Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективность использования приема персонификации букв и приема "проникновения" в иноязычный текст.
Задачи исследования:
1. дать психолого-педагогическое обоснование проблемы;
2. провести содержательный анализ программного материала по иностранному языку (2 класс);
3. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения приема персонификации букв и буквосочетаний при обучении технике чтения на уроках английского языка в начальной школе;
4. обосновать замысел и описать процедуру экспериментального изучения приема "проникновения" в иноязычный текст при обучении пониманию читаемого на уроках английского языка в начальной школе;
5. провести количественный и качественный анализ полученных на группе испытуемых – учащихся начальных классов – эмпирических данных относительно эффективности использования приема персонификации букв и буквосочетаний при обучении чтению на иностранном языке;
6. содержательно обобщить результаты теоретико-экспериментального исследования и разработать методические рекомендации по обучению технике чтения на иностранном языке на начальном этапе.

Файлы: 1 файл

Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.docx

— 89.18 Кб (Скачать файл)

Чтобы чтение на иностранном  языке способствовало развитию познавательного  интереса учащихся, необходимо учитывать  познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические  особенности детей (а для этого  следует разнообразить учебные  материалы: тексты и задания к  ним); включить школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; дать им возможность проявлять самостоятельность  и инициативу в учебной деятельности.

Одной из проблем обучения чтению на иностранном языке является содержание текстов на начальном  этапе. На начальном этапе обучения иностранному языку, когда учителю  важно научить школьников читать тексты и извлекать из них нужную информацию, необходима правильная организация  работы с текстами на уроке.

Работа по развитию интереса к чтению на иностранном языке  должна носить целенаправленный характер и осуществляться как на уроке, так  и вне его. Одной из форм такой  работы является внеклассное личностное чтение.

В заключение подчеркнем, что  соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в  свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом  речевой деятельности. Целенаправленное использование нами текстов, отобранных в соответствии с познавательными  интересами ребят, на уроке английского  языка и во внеклассной работе по предмету позволяет судить о возросшем  интересе учащихся к предмету, о  совершенствовании техники чтения и более глубоком понимании иноязычных текстов.

Проведенное исследование еще  раз доказало, что проблема обучения чтению действительно актуальна  и требует особого внимания.

 

Список используемой литературы 

 

1.  Агофонова И.Н. «Рисую и размышляю, играю и учусь» // С-Пб.: 1993

2.  Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2

3.  Арбекова Т.И. «Я хочу и буду знать английский» // М.: ИнКа-Телер, 1993

4.  Артемонов В.А. «Психология обучения иностранным языкам» // М.: Просвещение, 1999

5.  Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994

6.  Блохина С.А., Вайсбурд М.И. «Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как деятельности» // ИЯШ 1997 №1, 2

7.  Блохина С.А. «Использование метода денотатного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе» // ИЯШ 2000 №3

8.  Болотина Л. Р. «Развитие мышления учащихся» // Начальная школа 1994 №11

9.  Борзова Е.В. «Тексты для чтения на начальном этапе обучения» // ИЯШ 1999 №4

10.  Гончаров А.А., Мильрут Р.П. «Теоретические и практические проблемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычного текста» // ИЯШ 2001 №3

11.  Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся // Начальная школа 1991 №1

12.  Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2002 №2

13.  Львов М. Р. Основы развития младших школьников// Начальная школа 1992 №7

14.  Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф. и др. «Настольная книга преподавателя иностранного языка» // Справ. пособие, Выш. шк., 1996

15.  Менчинская Н. А. «Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды» // М.: Просвещение, 1985

16.  Миролюбов А.А. «Обучение иностранным языкам в свете реформы школы» // ИЯШ , 1996 , № 2

17.  Миролюбова А.А. «Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе» // М.,1981

18.  Миролюбов А.А. «Майкл Уэст и его методика обучения чтению» // ИЯШ 2003 №2

19.  Николенко А.Н. «Исчезновение интереса к изучению иностранных языков на начальном этапе как проблема дальнейшего обучения иностранным языкам» // Начальная школа 2000 №1

20.  Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5

21.  Сажнева М.А. «Игра как способ развития интереса к изучению иностранного языка» // ИЯШ 2001 №6

