Метод проектов на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: заключается в изучении метода проектов на среднем этапе обучения.
Нами решались следующие задачи:
- изучить историю метода проекта, а именно развитие предметной методики;
- изучить типологию проектов;
- изучить этапы работы над проектом;
- определить роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся;
- изучить интернет проекты;
- проанализировать учебник "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики.

Содержание работы

Введение
Глава I. Из истории вопроса: Развитие проектной методики
1.1. Определение метода проектов
1.2. История метода проектов
Глава II. Методические основы метода проектов
2.1. Типология проектов. Интернет проекты
2.2. Этапы работы над проектом
2.3. Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся
2.4. Анализ учебника "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Костромской государственный университет

 имени   Н. А. Некрасова»

Кафедра немецкого  языка

 

 

 

 

Метод проектов на среднем этапе обучения

Курсовая  работа

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

факультета  иностранных языков (немецкий)

Муравьева Татьяна  Анатольевна

Проверила:

Кандидат  филологический наук

Доцент

Белопухова  Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

Кострома-2013

Содержание:

 

Введение

Глава I. Из истории вопроса: Развитие проектной методики

1.1. Определение метода проектов

1.2. История метода проектов

Глава II. Методические основы метода проектов

2.1. Типология проектов. Интернет проекты

2.2. Этапы работы над проектом

2.3. Роль учителя в формировании  проектной компетентности учащихся

2.4. Анализ учебника "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы все более широкое  распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод  проектов. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития   творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

Для реализации целей современной  системы  образования педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный  подход. Метод проектов наиболее полно  отражает основные принципы личностно- ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. По самой своей сути  метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся  в активные виды деятельности.  Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира  средствами иностранного  языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

В проектной работе учащиеся включаются в организуемую педагогом поисковую  учебно-познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности  детей к творческому мышлению.

Эффективность использования данного метода во многом зависит от детальной, технологической  его проработки для определенного  этапа обучения,  исследования целого комплекса задач, связанных со спецификой предметной области, уровнем обученности, стандартом образования по иностранным языкам. 

Метод проектов, сравнительно новый метод в преподавании иностранного языка, способствует активному вовлечению учеников в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Цель данного исследования: заключается в изучении метода проектов на среднем этапе обучения.

Нами  решались следующие задачи:

- изучить историю метода проекта, а именно развитие предметной методики;

- изучить  типологию проектов;

- изучить  этапы работы над проектом;

- определить  роль учителя в формировании  проектной компетентности учащихся;

- изучить  интернет проекты;

- проанализировать  учебник "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики.

В 1-ой главе мы раскроем понятие метода проектов и кратко рассмотрим историю проектной методики.

Во 2-ой главе  мы рассмотрим классификацию проектов и этапы работы над ними, определим роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся и проанализируем учебник "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса.

Глава I. Из истории вопроса: Развитие проектной методики

    1. Определения метода проектов

В научной  литературе существует множество определений  метода проектов. У каждого автора есть свое определение метода проектов, которое по его мнению лучше отражает суть этого метода. Я приведу несколько определений метода проектов.

Основоположник  проектной методики Дж. Дьюи под методом проектов предполагал «обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании» [9, 28].

Е. С. Полат под методом проектов понимает «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [19, 10].

Американский  педагог П. Килпатрик в своей книге «Метод проектов» определил это понятие как «от души выполняемый замысел». [11, 45].

Под методом  проектов И. А. Зимняя понимает «комплексный обучающий метод, который даёт возможность  учащимся проявлять самостоятельность  в планировании, организации и  контроле своей деятельности» [10, 9].

С. П. Лерман под методом проектов понимает «систему обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов» [15].

С. В. Демченко дала следующее определение: метод проектов – «технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути» [8].

Т. Ф. Левина определяет метод проектов как «таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата» [14, 19].

В данной работе мы будем придерживаться  определения, которое дал Е. С. Полат.

    1. История метода проектов

Проект  – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися  комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся  созданием продукта. Под методом  проекта мы понимаем комплексный  обучающий метод, который даёт возможность  учащимся проявлять самостоятельность  в планировании, организации и  контроле своей деятельности.

Метод проектов был разработан американским педагогом  Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [13, 133]. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

Воспитательный  потенциал иностранного языка увеличивается  с введением в учебный процесс  новых технологий. Использование  технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки.

В традиционно сложившейся практике обучения иностранным языкам  достижение практических и развивающих целей  обучения иностранным языкам затруднено,  так как  реализуемые в настоящее  время методы обучения недостаточно учитывают психолингвистические особенности  предмета «иностранный язык» и объективные  закономерности его обучения.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное  воспитание и обучение, является метод  проектов, так как он практически  включает в себя и другие современные  технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

В отличие  от других технологий, практикуемых в  школе, проектная методика даёт учителю  возможность включить учащихся в  реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся  на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Карл  Фрей выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:

  • Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
  • Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
  • Участники проекта организуют себя на дело;
  • Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • Участники проекта вступают в дискуссию [22, 238].

Проект в проективном образовании и метод проектов отличаются друг от друга. В методе проектов проект – это средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала; в проективном образовании – разработка проекта – цель обучения. То есть, говоря о методе проектов, мы имеем в виду способ достижения конкретной дидактической (методической) цели через разработку проблемы и получения реального практического результата.

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х  годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в  России практически параллельно  с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя во всей красе:

• не было учителей, способных  работать с проектами;

• не было разработанной  методики проектной деятельности;

• чрезмерное увлечение  «методом проектов» шло в ущерб  другим методам обучения;

• «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

С тех  пор в России больше не предпринималось  попыток возродить этот метод  в школьной практике. В это время, в зарубежной школе он активно  и весьма успешно развивался. В  ряде стран, таких как США, Великобритания, Бельгия, Израиль, Финляндия, Германия, Италия, Бразилия и многих другие страны идеи гуманистического подхода к  образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.

Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на «последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» [2, 111]. Это определение относится ею к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или  социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический  проспект с целью представления  своей «малой родины», участие в  благоустройстве двора, улицы, что  может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием  газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.

Информация о работе Метод проектов на среднем этапе обучения