Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:19, курсовая работа
Цель: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики эффективности метода мини-проектов в формировании коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов на уроке иностранного языка.
Гипотеза: использование метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроке иностранного языка будет эффективным, если:
тематика проектов отражает интересы учащихся;
работа по использованию мини-проектов проводится регулярно;
соблюдаются требования к организации мини-проектов (объем, содержание, аргументированность);
демонстрационный материал мотивирует к осуществлению коммуникации на иностранном языке.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ…………………….7
1.1. Формирование коммуникативной компетентности как основная задача обучения иностранному языку………………………………………....7
1.2. Психолого-педагогические критерии успешного формирования коммуникативной компетентности………………………………….....14
1.3. Методы формирования коммуникативной компетентности. Классификация проектов, их организация…………………………….19
Выводы к главе 1………………………………………………………………...25
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №39………………………………………….26
2.1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса МБОУ СОШ №39…………………………………26
2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классах…………………....30
2.3. Условия эффективности формирования коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов при работе над мини проектом…………………………………………………………………34
Выводы к главе 2………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...42
2.1. Уровень сформированности
коммуникативной
Базой для проведения исследования
была выбрана общеобразовательная
школа №39 города Дзержинск. В классе,
выбранном для опытно-
Целью практической части работы является
подтверждение выдвинутой гипотезы
и определение условий
Опытно-практическая работа включает в себя 2 этапа:
В рамках констатирующего эксперимента с учащимися 8 «А» класса были проведены следующие мероприятия.
С целью выявления межличностных отношений в классе проводилось исследование с помощью метода социометрии.
Результаты этого исследования занесены в таблицу.
Таблица 1.
Результаты социометрического исследования (констатирующий эксперимент)
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
|
+ |
+ |
+ | |||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
|
+ |
+ |
||||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
|
+ |
+ |
||||||||||||
|
+ |
+ |
||||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Исходя из приведенной таблицы,
можно заключить, что отвергаемых
учеников в классе нет. Можно констатировать,
что учащиеся владеют навыками установления
межличностных контактов, необходимыми
для выполнения любой групповой
работы. Коллектив ребят дружный,
учащиеся общаются все вместе, деление
на подгруппы не наблюдается. Коэффициент
сплоченности мы рассчитали по формуле: Сn = K:∑ВВ, где Сn – показатель групповой
сплоченности на эмоционально-межличностном
уровне;
К – общее число взаимных выборов, определяемое
по социометрической матрице; ∑BB – максимально
возможное число взаимных выборов в данной
группе, которое вычисляется по формуле:
∑BB = n(n-1):2, где n – число членов группы.
Показатель хорошей групповой сплочённости
равен 0,6-0,7. Вычисленный нами коэффициент
сплоченности составил 0,5, что говорит
о достаточно хорошей сплоченности коллектива.
- девочки
- мальчики
С целью выявления потребности учеников в групповой деятельности было проведено небольшое анкетирование. (Приложение 1)
Ребятам было предложено ответить на вопросы, требующие однозначного ответа (да или нет):
По завершении анкетирования были получены интересные результаты. Они приведены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты анкетирования
Положительный ответ (кол-во человек, %) |
Отрицательный ответ (кол-во человек, %) | |
Выполнение заданий |
36 |
64 |
Работа в учебной паре |
43 |
57 |
Групповая деятельность |
71 |
29 |
По результатам анкетирования можно сказать, что большинство учеников предпочитает групповую деятельность работе в паре и выполнению индивидуальных заданий.
Для определения уровня владения учащимися коммуникативной компетентностью была проведена следующая работа. Ребята были разделены на 3 группы по 4 человека. Каждой группе было дано изображение, разрезанное на несколько частей. Учащимся нужно было собрать картинку, приклеить на лист картона и составить ее описание. Ключевые выражения и фразы были приведены на доске:
1) In the picture you can see...
2) There is/ there are... in the picture
3) The view attracts attention because...
4) We think that...
На выполнение задания отводилось 15 минут. При оценивании учитывались такие критерии, как объем, содержательность и знание грамматики языка. В восстановлении изображения участвовали все ученики, но далеко не каждый внес свой вклад в составление описания картинки. Многие ребята испытывали трудности с построением устного высказывания на иностранном языке. Однако в каждой команде имелись лидеры-капитаны, которыми были выбраны ученики, способные наиболее правильно и аргументировано выстроить систему ответа. Все группы допустили некоторое количество грамматических ошибок, связанных с употреблением артиклей. Тем не менее, одна группа эмоциональнее и интереснее остальных представила материал, используя разнообразные лексические единицы, и поэтому получила отметку «отлично». Работа двух других групп была оценена как «хорошо». В целом, каждая группа выполнила задание достаточно успешно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся есть потребность в совместной деятельности. Проведенный констатирующий эксперимент показал средний уровень сформированности коммуникативных умений и навыков школьников. Иными словами, школьники владеют основными навыками письменной речи, могут грамотно строить предложения, однако допускают ошибки в употреблении артиклей и временных форм неправильных глаголов. Кроме того, при работе в группе не все ученики принимают активное участие в обсуждении задания. В связи с этим групповая деятельность является необходимой составляющей при формировании навыков коммуникативной компетентности.
2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классе
В гипотезе исследования нами были поставлены четыре условия, при которых, по нашему мнению, формирование коммуникативной компетентности при работе над мини-проектом будет наиболее эффективным. Формирующий эксперимент был организован с учетом этих условий:
Программа формирующего эксперимента
Тема |
Задачи урока |
Задания, направленные на формирование коммуникативной компетентности |
|
|
Восстановить текст, располагая отдельные его части в логической последовательности, и передать основную мысль текста:
|
|
|
Проанализировать достоинства
|
|
|
Описать какой-либо фильм или мультфильм, опираясь на тексты из учебника (предварительно разобранные):
|
|
|
Сопоставить картинку с изображением вида спорта с его описанием. Дать свое определение каждому виду спорта:
|
Информация о работе Мини-проекты на уроке иностранного языка