Метод проектов на среднем этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: заключается в изучении метода проектов на среднем этапе обучения.
Нами решались следующие задачи:
- изучить историю метода проекта, а именно развитие предметной методики;
- изучить типологию проектов;
- изучить этапы работы над проектом;
- определить роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся;
- изучить интернет проекты;
- проанализировать учебник "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики.

Содержание работы

Введение
Глава I. Из истории вопроса: Развитие проектной методики
1.1. Определение метода проектов
1.2. История метода проектов
Глава II. Методические основы метода проектов
2.1. Типология проектов. Интернет проекты
2.2. Этапы работы над проектом
2.3. Роль учителя в формировании проектной компетентности учащихся
2.4. Анализ учебника "Mosaik" Н. Д. Гальсковой для 5 класса в направлении проектной методики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 88.26 Кб (Скачать файл)

-учёт возрастных особенностей, ценностно-ориентационной сферы  учащихся;

-аутентичность учебного  материала, его жанровое разнообразие;

-культуроведческая и страноведческая насыщенность;

-межпредметная обусловленность.

Основной характеристикой  учебника является его коммуникативная  направленность: обучение учащихся новому средству  общения на функционально-ситуативной основе при постоянной опоре на знание о культуре немецкоязычных стран и самой России.

Формирование способностей к коммуникации предлагается осуществлять индивидуально, в парной и групповой  формах работы. При этом объем высказываний увеличивается, учащиеся приводят аргументы  и дают оценку обсуждаемым ситуациям.

Овладение методов проектов осуществляется с  помощью разнообразных заданий  с опорой на иллюстративный материал, а также в коммуникативно-ориентированных  ситуациях межличностного общения. Проекты представлены в учебнике в конце темы. К сожалению автор учебника предлагает проекты не на каждую тему. В учебнике Mosaik для 5 класса отсутствуют проекты по следующим темам: Familie, Jahreszeit и Theater.

Гальскова к каждой теме предлагает по одному проекты. Итак к теме «Ferien» ученикам предлагается самостоятельно подготовить письменные рассказы и нарисовать картинки о своих летних воспоминаниях и представить их в классе. В теме «Schule» учащимся предлагается разделиться на три группы. Каждая группа готовит коллаж, стенгазету или комикс по одной из тем: «Unsere Schule», «Ein Tag aus dem Leben unserer Klasse» или «Interesante Geschichten aus dem Schulleben». В теме «In der Stadt» ученики осуществляют поиск информации об истории родного города, переводят ее на немецкий язык, оформляют текст иллюстрациями и фотографиями. На уроке каждый представляет свой проект. В этой теме автор предлагает провести еще один проект. Учащиеся должны подготовить проект на тему «Die Stadt meiner Träume». В работе должно быть отражено название города, его история, как выглядит город. В следующей теме «Einkaufen» ученикам предлагается дома приготовить любимое блюдо, принести его в класс и поделиться рецептом с другими учениками. К проекту по теме «Tiere» дети подготавливают сообщение о любимом животном. Они должны отразить в своем высказывании следующую информацию: где обитает животное, чем питается, как выглядит, какие особенности у него есть [6, 24].

Давайте сравним данный учебник с учебником  другого автора. Для сравнения  возьмем учебник Бим Schritte 4 для 8 класса. Итак Бим предлагает несколько проектов на выбор по каждой теме. Например для параграфа I«Schön war es im Sommer» предлагается два задания. Первое – творческое задание, подготовка выставки или изготовление газеты о проведенном лете. Второе задание – изготовление русско-немецкого разговорника. В параграфе II «Aber jetzt ist schon längst wieder Schule»  в качестве творческого задания предлагается написать о своей школе, сделать рисунки и фотографии или подготовить спектакль или разыграть юмористические сценки из школьной жизни или сатиристическую хронику. По завершению работы можно провести вечер встречи «Наша школа». Или можно продолжить работу над составлением разговорника. В параграфе III «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor» предоставляется создание выставки эскизов или демонстрации одежды с комментированием на немецком языке, сделанной заранее по эскизам и чертежам. Современной и увлекательной формой работы является коллаж. Это могут быть плакаты, которые содержат рисунки и фотографии, печатный и рукописный тексты, стихи и песни. Также предлагается составить игры домино или лото по образцам, представленных в учебнике или продолжить работу над разговорником. Параграф IV «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland» содержит такие проекты как создание рекламного проекты о Мюнхене с иллюстрациями, изготовление схемы с достопримечательностями, расположенных на берегу реки Рейн и сделать карту ФРГ с комментариями. Также есть возможность продолжить работу над составлением немецко-русского разговорника [3, 22].

Итак мы видим, что учебник Бим более богат и разнообразен по предметной методике. В отличие от  учебника Гальсковой учебник Бим содержит больше творческих заданий, которыми можно увлечь учащихся.

