Метод проектов на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: заключается в изучении метода проектов на среднем этапе обучения.
Нами решались следующие задачи:
- изучить историю метода проекта, а именно развитие предметной методики;
- изучить типологию проектов;
- изучить этапы работы над проектом;
- определить роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся;
- изучить интернет проекты;
- проанализировать учебник "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики.

Содержание работы

Введение
Глава I. Из истории вопроса: Развитие проектной методики
1.1. Определение метода проектов
1.2. История метода проектов
Глава II. Методические основы метода проектов
2.1. Типология проектов. Интернет проекты
2.2. Этапы работы над проектом
2.3. Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся
2.4. Анализ учебника "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Глава II. Методические основы метода проектов

    1. Типология проектов. Интернет-проекты

В настоящее  время существует множество классификаций  проектов. По одной из таких классификаций  английские специалисты в области  методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

  1. групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы;
  2. мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью;
  3. проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящей для индивидуальной работы [16, 76].

Исследователи считают последний тип самым  простым для практического использования  и потому самым популярным. Однако описанная ими структура такого проекта показывает, что он предполагает развитие только тех навыков, которые  необходимы для работы с литературой: просмотрового и внимательного  чтения, умения работать со справочниками  и библиотечными каталогами.

Р. Джордан считает, что проект на основе работы с литературой подходит в основном для изучения иностранного языка для специальных целей. В то же время «мини-исследование» и «работу с литературой» можно рассматривать и как разновидности группового проекта, который является наиболее важным для методики [13, 85].

Проекты, выполняемые в рамках образовательного процесса, можно классифицировать по нескольким основаниям:

    • по типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.
    • проекты, основанные на доминирующей деятельности учащихся, подразделяются на практико-ориентированные, творческие, ролевые, информационные.
    • по продолжительности проекты бывают: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные.

Одной из распространенных классификаций является классификация доктора педагогических наук, известного исследователя в  области современных технологий обучения учащихся Е.С. Полат, которая определяет метод проектов как «организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата» [18, 78].

Он разработал следующую типологию проектов в  соответствии с их признаками:

  1. доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.
  2. предметно-содержательная сфера: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.
  3. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  4. характер контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).
  5. количество участников проекта.

В соответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:

Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов. Примером данного типа является проект по теме «In der Stadt», представленный в учебнике Гальсковой для 5 класса.

Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д. Примером служит проект по теме «Ferien», представленный также в учебнике Гальсковой.

Ролево-игровые.  В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы. Например, проект по теме «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor», разработанный Бим для учебника 8 класса.

Практико-ориентированные. Такой тип отличается четко обозначенной с самого начала целью деятельности участников проекта, которая должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике. Примером является проект по теме «Aber jetzt ist schon längst wieder Schule», представленный в учебнике Бим. Автор предлагает на выбор несколько проектов, но в данном случае нас интересует только тот проект, в котором школьники могут подготовить спектакль,  разыграть юмористический сценки  из школьной жизни или сатирическую хронику.

Согласно  второму признаку проекты могут  быть:

Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма. В качестве примера можно привести проект для 8 класса по теме «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland»

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации. Например, проекты по темам «Einkaufen» и «Tiere».

По третьему признаку – характеру координации  – проекты могут быть:

С открытой координацией. В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников. Например, проект по теме «In der Stadt».

Со скрытой координацией. Учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника. В качестве примера можно привести проект по теме «Ferien». 

По характеристике контактов проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах классов одной школы, школ, округов, города). Например, проект по теме «Aber jetzt ist schon längst wieder Schule», по завершению которого можно провести вечер встречи «Наша школа».

Международные. Они могут иметь место при школьных обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися разных стран и континентов представляют учителю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, достижение общего результата.

Участие в телекоммуникационном проекте  помогает ученику включиться в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор ученика, включает в полилог культур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту.

Проектов  данных типов учебники Гальсковой и  Бим не содержат. Но в качестве примера можно привести проект «Kinder in Europa». Цель проекта, существующего c 2000 г. на образовательном сервере learn:line Земельного института школы в г. Зосте (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия), – познакомить детей с каждой европейской страной на примере одного класса из начальной школы. В проекте “Дети в Европе” приняли участие два класса из Германии, ученики из Италии, Чехии, Словакии. В 2004-2005 учебном году 4б класс МОУ “Средняя общеобразовательная школа №6” г. Курчатова представил Россию в этом международном проекте. В ходе выполнения проектных заданий учащиеся были вовлечены в активный творческий процесс: рисовали рисунки для “Европейского лексикона”, писали сочинения о России, родном городе, школе. Фотографии, тексты на русском и немецком языках, рисунки детей отправлялись ежедневно по электронной почте в Германию Бригитте Роггель, которая является координатором проекта, задачей которой было создание из полученных материалов Web-страниц.

Работа  над проектом – это, в первую очередь, самостоятельная работа ученика  по решению какой-либо проблемы, требующая  умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д.

Таким образом, в процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает  определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

Подводя итоги, можно выделить наиболее проработанную  типологию проектов Е.С. Полата в соответствии с их признаками:

  1. доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировачный;
  2. предметно-содержательная сфера: монопроект, межпредметный;
  3. характер координации проекта: непосредственный, скрытый;
  4. характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
  5. количество участников проекта.

         Разумеется, в реальной практике  чаще всего приходится иметь  дело со смешанными типами  проектов, в которых имеются признаки  исследовательских и творческих  проектов. Каждый тип проекта  имеет тот или иной вид координации,  сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельным подвидом выделяют интернет-проекты. На современном этапе данный вид проектов наиболее актуален и мы хотели бы рассмотреть его поподробнее.

В настоящий  период информатизации и “интернетизации” общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты).

Учебный телекоммуникационный проект - это  совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую  проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Остановимся на технологии использования интернет-проекта в обучении иностранному языку. В обучении иностранному языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду.

Интернет, то есть его ресурсы можно использовать:

  • для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в содержание урока, т.е. интегрировать их в программу обучения;
  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого иностранного языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена экстерном;
  • для систематического изучения определенного курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей  дидактической интерпретации), более  эффективно решать целый ряд дидактических  задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
  • пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

Информация о работе Метод проектов на среднем этапе обучения