Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа
Цель данной работы – определение лексических средств формирования оценок определенных фрагментов картины мира.
Для достижения поставленной цели предстояло решить ряд частных задач:
сопоставить и проанализировать трактовки понятия «языковая картина мира», предлагаемые разными исследователями.
изучить и проанализировать средства выражения языковой картины мира адресата.
провести анализ лексических средств выражения языковой картины адресата на примере статей, взятых из прессы Великобритании.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Концептуальные основы картины мира
1.1 Понятие языковой картины мира 6
1.2 Аксиологическая картина мира как составляющая языковой картины мира 15
1.3 Современный этап изучения языковой картины мира в лингвистике 17
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Лексические средства выражения языковой картины адресата
2.1 Когнитивный подход к метафоре
2.2 Анализ газетных статей
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Концептуальные основы картины мира
ВВЕДЕНИЕ
Изначально
понимание языка носило достаточно
узкий характер. Так, вплоть до 70-х
годов 20 века развивалось такое направление,
как структурная лингвистика, изучавшая
«язык ради языка». В рамках структурной
лингвистики язык понимался как
обособленная система, не связанная
с формами общественного
Акцентирование человеческого фактора привело к появлению в науке о языке понятия, представляющего языковую модель объективного мира – языковая картина мира.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что понимание языковой картины мира носителей иностранного языка имеет очень важное значение в связи с возросшей необходимостью изучения межкультурной коммуникации в целях понимания культурных различий народов, их мировоззрения, менталитета. Однако изучением языковой картины мира, в особенности английской, занимаются немногие лингвисты, что обуславливает актуальность данной работы.
Предметом исследования настоящей работы являются языковые средства формирования аксиологической картины мира адресата.
Объектом исследования настоящей работы является языковая картина мира адресата.
Цель данной работы – определение лексических средств формирования оценок определенных фрагментов картины мира.
Для достижения поставленной цели предстояло решить ряд частных задач:
Материалом исследования послужили, послужили статьи из прессы Великобритании.
Основными методами исследования являются: исследовательский, сопоставительный и анализ компонентного исследования. В работе также использованы элементы статистической обработки материала.
Практическая значимость работы:
Теоретическая значимость работы:
Результаты работы могут быть использованы студентами филологами, занимающимися изучением языковой картины мира.
Структура работы. Настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В I главе дается обзор научной литературы по вопросу трактовок понятия «языковая картина мира» различными исследователями.
Во II главе на материале газетных статей исследуется английская языковая картина мира.
В заключении содержатся выводы по проведенному исследованию.
Глава 1. Концептуальные основы картины мира
Феномен, именуемый «картина мира», является таким же древним, как и сам человек. Создание первых картин мира у человека совпадает по времени с процессом антропогенеза. На создание целостного образа мира претендуют мифология, религия, философия, искусство. Исторически первой формой мировоззренческого сознания, в пределах которой сформировалась развитая картина мира, было мифологическое сознание. Именно в мифе выражается модель мира, сложившаяся в период архаического общества. Начиная от эпохи античной философии и заканчивая временем создания натурфилософских теорий XIX-го века исторические попытки построения картины мира происходили в русле философских исследований. Тем не менее, реалия, называемая термином «картина мира», стала предметом изучения лишь в сравнительно недавнее время [3, 67]. При характеристике картины мира необходимо различать три важных взаимосвязанных, но не тождественных явления: 1) реалию, именуемую термином «картина мира»; 2) понятие «картина мира», воплощающее теоретическое осмысление этой реалии; 3) термин «картина мира».
Термин «картина мира» был выдвинут в рамках физики в конце XIX - начале XX в. Одним из первых этот термин стал употреблять В. Герц применительно к физическому миру. В. Герц трактовал это понятие как совокупность внутренних образов внешних объектов, которые отражают существенные свойства объектов, включая минимум пустых, лишних отношений, хотя полностью избежать их не удаётся, так как образы создаются умом [3, 83]. Внутренние образы, или символы, внешних предметов, создаваемые исследователями, по Герцу, должны быть такими, чтобы «логически необходимые следствия этих представлений в свою очередь были образами естественно необходимых следствий отображённых предметов».
Создаваемые образы не должны противоречить законам нашего мышления, а их существенные соотношения – отношениям внешних вещей; они должны отображать существенные свойства вещей, включая минимум излишних, или пустых отношений, т.е. быть более простыми. Как полагает В. Герц, полностью избежать пустых отношений невозможно, так как образы создаются нашим умом и в значительной степени определяются свойствами способа своего отображения.