Для анализа  проекта  мы выбрали тему «In der Stadt». В этой теме нами был задумал проект «Кострома», что является особенно актуально и интересно для учеников 5 класса. Данный проект относится к исследовательским проектам, а это значит, что от учеников и учителя требуется хорошо продуманная система проекта, четко сформулированные цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальная значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов. Также его можно отнести к проектам с открытой координацией, поскольку педагог непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.

Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. На уроке иностранного языка мы предложили тему проекта, выбрали подтемы и проблему.

Мы начали с  объяснения задания учащимся. Схема работы над проектом представлена в задании проекта, поэтому мы вместе с учащимися читаем задание  проекта и переводим его на русский язык. Учитель еще раз  объясняет задание ученикам и  говорит, какую информацию должен отражать  их проектная работа. Так как тема нашего проекта - Кострома, значит в ходе проекта мы должны рассмотреть такие аспекты как история нашего родного города, его достопримечательности и национальные герои. На этом этапе учитель старается заинтересовать учащихся в выполнение проекта.

Второй этап – аналитический: Согласование общей идеи разработки проекта.

На данном этапе мы вспомнили историю нашего города, национальных героев и обсудили, какие достопримечательности есть в Костроме. Так как у города богатая история и много достопримечательностей, мы приняли решение распределить между учащимися информацию. Каждый ученик готовит доклад об одной достопримечательности  города. Также этот этап работы над  проектом включает в себя составление  подробного плана работы, обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы и обсуждение первых результатов в группе. Проект имеет следующий план:

  1. распределение достопримечательностей между учащимися;
  2. обсуждение, какую информацию нужно отразить в докладе, а именно представление памятника культуры, его место нахождения и краткая история;
  3. выбор формы представления (рисунок, коллаж, стенгазета, план города);
  4. написание текста;
  5. презентация проектов в классе.

При написании  работы у учащихся возникают трудности, поэтому им требуется помощь учителя. Ученики запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают её из различных источников, консультируются  друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают своё отношение  к выполняемым заданиям, принимают  на себя ответственность за ход и  результаты процесса овладения иностранным  языком.

Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Каждый  учащийся на уроке представляет свою работу у доски. Каждый показывает подготовленное изображение памятника культуры или его рисунок и рассказывает о достопримечательности.  Другие учащиеся кратко конспектируют. По завершению доклада учащиеся и учитель задают дополнительные вопросы. После выступления  начинается обсуждения работы. Обсуждаются  ошибки, называется, что получилось, что не получилось, что особенно понравилось [см. Приложение 3].

Четвёртый этап – презентационный. Один из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Она завершает, подытоживает работу над проектом и важна как для учащихся, так и для учителя, которые должны планировать ход и форму проведения презентации уже с самого начала работы над проектом.

На этом этапе мы подводили итоги всей работы. Ученики делают презентации, в которых они подводят итоги  работы. Результат может быть предъявлен в виде концерта, спектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а так же планирование тем будущих проектов.

На этом этапе мы прослушиваем отчеты учащихся и обсуждаем всю работу. Учитель  задаёт вопросы, а так же записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего  обсуждения.

Мы проводим личные беседы с каждым участником и анализируем выполнение плана  работы над проектом, а так же взаимоотношения в группе, планируем  дальнейшие этапы работы каждого. В  конце урока мы благодарим всех за участие в проекте и оцениваем  работу. Учитель оглашает оценку каждого  ученика и комментирует ее.

Проектное задание обобщает приобретенные  знания и навыки, совершенствует лексические  и грамматические навыки, развивает  умения делать устные и письменные сообщения. Лучше всего обсуждать  проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в  ходе этого обсуждения учащиеся будут  использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для реализации целей современной системы  образования  педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный  подход. Метод проектов наиболее полно  отражает основные принципы личностно-ориентированного подхода.

Популярность метода проектов обусловлена  тем, что в силу своей дидактической  сущности он позволяет решать задачи развития   творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для  решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

Использование метода проектов при  обучении иностранному языку позволяет  учащимся использовать иностранный  язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей.

Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов по Дьюи – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

В научной  литературе существует множество определений  метода проектов.  Но мы придерживаемся определения, которое дала Е. С. Полат. Под методом проектов он понимает «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

В настоящее  время существует множество классификаций  проектов. Мы в данной работе придерживаемся классификации, которую разработала  Е. С. Полат. В соответствии с их признаками она выделяет следующие типы проектов:

  1. доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный;
  2. предметно-содержательная сфера: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект;
  3. характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
  4. характер контактов (среди участников одной школы класса, города, преподавания региона, страны, разных стран мира);
  5. количество участников проекта.

Отдельным подвидом выделяют интернет-проекты. На современном этапе данный вид проектов наиболее актуален.

Интернет-проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или  игровая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.

Интернет-проекты несут в себе множество преимуществ. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам;
  • пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов.

Нами  были изучены этапы работы над проектом. Выделили пять основных этапов:

Информация о работе Метод проектов на среднем этапе обучения