Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:02, дипломная работа
Цель исследования: определить эффективность использования приема персонификации букв и приема "проникновения" в иноязычный текст.
Задачи исследования:
1. дать психолого-педагогическое обоснование проблемы;
2. провести содержательный анализ программного материала по иностранному языку (2 класс);
3. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения приема персонификации букв и буквосочетаний при обучении технике чтения на уроках английского языка в начальной школе;
4. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения приема "проникновения" в иноязычный текст при обучении пониманию читаемого на уроках английского языка в начальной школе;
5. провести количественный и качественный анализ полученных на группе испытуемых – учащихся начальных классов – эмпирических данных относительно эффективности использования приема персонификации букв и буквосочетаний при обучении чтению на иностранном языке;
6. содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования и разработать методические рекомендации по обучению технике чтения на иностранном языке на начальном этапе.
Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе
Выполнила
студентка группы 4 "Б"
Дурнова М.А.
(подпись)
Научный руководитель
преподаватель
английского языка
Котова И.Н.
(подпись)
Астрахань, 2006
Введение
Актуальность исследования: четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой двенадцатилетней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться, овладение элементами культуры речи и поведения.
На протяжении всего периода
обучения реализуется принцип
Тот факт, что в двенадцатилетней школе иностранный язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предмета для реализации перспективных задач развития личности. Это и рост среднего уровня образованности, и повышение требований к общей культуре, и формирование готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.
Начиная обучение со второго класса, очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик. Вместе с тем, умение грамотно обучать общению на иностранном языке младших школьников, которые еще не вполне владеют коммуникативными умениями на родном языке, - задача весьма нелегкая и ответственная.
Необходимо уделять особое
внимание обучению младших школьников
таким видам речевой
Чтение на иностранном
языке как вид речевой
Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
При обучении чтению на начальном
этапе важно научить школьника
правильно читать, то есть научить
его озвучивать графемы, извлекать
мысли, то есть понимать, оценивать, использовать
информацию текста. Эти умения зависят
от того, с какой скоростью читает
ребенок. Под техникой чтения мы понимаем
не только быстрое и точное соотнесение
звука и буквы, но и соотнесение
звукобуквенной связки со смысловым
значением того, что ребенок читает.
Именно высокий уровень овладения
техникой чтения позволяет достичь
результата самого процесса чтения –
быстрого и качественного извлечения
информации. Однако, это невозможно,
если школьник недостаточно владеет
языковыми средствами, не умеет или
неправильно воспроизводит
Итак, обучение технике чтения
вслух является на начальном этапе
и целью и средством обучения
чтению, так как позволяет управлять
через внешнюю форму
Попытка рассмотреть данную
проблему в более конструктивном
русле и потребность в быстром
и эффективном овладении
Цель исследования: определить эффективность использования приема персонификации букв и приема "проникновения" в иноязычный текст.
Объект исследования: урок английского языка в начальной школе.
Предмет исследования: приемы обучения чтению на иностранном языке на начальном этапе.
Гипотеза исследования: если практиковать прием персонификации букв и буквосочетаний на уроках английского языка на начальном этапе, то уровень сформированности навыков чтения повысится.
Задачи исследования:
1. дать психолого-педагогическое обоснование проблемы;
2. провести содержательный анализ программного материала по иностранному языку (2 класс);
3. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения приема персонификации букв и буквосочетаний при обучении технике чтения на уроках английского языка в начальной школе;
4. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения приема "проникновения" в иноязычный текст при обучении пониманию читаемого на уроках английского языка в начальной школе;
5. провести количественный и качественный анализ полученных на группе испытуемых – учащихся начальных классов – эмпирических данных относительно эффективности использования приема персонификации букв и буквосочетаний при обучении чтению на иностранном языке;
6. содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования и разработать методические рекомендации по обучению технике чтения на иностранном языке на начальном этапе.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. теоретический анализ и обобщение литературных данных;
2. педагогическое наблюдение;
3. эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретического обоснования гипотезы данного исследования – глава I, глава II, практического доказательства полученных в ходе исследования выводов – глава III, а также заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава I. Психологическая,
лингвистическая и
1.1 Чтение как вид речевой деятельности
Чтение на иностранном
языке как вид речевой
Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает.
Проведенные в последнем десятилетии исследования в ряде стран показали: читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые верные решения. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека. Как же это происходит? Особенность чтения в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео, в том, что это – всегда труд – интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать человеком. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти качества.
Так что же такое чтение? В чем же суть этого процесса, что лежит в его основе?
Чтение, как и аудирование, является рецептивным, реактивным и по форме протекания невыраженным внутренним видом речевой деятельности. Чтение может быть и частично внешним, выраженным видом речевой деятельности, например чтение вслух. Но даже одинаковые механизмы (восприятие, внутреннее проговаривание, механизмы кратковременной и долговременной памяти, прогнозирование, осмысление) работают в чтении специфично, так как опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи.
Сравним процесс восприятия речи при чтении и аудировании по таблице 1.
Таблица 1
Чтение и аудирование
Чтение |
Аудирование |
1. Ритм и темп зависят от читающего 2. Вся информация в руках читающего 3. Некоторые части текста можно прочитать повторно 4. Можно "перескочить" через некоторые места текста 5. Можно задержаться на месте |
1. Ритм и темп задает говорящий 2. Информация подается постепенно 3. Возможности повторно услышать текст, нет 4. Восприятие поступательно 5. Необходимо внимательно следить за поступающей информацией |
Как видим, зрительное восприятие информации и процесс ее протекания способны обеспечить более надежное сохранение образов, чем слуховое, так как читающий имеет возможность регулировать и управлять этим процессом, что и обуславливает несколько иную работу механизмов чтения.
Процесс чтения базируется на технической стороне, то есть на навыках, которые представляют собой автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения.
При чтении человек не только
видит текст, но и проговаривает
его про себя и одновременно как
бы слышит себя со стороны. Именно благодаря
механизму внутреннего
Важным психологическим компонентом процесса чтения является механизм вероятностного прогнозирования, которое проявляется на смысловом и вербальном уровнях. Смысловое прогнозирование – это умение предугадать содержание текста и сделать правильное предположение о дальнейшем развитии событий по заголовку, первому предложению и другим сигналам текста. Вербальное прогнозирование – умение по начальным буквам угадать слово, по первым словам угадывать синтаксическое построение предложения, по первому предложению – дальнейшее построение абзаца.
Развитию прогностических умений способствуют выдвижение гипотез и система ожиданий читающего, приводящая в действие непрерывное построение структуры знаний в голове читающего, активизирующая его фоновые знания, языковой опыт. Процесс подготовки сознания к восприятию информации побуждает читающего вспоминать, догадываться, предполагать, то есть включать способности своей долговременной памяти и своего личного и социального опыта.
Согласно Ф. Смиту, при чтении необходимы два вида информации: визуальная (из напечатанного текста) и невизуальная (понимание языка, знание данного предмета, явления, общая способность в чтении и знание о мире). Чем больше невизуальной информации у читающего, тем меньше ему надо визуальной информации и наоборот. Когда мы начинаем читать бегло, мы начинаем больше полагаться на то, что мы уже знаем и меньше на печатный текст.
Чтение – активный конструктивный
процесс. Конструирование смысла протекает
как интерактивная
Рис. 1 Конструирование смысла в процессе чтения
Как видим, чтение – это активная, конструктивная и интерактивная мыслительная деятельность.
1.2 Виды чтения
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее. Поскольку просмотровое и поисковое по многим характеристикам совпадают, в практике обучения их, как правило, принимают за один вид, называя поисково-просмотровым.
Поисково-просмотровое – это чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме. Используя приемы поисково-просмотрового чтения (чтение "по диагоналям", "слалом", "по двум вертикалям", "пинг-понг", "островками"), читающий выискивает в тексте лишь интересующую его информацию, решая, нужен или не нужен ему этот текст для более длительного изучения.
Поисково-просмотровое чтение
– быстрое, беглое, избирательное
чтение. К нему прибегают в профессиональной
и бытовой сферах жизни, например
при чтении книг (чтение оглавления,
предисловия, введения, заключения), газет
(просмотр заголовков и подзаголовков)
и т.д. Этот вид чтения предполагает
довольно высокий уровень
Информация о работе Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе