Мини-проекты на уроке иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретическое обоснование и проверка в ходе практики эффективности метода мини-проектов в формировании коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов на уроке иностранного языка.
Гипотеза: использование метода мини-проектов для формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроке иностранного языка будет эффективным, если:
тематика проектов отражает интересы учащихся;
работа по использованию мини-проектов проводится регулярно;
соблюдаются требования к организации мини-проектов (объем, содержание, аргументированность);
демонстрационный материал мотивирует к осуществлению коммуникации на иностранном языке.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ…………………….7
1.1. Формирование коммуникативной компетентности как основная задача обучения иностранному языку………………………………………....7
1.2. Психолого-педагогические критерии успешного формирования коммуникативной компетентности………………………………….....14
1.3. Методы формирования коммуникативной компетентности. Классификация проектов, их организация…………………………….19
Выводы к главе 1………………………………………………………………...25
Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА МБОУ СОШ №39………………………………………….26
2.1. Уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 8 класса МБОУ СОШ №39…………………………………26
2.2. Работа над мини-проектами на уроках в 8 классах…………………....30
2.3. Условия эффективности формирования коммуникативной компетентности у учащихся 8 классов при работе над мини проектом…………………………………………………………………34
Выводы к главе 2………………………………………………………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...42

Файлы: 1 файл

Uskova_A.docx

— 84.17 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная компетентность включает в себя:

  • говорение;
  • чтение;
  • слушание;
  • письмо;
  • способность к внешкольной и внеклассной деятельности.

Одной из составляющих педагогической компетентности является педагогическое общение. Коммуникативные способности  преподавателя характеризуют его  личностные качества. Для обеспечения  формирования коммуникативного потенциала у школьников необходима коммуникативная компетентность преподавателей; имеют значение условия эффективного педагогического общения, стили педагогического руководства группой обучаемых, субъект - субъектные отношения учителя и учащегося, выбор технологий общения, использование принципов педагогического сотрудничества и педагогического сотворчества.

Общение - это и источник, и канал  информации, поэтому в образовании  оно выполняет ведущую роль. В  процессе общения передаются идеи, факты, представления, а также ценностные отношения, интересы, чувства; осуществляются рациональное, эмоциональное и волевое  взаимовлияние и взаимодействие педагога и учащихся, выявляется и  формируется общность взглядов, мыслей, настроений. В общении достигается  взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение знаний, опыта, создаются  сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. В то же время общение является важным условием для выявления и раскрытия лучших сторон личности, для формирования сознания и самосознания личности, для ее развития. При общении и учитель, и ученик анализируют отношения других к себе, обнаруживают потребность в самосовершенствовании и реализуют эту потребность в процессе саморазвития.

Чтобы педагогическое общение было эффективным, педагогу необходимо понимать:

  • закономерности общения;
  • структуру общения, особенности реализации коммуникативной функции общения;
  • методики изучения общения и межличностных отношений;
  • основные психолого-педагогические требования по организации педагогического и межличностного общения.

Одним из компонентов личности педагога является его коммуникативная компетентность, включающая:

  • уважение и внимательность к собеседнику;
  • способность устанавливать контакт;
  • способность слушать и слышать;
  • эмпатия (чувство сопереживания);
  • искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения;
  • способность адекватно выражать собственную позицию;
  • готовность разрешать межличностные проблемы;
  • способность работать в команде;
  • владение коммуникативными умениями и навыками.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил установить, что, несмотря на использование отдельными авторами понятия «коммуникативная компетентность школьника», еще не в полной мере раскрыта его сущность.

Кандидат наук Е.Г. Петренко рассматривает  коммуникативную компетентность школьника  как интегративное личностное образование, представляющее собой единство теоретической и практической готовности и способности ученика к осуществлению коммуникации, позволяющее результативно осуществлять её и творчески самореализовываться в ней и включающее такие структурные компоненты, как интеллектуально-познавательный, личностно-смысловой, деятельностный и перцептивный. [12]

Т.Н. Филатова поддерживает точку зрения Е.Г. Петренко, однако уточняет, что  под коммуникативными способностями учащихся следует понимать комплекс индивидуально-психологических качеств личности школьника социальной направленности (контактность, доброжелательность); знания, умения и навыки социально-коммуникативной деятельности (навыков культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой к незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социально-коммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социально-коммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими. [20]

Разделяя мнение Г.А. Савченко, можно  отметить, что процесс овладения  коммуникативными навыками представляет собой многократное выполнение иноязычных действий, направленных на автоматизацию  в различных видах речевой  деятельности и общении на иностранном языке. [16]

В.А. Сухомлинский справедливо заметил, что, если нормальный ребенок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Задачей преподавателя является создания условий, отвечающих за поддержания интереса к предмету. Преподавателю необходимо построить свою деятельность так, чтобы обучаемые видели речевую перспективу применения языкового материала и в дальнейшем стремились добиться языковой и речевой компетентности.

Важнейшее значение в обучении школьников иностранным языкам играет мотивация. Мотивационный аспект имеет решающее значение для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. По словам А.Н. Леонтьева, психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются потребности личности, и создаются положительные установки на изучение иностранного языка.

Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором. Поскольку  обучение иноязычному общению происходит посредством общения, в котором  осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном  обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость.  Без учета вышеперечисленных факторов речевые действия учащихся отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую деятельность. Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие обучающегося в учебном или реальном общении.

Одобряя позицию многих педагогов, нужно заметить, что успешность овладения  иностранным языком способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении иностранного языка формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним. Более того, использование иностранного языка для получения определенной информации делает данный язык незаменимым  в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам иностранный  язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка.

 

 

 

1.2. Психолого-педагогические критерии успешного формирования коммуникативной компетентности

Обучение школьников коммуникативным  умениям может происходить во всех видах речевой деятельности. Мы бы хотели более подробно остановиться на формировании коммуникативных навыков у учащихся на уроке иностранного языка на примере такого вида речевой деятельности как говорение. Говорение – сложный многогранный процесс, продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорение является одним из важнейших направлений преподавания.

Говорение может обладать различной  сложностью, начиная от выражения  эффективного состояния с помощью  простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным  развернутым высказыванием. По мнению М.П. Барбар, например, самой совершенной является та речь, пользуясь которой говорящий сознательно соотносит языковые знаки с соответствующим содержанием, обусловленным речевой ситуацией. [4]

Важное  значение для решения методических задач в области обучения говорению, приобретают положения о результате говорения, который определяется как ответное действие участника общения вне зависимости от того, имеет ли оно внешнее выражение или нет, осуществляется ли оно сразу же или через некоторое время. Этот результат проявляется в реакциях, действиях, поведении слушающего, реализуется в деятельности других людей.

Иногда в методических пособиях, посвященных обучению устной иноязычной речи, особо подчеркивают в качестве ее ведущих характеристик такие черты как мотивированность, эмоциональность, направленность и ситуативность. Мера эмоциональности и ситуативности устной речи несравненно выше той, которая может наблюдаться в письменном тексте. Это поясняется непосредственной контактностью устного речевого акта, что отсутствует в сфере общения письменной речи.

Невозможно опровергнуть высказывание Н.Д. Гальсковой о том, что «способность к общению, которое затрагивает сферу социальных отношений между людьми, имеет «выход» на личностные качества учеников, позволяющие им успешно взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, с различными средствами массовой информации, независимо от того, на каком языке или в какой предметной области это взаимодействие протекает». [6, с.72]

Исходя из этого можно предположить, что способность к общению на иностранном языке, в свою очередь, предполагает развитие у обучаемых определенного комплекса свойств и личностных качеств, благоприятствующих овладению иностранным языком и его практическому использованию, как средства ознакомления с другой национальной культурой и средства общения с носителями другой культуры. Таким образом, школьник не только овладевает еще одним способом общения, но и приобщается к иному культурному наследию, что формирует его личность, принадлежащую к определенному языковому и культурному сообществу, а также развивает его общечеловеческое сознание.

Хотелось бы поддержать мнение Н.Н. Долововой о том, что на каком бы уровне ни происходило общение, смысл любого коммуникативного акта состоит в достижении взаимопонимания между коммуникативными партнерами. И чем выше уровень взаимопонимания, тем более эффективно общение. Однако для достижения этого понимания каждый коммуникант должен обладать определенной совокупностью знаний, умений и навыков. [7]

Развитие способности к общению  на иностранном языке связано с формированием у детей коммуникативной компетенции. Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача – заложить основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе реальных потребностей и интересов в общении и познании детей младшего школьного возраста.

Из утверждения Е.Г. Петренко о  состоянии коммуникативной компетентности младшего школьника виден тот  факт, что «развитие у обучаемых способности к общению дает возможность выйти за узкие рамки языковых аспектов обучения в область личностных отношений учащихся друг к другу, к содержанию обучения, к окружающей их действительности, к культуре страны изучаемого языка», и так далее. Это, в свою очередь, создает особое «педагогическое поле» для развития личностных качеств обучаемого, его интеллекта и познавательных возможностей, эмоций, готовности к общению в разных видах группового и коллективного взаимодействия. [12]

Необходимо отметить некоторые  моменты, способствующие наиболее полной реализации метода коммуникативной  компетентности в процессе говорения  школьников на уроке иностранного языка:

  1. Между    учителем     и    учащимся    должны    установиться    какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, то есть общение должно быть не ролевое, а представлять собой общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера;
  2. Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в   подлинном   общении; потребность   в   «учебном»   общении,   которое  у  некоторых учащихся есть,  по характеру иная  и  не  в  состоянии обеспечить коммуникативной мотивации;
  3. Если взаимоотношения между учителем и учениками как между личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению, - изменить эти взаимоотношения;
  4. Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной, перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей, и информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами; нужно придать процессу обучения характерные черты процесса общения, не нарушая    его    организованности,     системности    и    методической    направленности.

Ведя  речь о критериях формирования коммуникативной  компетентности, мы считаем необходимым  ввести значение понятия критериев. Согласно термину, представленному  в экономическом словаре, критерии – это признаки, на основании  которых формируется оценка качества объекта или процесса. Однако мы придерживаемся определения, предложенного  психологическим словарем, под которым  критерии понимаются как некие ценности или стандарты, которыми руководствуется  человек, когда принимает решения  или выносит суждения.

Информация о работе Мини-проекты на уроке иностранного языка