Метод проектов на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: заключается в изучении метода проектов на среднем этапе обучения.
Нами решались следующие задачи:
- изучить историю метода проекта, а именно развитие предметной методики;
- изучить типологию проектов;
- изучить этапы работы над проектом;
- определить роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся;
- изучить интернет проекты;
- проанализировать учебник "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики.

Содержание работы

Введение
Глава I. Из истории вопроса: Развитие проектной методики
1.1. Определение метода проектов
1.2. История метода проектов
Глава II. Методические основы метода проектов
2.1. Типология проектов. Интернет проекты
2.2. Этапы работы над проектом
2.3. Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся
2.4. Анализ учебника "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

Одной из главных особенностей проектной  деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели (наглядное представление результата, будь это рисунок или сочинение) что, несомненно, придает работе динамизм и привлекательность.

Обучать речевой деятельности можно лишь в общении, живом общении. А для  этого нужен партнер. Компьютерная программа, CD- ROM диск, какими бы интерактивными при этом они ни были, могут обеспечить лишь квазиобщение (т.е. общение с машиной, а не с живым человеком). Исключение составляют компьютерные телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером - носителем языка. Cистема обучения иностранному языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, необходимо научить их уважать проявления этой культуры, т.е. быть способным к межкультурному взаимодействию.

При работе над проектом задействуются практически  самые разнообразные возможности  и ресурсы Интернет. Поиск нужной информации приводит участников проекта  в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные  информационные и образовательные  серверы. Необходимость живого общения  с реальными партнерами обращает его участников к возможностям электронной  почты, телеконференций, чат технологий (IRC). Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, представляемого каждым участником в своей аудитории (в классе, школе) или на специально созданных для этой цели Web-страницах Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных сетевых программ, позволяющих использовать графику, анимацию, мультипликацию, т.е. мультимедийные средства. Таким образом, проект становится междисциплинарным [12, 29].

Информационные  ресурсы сети интернет содержат текстовый, аудио и визуальный материал по различной  тематике на разных языках. Однако для  того, чтобы учащиеся не растерялись  в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали её для  удовлетворения образовательных и  профессиональных потребностей, появилась  необходимость в разработке специальных  учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами  сети интернет. В отличие от телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются  исключительно для учебных целей. Они могут быть разработаны по различным предметам, включая иностранные  языки. Использование в учебном  процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению познавательных целей обучения предмету. 

Выделяются 5 видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежахант (treasurehunt), сабджектсэмпла (subjectsampler), мультимедиа скрэпбук (multimediascrapbook) и вебквест (webquest) [21, 3].

Хотлист – это список Интернет сайтов (с текстовым материалом) по изучаемой теме. Его достаточно просто создать. Он может быть полезен в процессе обучения. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации. Все, что нужно сделать – это ввести ключевое слово в поисковую систему Интернета, и вы получите нужный хотлист.

Мультимедиа скрэпбук – «мутьтимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличии от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы, видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть легко скачены учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.

Трежа Хант – "охота за сокровищами" –во многом напоминает хотлист и скрэпбук. Он содержит различные ссылки на сайты по изучаемой теме. Единственное отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов можно направить поисково-познавательную деятельность учащихся. В конце трежаханта учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы (фактического материала). Развернутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджектсэмпла – стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежахантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет (фотографии, аудио- и видео клипы, графическую информацию). После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы. Однако в отличии от трежаханта, с помощью которого происходит изучение фактического материала, сабджектсэмпла направлен на обсуждение социально-заостренных и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу. При групповой работе необходимо разбить одну тему на несколько аспектов. После обсуждения своего аспекта в группах учащиеся могут представить результаты своего обсуждения всему классу.

Вебквест  - самый сложный тип учебных Интернет–ресурсов. Вебквест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет. Он включает в себя все компоненты  и предполагает проведение  проекта с участием всех учащихся. Один из сценариев организации проектной деятельности  учащихся с использованием Интернет-ресурсов может иметь следующую структуру.

Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается  в проблему предстоящего проекта. Затем  учащиеся делятся на группы, и каждой группе дается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в  группе. Вот здесь необходимо подобрать  ресурсы для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После  изучения, обсуждения и полного понимания  конкретной проблемы в каждой первичной  группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю  из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой  проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное  мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения  вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. При работе с данным вебквестом класс разбивается на группы только один раз и через общую дискуссию представители всех групп знакомятся с разными аспектами изучаемой темы.

Вполне  очевидно, что каждый из пяти видов  учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные учебные задачи. Хотлист и мультимедия-скрэпбук направлены на поиск, отбор и классификацию информации. Трежахант, сабджектсэмпла и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-познавательной деятельности учащихся.

Внедрение пяти видов учебных Интернет-ресурсов, которые были перечислены выше, способствуют развитию коммуникативно-речевых умений учащихся.

На уроках иностранного языка могут активно  применяться информационно-коммуникационные технологии. ИКТ предлагает применять  следующие новые средства.

Для развития письменной и устной речи могут применяться  средства дистанционной телекоммуникации: блоги, форумы, Twitter, ICQ, Skype [1, 17].

Блоги позволяют размещать информацию личного характера для общественного пользования (например, вести дневник), получать комментарии пользователей и отвечать на них. Twitter используется для размещения кратких сообщений, информирующих других пользователей системы о каких-либо событиях жизни автора в конкретный момент (сообщения могут обновляться автором несколько раз в час). Форум является виртуальной площадкой для обсуждения проблемных вопросов, организации дистанционных дискуссий между пользователями сети. ICQ служит средством мгновенного обмена текстовыми сообщениями пользователей, а Skape позволяет организовать дистанционное видеообщение.

Очевидно, что все эти ресурсы могут  разнообразить процесс обучения и могут развивать любые виды речевой деятельности на иностранном  языке: аудирование, говорение, чтение и письмо.    

Наиболее  интенсивно используемая служба в системе  Интернет - это отправка и получение  электронной почты E-mail. Целью проектов являются: расширение знаний и понимания мира и людей, населяющих его, путем чтения, письма, социальных наук и технологий, обмен опытом и мнениями.

С помощью  Интернет можно успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам  иноязычной речевой деятельности - письму, чтению, говорению, аудированию. Содержание учебной информации в Интернет реализуется с помощью гипертекстового подхода, что позволяет изучать материал в любом порядке, на различных уровнях владения иностранным языком, а интерактивный режим, являющийся неотъемлемой чертой Интернет, превращает процесс обучения в совместную деятельность учащегося и преподавателя.

 

2.2. Этапы работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной  деятельности.

Процедуру работы над проектом можно разбить  на несколько этапов. При этом следует  отметить, что принципы построения проектов едины, вполне проекты, подготовленные учителями, строятся точно так же как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует  этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная  в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.

Выделяются  следующие этапы работы над проектом:

Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта. На данном этапе учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности.

Наиболее  сложным для учителя является выбор технологий воспитания. Согласно Е.В. Бондаревской, современное воспитание, в противовес идее коллективизма, ориентации на среднего ученика, одинаковому подходу к каждому, стремлению «дотянуть» каждого до одного уровня без учета индивидуальных особенностей, возможностей и желания, базируется на индивидуализации, социализации, культурной идентификации и духовно-нравственном саморазвитии личности – всё это необходимо учитывать при формулировке темы проекта [4, 132].

Следующей задачей является необходимость  включения всех учащихся в работу над самим проектом.

Первый  этап должен заинтересовать каждого  ученика в выполнении проекта. Он также важен и для самого учителя, так как на этом этапе происходит и его собственная презентация  в глазах учеников, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие  проблемы.

Разрабатывая  тему проекта, учитель продумывает  конкретные ситуации учебной деятельности для каждого ученика, в зависимости  от его личных интересов, темпа усвоения материала.

Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью  углубить знания учеников по нему. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному  для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения  в различные среды.

Введение  темы проекта, её обсуждение, комментирование  также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для  своего высказывания, использования  соответствующих языковых и речевых  средств.

Второй этап – аналитический: согласование общей идеи разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Используя метод проектов при обучении и  воспитании учащихся на уроках иностранного языка, педагог создаёт условия  для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают своё отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.

Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание  между учениками и учителем и  хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе.

На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании учителю необходимо учитывать  не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для  формирования источников личностного  опыта учеников с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных  способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре.

Информация о работе Метод проектов на среднем этапе обучения