Мини-проекты на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики эффективности метода мини-проектов в формировании коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов на уроке иностранного языка.
Гипотеза: использование метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроке иностранного языка будет эффективным, если:
тематика проектов отражает интересы учащихся;
работа по использованию мини-проектов проводится регулярно;
соблюдаются требования к организации мини-проектов (объем, содержание, аргументированность);
демонстрационный материал мотивирует к осуществлению коммуникации на иностранном языке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ…………………….7
1.1. Формирование коммуникативной компетентности как основная задача обучения иностранному языку………………………………………....7
1.2. Психолого-педагогические критерии успешного формирования коммуникативной компетентности………………………………….....14
1.3. Методы формирования коммуникативной компетентности. Классификация проектов, их организация…………………………….19
Выводы к главе 1………………………………………………………………...25
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №39………………………………………….26
2.1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса МБОУ СОШ №39…………………………………26
2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классах…………………....30
2.3. Условия эффективности формирования коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов при работе над мини проектом…………………………………………………………………34
Выводы к главе 2………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Uskova_A.docx

— 84.17 Кб (Скачать файл)
  • неосознанная компетентность;
  • репродуктивная компетентность;
  • продуктивная компетентность;
  • творческая компетентность.
  1. Успешному формированию коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка способствует вовлечение школьников в организацию проектной работы. Проекты стимулируют самостоятельность детей, развивают их познавательные умения и творческие способности, требуют основательной подготовки педагога.
  1. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
  2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №39

2.1. Уровень сформированности  коммуникативной компетентности  у учащихся 8 класса МБОУ СОШ  №39

Базой для проведения исследования была выбрана общеобразовательная  школа №39 города Дзержинск. В классе, выбранном для опытно-практической работы, обучается 14 человек. Из них 6 мальчиков  и 8 девочек. Отличная успеваемость наблюдается  у 21% учащихся, хорошистами являются 50% школьников, у остальных 29% уровень  успеваемости удовлетворителен. Стоит  заметить, что неуспевающих учеников в данном классе нет.

Целью практической части работы является подтверждение выдвинутой гипотезы и определение условий эффективности  формирования коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса с помощью  метода мини-проектов.

Опытно-практическая работа включает в себя 2 этапа:

    1. констатирующий эксперимент (организован с целью выявления уровня сформированности коммуникативной компетентности)
    2. формирующий эксперимент (организация работы в группах в соответствии с поставленными условиями)

В рамках констатирующего эксперимента с учащимися 8 «А» класса были проведены  следующие мероприятия.

С целью выявления межличностных  отношений в классе проводилось  исследование с помощью метода социометрии.

Результаты этого исследования занесены в таблицу.

 

 

Таблица 1.

Результаты социометрического  исследования (констатирующий эксперимент)

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  1. Марина Б.
   

+

     

+

+

           
  1. Екатерина В.
     

+

+

         

+

   

+

  1. Михаил В.

+

             

+

 

+

     
  1. Никита З.
 

+

     

+

             

+

  1. Анастасия З.
 

+

           

+

+

 

+

   
  1. Алёна И.
     

+

     

+

       

+

+

  1. Елизавета К.

+

           

+

           
  1. Сергей К.

+

       

+

+

             
  1. Юлия О.
   

+

 

+

       

+

   

+

 
  1. Алёна П.
       

+

     

+

     

+

 
  1. Егор Р.
 

+

+

                     
  1. Елизавета С.
       

+

             

+

 
  1. Сергей Х.
         

+

   

+

+

 

+

   
  1. Максим Ч.
 

+

 

+

 

+

               
 

3

4

3

3

4

4

2

3

4

3

2

2

4

3


 

Исходя из приведенной таблицы, можно заключить, что отвергаемых  учеников в классе нет. Можно констатировать, что учащиеся владеют навыками установления межличностных контактов, необходимыми для выполнения любой групповой  работы. Коллектив ребят дружный, учащиеся общаются все вместе, деление  на подгруппы не наблюдается. Коэффициент сплоченности мы рассчитали по формуле: Сn = K:∑ВВ, где Сn – показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне; 
К – общее число взаимных выборов, определяемое по социометрической матрице; ∑BB – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе, которое вычисляется по формуле: ∑BB = n(n-1):2, где n – число членов группы. Показатель хорошей групповой сплочённости равен 0,6-0,7. Вычисленный нами коэффициент сплоченности составил 0,5, что говорит о достаточно хорошей сплоченности коллектива.

 

 

 

              - девочки



            - мальчики

 

 

 

 

 

 

 

С целью  выявления потребности учеников в групповой деятельности было проведено  небольшое анкетирование. (Приложение 1)

Ребятам было предложено ответить на вопросы, требующие однозначного ответа (да или нет):

    1. Нравится ли тебе выполнять задания в группах?
    2. Предпочитаешь ли ты руководить работой в группах?
    3. Нравится ли тебе работа в парах?
    4. Часто ли при групповой работе ты берешь инициативу на себя?
    5. Хотелось бы тебе принимать участие в обсуждении темы для работы в группе?
    6. Интересна ли тебе индивидуальная (самостоятельная) работа?

