чем «коммуникативный». Сущность коммуникативного подхода заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. В то же время эта модель не сводится к копии процесса общения, так как моделируются лишь основные, самые важные его характеристики. Чтобы выделить их, необходимо проанализировать иноязычное общение в качестве цели обучения.
в) сюжет должен быть пригодным для последующего пересказа учащимися в виде законченного рассказа, с которым можно работать далее в других формах (диалог, речевая игра, т.д.);
г) для урока могут быть выбраны учебные, художественные, рекламные фильмы, передачи новостей и другие сюжеты.
Требования к речи персонажей:
а) речь должна прослушиваться ясно, фоновый шум не должен ее заглушать;
б) она должна быть достаточно четкой и не слишком быстрой;
в) необходимо, чтобы акцент или диалект говорящего был понятен учащимся.
Требования к языку:
а) язык должен быть современным, соответствующим требованиям и нормам литературного языка;
б) необходимо наличие естественных пауз между высказываниями;
в) жаргонные выражения и восклицания должны быть достаточно короткими и не слишком сложными для понимания;
г) текст не должен быть перегружен новыми словами, выражениями и незнакомыми жестами.
Требования к длительности сюжетов:
а) сюжеты должны занимать не более 10-15 минут или делиться на смысловые эпизоды, которые можно повторять по несколько раз за период урока;
б ) все эпизоды должны иметь законченный сюжет.
Видео может быть с успехом использовано практически на всех этапах процесса обучения иностранному языку, в частности:
а) для презентации языкового материала в реальном контексте;
б) для закрепления и тренировки языкового материала в различных ситуациях общения;
в) для развития умений устноречевого общения;
г) для обучения иноязычной культуре (в самом широком смысле этого слова) и выявления межкультурных различий.
Отметим в то же время, что видео не обладает равными возможностями в обучении всем 4 видам речевой деятельности. Ограничения касаются главным образом чтения и письменной речи вследствие специфики предъявления текстового материала на телеэкране, который позволяет демонстрировать лишь очень небольшие по объему тексты. Трудно также объяснить с помощью видео абстрактные понятия, сложные идеи и т.д.
Большинство видеоматериалов могут быть использованы для комплексной реализации указанных выше целей, о чем свидетельствует предлагаемый ниже общий план урока с применением видео.
I этап. Подготовительный. Восприятие и понимание содержания видеоэпизода.
II этап. Демонстрационный. Работа над языковым материалом.
III этап. Последемонстрационный. Активизация, перенос на другие ситуации и виды речевой деятельности.
Тема 5. Использование ЭВМ в обучении иностранному языку
Компьютерные программы при обучении иностранному языку находят все большее применение в организации учебного процесса в учебных заведениях разного типа. Уникальность дидактических свойств компьютерных технологий состоит, с одной стороны, в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого и прикладного), с другой стороны, в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной речевой деятельности.
При постоянной и систематической работе с компьютерными программами (начиная с простого и постепенно переходя к сложному) реализуются следующие дидактические возможности:
В целом обучение ИЯ посредством компьютерных технологий характеризуется следующими особенностями:
Компьютерные программы обычно классифицируются по следующим характеристикам:
1) по функциональному назначению:
обучающие, игровые,
2) по способу программирования:
линейные, разветвлённые,
3) по способу адаптации к уровню знаний учащихся: адаптивные, частично адаптивные, неадаптивные.
Обучающие программы по английскому языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. Это «Репетитор», «Профессор Хиггинс», «English Gold», «Привет, Америка!» и многие другие, созданные для самостоятельного освоения ИЯ в домашних условиях. Практика показывает, что для школы оптимальным является фрагментарное использование этих программ в зависимости от цели урока.
Программа «Проф. Хиггинс» состоит из 2 независимых частей: курсов фонетики и грамматики. Фонетический курс использует прием, позволяющий ученику слышать и «видеть» свою эталонную речь. Курс фонетики реализует функцию фонетической проверки посредством оформления на экране осциллограммы – графика зависимости амплитуды звуковых волн от времени. Выполнив задание в микрофон, ученик наблюдает траекторию стрелки, перемещающейся от уровня «Турист» к уровню «Носитель языка» ("Native"). Чем правильнее произношение, тем меньше расстояние между стрелками. В меню программы "Prof. Higgins" отражены следующие разделы:
7) диктант;
8) словарь (более 2000 слов и выражений).