Термином «картина мира» широко пользовался также М. Планк, понимая под физической картиной мира «образ мира», формируемый физической наукой и отражающей реальные закономерности природы. М. Планк различал практическую картину мира и научную картину мира. С практической картиной мира он связывал представление человека об окружающем мире, которое вырабатывается человеком постепенно на основании своих переживаний.
Мысль о том, что создание картины мира или картины реальности является необходимым моментом жизнедеятельности человека, развивал А. Эйнштейн: «Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной» [3, 98].
Вопрос концептуализации мира языком
при помощи слов, очень важен. В
своё время Р. Ладо, один из основоположников
контрастивной лингвистики, заметил:
«Существует иллюзия, свойственная
порой даже образованным людям, будто
значения одинаковы во всех языках
и языки различаются только формой
выражения этих значений. По сути же,
значения, в которых классифицируется
наш опыт, культурно детерминированы,
так что они существенно
Параллельно с разработкой понятия картины мира в рамках науки, картина мира изучалась в культурологических и лингвосемиологических работах. Специфика языковой концептуализации мира нагляднее всего представлена в том, что называют особенностями в языковом членении действительности, что можно объяснить этнонациональными различиями когнитивных мировосприятий. Языки различаются способом выделения значений, самим способом восприятия и осмысления мира. Эта идея в различных ипостасях и версиях развивалась во всех ключевых эпохах новейшей истории лингвистики.
Языковая
картина мира, исторически сложившаяся
в обыденном сознании данного
языкового коллектива и отраженная
в языке совокупность представлений
о мире, определенный способ концептуализации
действительности. Понятие языковой
картины мира восходит к идеям
В. фон Гумбольдта и Вайсгербера
о внутренней форме языка. Каждый
человек имеет субъективный образ
некого предмета, который не совпадает
полностью с образом того же предмета
у другого человека. Объективироваться
это представление может
Заслуга
Л. Вайсгербера заключается в
том, что он ввел в научную терминологическую
систему понятие «языковая
Основными характеристиками языковой картины мира, которыми её наделяет Л. Вайсгербер, являются следующие:
1. Языковая
картина мира - это система всех
возможных содержаний: духовных, определяющих
своеобразие культуры и
2. Языковая картина мира, с одной стороны, есть следствие исторического развития этноса и языка, а, с другой стороны, является причиной своеобразного пути их дальнейшего развития.
3. Языковая
картина мира как единый «
4. Языковая
картина мира изменчива во
времени и, как любой «живой
организм», подвержена
5. Языковая
картина мира создает
6. Языковая
картина мира существует в
однородном своеобразном
7. Картина
мира какого-либо языка и есть
та преобразующая сила языка,
которая формирует
8. Языковая
картина мира конкретной
Восприятие мира осуществляется мышлением, но с участием средств родного языка. Способ отражения действительности носит у Л. Вайсгербера идиоэтнический характер и соответствует статичной форме языка. По сути, учёный акцентирует интерсубъектную часть мышления индивида: «Нет сомнения в том, что многие укоренившиеся в нас воззрения и способы поведения и отношения оказываются «выученными», то есть общественно обусловленными, как только мы проследим сферу их проявления по всему миру». Современные представления о ЯКМ выглядят следующим образом [4, 29-30].
Язык
– факт культуры, составная часть
культуры, которую мы наследуем, и
одновременно ее орудие. Культура народа
вербализуется в языке, именно язык
аккумулирует ключевые концепты культуры,
транслируя их в знаковом воплощении
– словах. Создаваемая языком модель
мира есть субъективный образ объективного
мира, она несет в себе черты
человеческого способа
Данную точку зрения разделяет В.А. Маслова: «Языковая картина мира – это общекультурное достояние нации, она структурирована, многоуровневая. Именно языковая картина мира обусловливает коммуникативное поведение, понимание внешнего мира и внутреннего мира человека. Она отражает способ речемыслительной деятельности, характерной для той или иной эпохи, с ее духовными, культурными и национальными ценностями» [7, 33].
Понятие наивной языковой картины мира, как считает Ю.Д. Апресян, «представляет отраженные в естественном языке способы восприятия и концептуализации мира, когда основные концепты языка складываются в единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается в качестве обязательной всем носителям языка [1, 39].
Языковая
картина мира, как отмечает Г.В. Колшанский,
базируется на особенностях социального
и трудового опыта каждого
народа. В конечном счете, эти особенности
находят свое выражение в различиях
лексической и грамматической номинации
явлений и процессов, в сочетаемости
тех или иных значений, в их этимологии
(выбор первоначального
Информация о работе Лексические средства формирования оценок определенных фрагментов картины мира