По завершении анкетирования были получены интересные результаты. Они приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты  анкетирования

 

Положительный ответ (кол-во человек, %)

Отрицательный ответ (кол-во человек, %)

Выполнение заданий самостоятельно

36

64

Работа в учебной паре

43

57

Групповая деятельность

71

29


 

По результатам  анкетирования можно сказать, что большинство учеников предпочитает групповую деятельность работе в паре и выполнению индивидуальных заданий.

Для определения  уровня владения учащимися коммуникативной  компетентностью была проведена  следующая работа. Ребята были разделены  на 3 группы по 4 человека. Каждой группе было дано изображение, разрезанное на несколько частей. Учащимся нужно было собрать картинку, приклеить на лист картона и составить ее описание. Ключевые выражения и фразы были приведены на доске:

1) In the picture you can see...

2) There is/ there are... in the picture

3) The view attracts attention because...

4) We think that...

На выполнение задания отводилось 15 минут. При оценивании учитывались такие критерии, как объем, содержательность и знание грамматики языка. В восстановлении изображения участвовали все ученики, но далеко не каждый внес свой вклад в составление описания картинки. Многие ребята испытывали трудности с построением устного высказывания на иностранном языке. Однако в каждой команде имелись лидеры-капитаны, которыми были выбраны ученики, способные наиболее правильно и аргументировано выстроить систему ответа. Все группы допустили некоторое количество грамматических ошибок, связанных с употреблением артиклей. Тем не менее, одна группа эмоциональнее и интереснее остальных представила материал, используя разнообразные лексические единицы, и поэтому получила отметку «отлично». Работа двух других групп была оценена как «хорошо». В целом, каждая группа выполнила задание достаточно успешно.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у учащихся есть потребность в совместной деятельности. Проведенный констатирующий эксперимент показал средний уровень сформированности коммуникативных умений и навыков школьников. Иными словами, школьники владеют основными навыками письменной речи, могут грамотно строить предложения, однако допускают ошибки в употреблении артиклей и временных форм неправильных глаголов. Кроме того, при работе в группе не все ученики принимают активное участие в обсуждении задания. В связи с этим групповая деятельность является необходимой составляющей при формировании навыков коммуникативной компетентности.

 

2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классе

В гипотезе исследования нами были поставлены четыре условия, при которых, по нашему мнению, формирование коммуникативной компетентности при работе над мини-проектом будет наиболее эффективным. Формирующий эксперимент был организован с учетом этих условий:

  1. Тематика проектов отражала интересы учащихся;
  2. Мини-проекты проводились регулярно;
  3. Были соблюдены требования к организации мини-проектов (грамматика, объем, содержание, разнообразие лексики, аргументированность);
  4. Демонстрационный материал мотивировал учащихся к осуществлению коммуникации на иностранном языке.

                                                                                            Таблица 3

Программа формирующего эксперимента

Тема

Задачи урока

Задания, направленные на формирование коммуникативной компетентности

      1. To read or not to read?
  • обсудить значимость книг в современном мире;
  • совершенствовать навык работы в группе;
  • развивать мышление, речь, воображение;
  • прививать интерес к чтению книг и другой литературы.

Восстановить текст, располагая отдельные его части в логической последовательности, и передать основную мысль текста:

  • Now I’ll give you the papers. You should put them in the right order. Say what this text is about. (Приложение 2)
      1. Mass Media: Good or Bad?
  • отработать новую лексику по теме;
  • совершенствовать навык говорения;
  • развивать мышление, воображение;
  • воспитывать умение внимательно слушать отвечающего.

Проанализировать достоинства и  недостатки средств массовой информации:

  • I’ll divide you into 2 groups. The first group will think about the advantages of watching TV. And the second one will think over the advantages of reading newspapers.
      1. My favourite film
  • научить отделять главное от второстепенного при чтении;
  • формировать языковую догадку;
  • развивать мышление, речь;
  • воспитывать умение выслушивать чужое мнение.

Описать какой-либо фильм или мультфильм, опираясь на тексты из учебника (предварительно разобранные):

  • You are to describe a film or a cartoon using the texts in your books. Make your illustration to the film. (Приложение 3)
      1. We have a lot in common
  • ввести и семантизировать новый лексический материал;
  • тренировать лексику в ряде упражнений;
  • развивать логически правильно построенную речь;
  • воспитывать привычку к разнообразному проведению свободного времени.

Сопоставить картинку с изображением вида спорта с его описанием. Дать свое определение каждому виду спорта:

  • Match the pictures with the descriptions of different kinds of sport. Try to give your definitions to each of them. (Приложение 4)

Информация о работе Мини-проекты на уроке иностранного языка