Полезен диктант, развивающий восприятие речи на слух. Важны аудиосемантические упражнения как наиболее эффективный способ семантизации лексики, т.к. происходит процесс одновременного запоминания звучания, написания и перевода тренируемых лексических единиц, а именно данный раздел позволяет развивать навыки восприятия устной речи и расширять словарный запас учащихся.
Грамматический курс "English Grammar in USE" напоминает книгу, (но снабженную элементами гипертекста). Упражнения составлены носителями языка на основе учебника Murphy, поэтому можно говорить о высокой степени аутентичности компьютерной программы. Курс состоит из 130 независимых уроков, каждый из которых посвящен изучению определенной темы английской грамматики (Adjectives, Pres. Simple etc.). Уроки построены по классической схеме: теоретический аспект, объясняющий на примерах тему, и практический аспект, предназначенный для проверки усвоения грамматического материала. Грамматический материал представлен на примерах современного разговорного английского языка, что способствует эффективному расширению лексического запаса. Обилие примеров и иллюстраций также помогает лучшему восприятию грамматических конструкций. Здесь же заложены задачи разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учащимися с разным уровнем сформированности навыков. При выполнении грамматических упражнений на начальной стадии освоения курса требуется выбор одного из двух вариантов ответа, в то время как на заключительной стадии ученик должен проявить широту кругозора, интеллектуальный потенциал, подключая фоновые знания.
Так, в программе выдерживается важный принцип обучения «от простого к сложному».
Компьютерный учебный курс «Tell Me More: English» содержит три уровня сложности (Beginner, Intermediate, Advance), каждый из которых сочетает черты классического учебника, интенсивного курса английского языка и компьютерного тренажера. Программа каждого уровня содержит около 400 упражнений, которые позволяют практиковаться в устной и письменной речи, произношении, восприятии речи на слух, запоминании и понимании слов и выражений, а также усвоить грамматические правила. Основой курса служат диалоги, в которых обыгрываются распространенные бытовые ситуации. Среди особенностей учебного материала программы следует отметить также наличие:
Следует также отметить, что грамматический материал представлен на примерах современного разговорного английского языка, что способствует эффективному расширению лексического запаса.
Курс программы «English Platinum» представляет собой мультимедийный комплекс для самостоятельного изучения американского английского языка. Методика курса разработана специально для компьютерного обучения. Все лингафонные материалы озвучены дикторами - носителями языка. Курс включает следующие разделы:
Занятия проводятся в компьютерных классах в урочное время под наблюдением учителя. Ученик может вернуться в класс после уроков и продолжить самостоятельно работать над темой неосвоенного материала.
При констатации большого удельного веса некорректных ответов, можно собрать из группы наиболее слабых учащихся для совместного чтения и обсуждения теоретического материала за отдельным компьютером, после чего учащиеся расходятся и продолжают дальнейшую работу в нормальном режиме.
Таким образом, представленная программа решает задачи освоения специфики английской произносительной системы, восприятия и распознавания английской речи, чтения и письма по-английски, совершенствования грамматических навыков. При этом данная программа гармонично сочетается с другими компьютерными и некомпьютерными самоучителями английского языка, усиливая и закрепляя их эффективность, тем самым способствуя решению основной задачи языкового образования, определенной программой по иностранным языкам, а именно, развитию у обучаемых коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также лингвострановедческих и страноведческий знаний.
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет. Использование кибернетического пространства в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса.
Тема 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬТЕРНЫХ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее десятилетие было написано немало работ, в которых исследователи раскрывали позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации – электронной почты, чата, форумов, веб-конференций и т.п. – на формирование иноязычной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей .
С внедрением Интернета появляются различные сферы его использования в процессе обучения иностранным языкам в качестве: 1) средства поиска информации и доступа к виртуальной библиотеке; 2) средства коммуникации на иностранном языке, позволяющего передавать письменные тексты и изображения (гипертексты), а также озвучивать послания; 3) инструмента организации дистанционного обучения; 4) средства самообразования. Из этого следует, что применение Интернет-ресурсов на уроке иностранного языка позволяет организовать как индивидуальную, так и коллективную форму работы, сочетая функции средства общения с информационной и технической поддержкой деятельности преподавателя и студента [15, c. 120].
Информация о работе Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам