Начиная
с 60-х годов, проблема картины мира
рассматривается в пределах семиотики
при изучении первичных моделирующих
систем (языка) и вторичных моделирующих
систем (мифа, религии, фольклора, поэзии,
прозы и др.). Сторонники этого
подхода (Б. А. Успенский, Ю. М. Лотман) трактовали
культуру как «ненаследственную
память коллектива», и её главную
задачу видели в структурной организации
окружающего человека мира, что находит
своё выражение в понятии модели
мира.
Современное
состояние изучения картины мира
представлено исследованиями, разворачивающимися
в двух основных направлениях.
Во-первых,
анализируются отдельные характерные
для данного языка концепты. Это,
прежде всего «стереотипы» языкового
и культурного сознания. С другой
стороны, это специфичные коннотации
неспецифичных концептов.
Во-вторых,
ведётся поиск и реконструкция
присущего языку цельного, донаучного
взгляда на мир. Основные положения
этого подхода:
1. Каждый
естественный язык отражает определённый
способ восприятия и организации,
или концептуализации мира. Выражаемые
в нём значения складываются
в единую систему взглядов, коллективную
философию, которая навязывается
как обязательная всем носителям
языка. Иногда эта коллективная
философия называется наивным
реализмом. Когда-то грамматические
значения противопоставлялись лексическим
как подлежащие обязательному
выражению, независимо от того,
важны ли они для конкретного
сообщения или нет. В последние
десятилетия было обнаружено, что
многие элементы лексических
значений тоже выражаются в
обязательном порядке.
2. Присущий
языку взгляд на мир как
универсален, так и национально
специфичен, так что носители
разных языков могут видеть
окружающий мир немного по-разному,
через призму своих языков.
3. С другой
стороны языковая картина мира
«наивна» в том смысле, что
она во многих деталях отличается
от научной картины мира. Но
при этом наивные представления
отнюдь не примитивны. Во многих
случаях они не менее сложны
и интересны, чем научные. Таковы,
например, наивные представления
о внутреннем мире человека. Они
отражают опыт десятков поколений
на протяжении многих тысячелетий
и способны служить человеку
проводником в этот мир.
4. В наивной
картине мира мы можем выделить
наивную геометрию, наивную физику,
наивную этику, наивную психологию.
Наивные представления каждой
из этих областей не хаотичны,
а образуют определённые системы
и должны единообразно описываться
в словаре. Отражение воплощённой
в данном языке наивной картины мира –
наивной геометрии, физики, этики, психологии
является задачей системной лексикографии.
Для этого современные исследователи
реконструируют по данным лексических
и грамматических значений соответствующий
фрагмент наивной картины мира. Все эти
заповеди – всего лишь прописные истины,
но они закреплены в значениях слов, т.
е. отражаются в языке
В современной лингвистике в
результате бурного развития семантики
и прагматики, сопоставительного
изучения языков, усилившихся контактов
с поэтикой и логикой, идея систематической
и национально своеобразной организации
семантического материала в каждом
языке получила новые мощные импульсы.
Реконструкция наивной модели мира
на основе полного описания лексических
и грамматических значений начинает
рассматриваться как важнейшая
задача семантики и лексикографии.
С другой стороны, реконструкция
наивной модели мира позволяет изменить
стратегию описания языковых значений,
сделать её более общей. Раньше лингвисты
рассматривали языковые значения как
более или менее непосредственное
отражение фактов действительности.
Этому соответствовала редукционистская
стратегия описания языковых значений
через всё более простые смыслы
вплоть до элементарных – слов универсального
семантического метаязыка. Однако понятие
наивной модели мира даёт семантике
новую возможность. Языковые значения
можно связывать с фактами
действительности не прямо, а через
отсылки к определённым деталям наивной модели
мира, как она представлена в данном языке.
В результате появляется основа для выявления
универсальных и национально своеобразных
черт в семантике естественных языков,
открываются некоторые принципы формирования
языковых значений.
В ходе исследований
понятие картины мира органически
влилось в современную лингвокультурологию
и семиотику, в число задач
которых входит осмысление ситуации
множества культур в мире и
процессов генезиса человечества.
Таким образом,
можно констатировать, что на современном
этапе развития лингвистики, языковые
модели мира становятся объектом описания
и интерпретации в рамках комплекса
наук о человеке. Картина мира любого
языка рассматривается не только
в контексте фольклора, мифологии,
культуры, истории, обычаев и психологии
данного народа, но и в контексте
лингвистики. Важнейшей задачей
семантики и лексикографии на
современном этапе развития становится
реконструкция наивной модели мира
на основе описания лексических и
грамматических значений.
Список использованной
литературы
- Апресян, 1974 Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.
- Апресян, 1993 Апресян В.Ю., Апресян Ю.Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // ВЯ. 1993. №
3. С. 27-35.
- Бондарко, 1978 Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978.
- Бондарко, 1985 Бондарко А.В. Семантические категории и их языковая интерпретация // Семантические категории языка и методы их изучения: Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. (28-30 мая 1985 г.) / Отв. ред. Л.М. Васильев. Ч. 1. Уфа: Башкир. гос. ун-т, 1985. С. 3-4.
- Бондарко, 2001 Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: языковая интерпретация идеи времени.СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
- Брагина, 1999 Брагина Н.Г. Фрагмент лингвокультурологического лексикона (базовые понятия) // Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С.131-137.
- Вежбицкая, 1996 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ.
/ Отв. ред. М.А. Кронгауз; вступ. ст. Е.В. Падучевой. М.: Рус. словари, 1996.
- Вольф, 1989 Вольф Е.М. Эмоциональные состояния и их представление в языке // Логический анализ языка. Проблемы интенсиональных и прагматических контекстов / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Наука, 1989. С. 55- 74.
- Демьянков,1992 Демьянков В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория ∕∕ Язык и структура представления знаний: Сб. науч.-аналит. Обзоров ∕ Отв. Ред.: Ф.М. Березин, Е.С. Кубрякова. М.:ИНИОН РАН, 1992. С. 39-78
- Каражаев, Джусоева, 1987 Каражаев Ю.Д., Джусоева. Прагматическая направленность экспрессии // Проблемы экспрессивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Т.Г. Хазагеров. Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1987. С.18-23.
- Кобозева, 2000 Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000..
- Кустова, 2000 Кустова Г.И. Когнитивные модели в семантической деривации и система производных значений ∕∕ ВЯ. 2000. № 4. С.85-109.
- Лакофф, 1988 Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов ∕∕ Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХХШ: Когнитивные аспекты языка: Пер. с англ. ∕ Сост., ред., вступ. ст. В.В. Петрова и В.И. Герасимова. М.: Прогресс, 1988. С. 2-52.
- Одинцова, 2000б Одинцова М.П. Языковые образы «внутреннего человека» // Язык. Человек. Картина мира: Лингвоантропологические, философские очерки (на материале русского языка). Ч. 1. / Под ред. М.П. Одинцовой.Омск,
2000. С. 11-28.
- Постовалова,1998 Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека ∕∕ Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира ∕ Б.А. Серебренников, Е. С. Кубрякова, В.И. Постовалова. М.: Наука, 1998. С. 8-70.
- Постовалова,
1999а Постовалова М.В. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М., 1999. – С.8-70.
- Постовалова,1999б Постовалова В.И. Лингвокультурология в свете антропологической парадигмы (к проблеме оснований и границ современной фразеологии)// Фразеология в контексте культуры. М.: Языки русской культуры, 1999. С.25-34.
- Потебня, 1999 Потебня А.А. Собрание трудов. Мысль и язык. М., 1999.
- Рахилина, 2001 Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: История. Персоналии. Идеи. Результаты ∕∕ Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: Хрест. ∕ В.А. Пищальникова, Е.В, Лукашевич, А.Г. Сонин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-т, 2001. С. 76-87.
- Рудозуб, 1999 Рудозуб Е.Н. Стилеобразующие средства жанров делового и бытового общения в русском языке ХVIII века: Автореф. дис. …канд. филол. наук. Омск: Омск. гос. ун-т, 1999.
- Русский ассоциативный словарь. Кн. 3. Прямой словарь: от стимула к реакции. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч.2 / Ю.Н. Караулов, Ю.Р.Сорокин и др. М.: ИРА РАН, 1996.
- Русский ассоциативный словарь. Кн. 4. Обратный словарь: от реакции к стимулу. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Ч. 2 / Ю.Н. Караулов, Ю.Р.Сорокин и др. М.: ИРА РАН, 1996.
- Стернин,1996 Стернин И.А. Общение и культура // Русская разговорная речь как явление городской культуры / Под ред. Т.В.Матвеевой. Екатеринбург, 1996.
- Урысон, 1999 б Урысон Е.В. Душа; Мысль; Дума; Ум; Сердце; Воображение // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый вып. 2-е изд., испр. / Под общ. Рук. Ю.Д. Апресяна. М.: Школа "языки русской культуры", 1999.
- Успенский, 1995 Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995.
- Ямшанова, Ямшанова В.А. Понятийная категория инструментальности // Понятийные категории и их языковая реализация: Сб ст. Л.: ЛГПУ им. А.И. Герцена.