22.  Старков А.П., Диксон Р.Р. «Six year English» // С-Пб: Специальная литература, 1996

23.  Старова И.Н. «Интерес как необходимый компонент обучения иностранным языкам» // Начальная школа 2000 №4

24.  Тен Э.Г. «Контроль понимания иноязычного текста» // ИЯШ 1999 №4

25.  Ткаченко Ф.И. «Потребность в изучении иностранных языков» // Современный мир 2004 №1

26.  Федорова Г.П. «Требования к выпускнику начальной школы» // Начальная школа 2000 №11

27.  Феклистов Г.Е. «Проблемы изучения английского языка в школе» // Образование 1999 №3

28.  Цветкова Л.С. «Нейропсихология счета, письма и чтения», Москва-Воронеж, 2000

29.  Чатуин Б. “The magic scooter” // М.: Айрис-пресс, 2004

30.  Шарова Т.М. «Учим, обучая» // Начальная школа 2002 №12

 

Приложение 1

Фрагмент конспекта  урока английского языка 

 

Тема: Знакомство

Цели урока: развитие навыков диалогической речи, введение и первичное закрепление в речи речевых образцов «Who are you? I am Nick», введение новой лексики по теме «Животные», развитие фонетических навыков, введение новой буквы английского алфавита Аа.

Оборудование:

Транскрипционные значки; игрушки животных; разрезная азбука.

Ход урока:

I. Организационный момент

-Hello, children! I am glad to see you! Sit down, please.

-  Сегодня на уроке мы продолжаем учиться знакомиться по-английски, мы узнаем, как называются некоторые животные на английском языке, и будем готовиться к цирковому представлению.

II. Фонетическая зарядка

-  Давайте вспомним историю про обезьянку. Наша обезьянка любит гулять. Когда у нее замерзают лапки, она дышит на них [h], [h], [h].

-  Обезьянка бегала по лужам, и у нее заболело горлышко. Она пришла на прием к врачу. Она пытается произнести свое имя и произносит звук [m].

-Давайте все вместе  сомкнем губы и скажем [m], ([т], [m], [т].)

-  Доктор просит обезьянку показать горлышко.

-Но обезьянке больно  широко открывать ротик и она  говорит [ai]. ([ai],[ai], [ai].) Мы получили английский звук [ai], он немного похож на русский, но его первая часть - звук долгий и глубокий [ai]. ([ai].)

-  Потом обезьянка стала дразниться и баловаться: она вытягивала губы трубочкой и широко улыбалась: [w], [w], [w].

-  Доктор научил обезьянку выполнять специальное упражнение для язычка: для этого язычок надо поставить на бугорки над верхними зубами (альвеолы) и постучать по ним: [t], [t], [t].

-  Молодцы!

III. Речевая разминка

-  Я еще не очень хорошо запомнила ваши имена. Давайте повторим их еще раз. What is your name? (My name is Nick).

-  Учитель задает вопрос ученику, и тот отвечает на него. Ученик, ответивший на вопрос, задает вопрос следующему ученику.

-  Молодцы! Мне понравилось, и я говорю вам «very good» - это значит очень хорошо.

IV. Ознакомление учащихся с английской буквой Аа.

-  Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла необычная героиня. (На доске плакат с изображением задуманного персонажа буквы Аа).

-  Ребята, послушайте, как звучит голос нашей героини. (звучит фонетическая запись звука)

Познакомьтесь, цапля Аа (эй)!

Представляется: «My name…».

У нее подружка Cat

Вместе дружат много лет.

-  Вы заметили, что одна и та же буква читается по-разному. Тип чтения зависит от написания слова. В первом случае, у нас открытый слог (за согласным следует немая гласная е), а во втором – закрытый. Поэтому в первой случае мы читаем эй, а во втором э. Обращайте на это внимание при чтении.

Учащиеся повторяют название буквы за учителем и выполняют  упр. 3, стр. 7.

 

Приложение 2

Фрагмент конспекта  урока английского языка 

 

Тема: Знакомство

Цели: развитие навыков монологической речи; введение слов children, they; тренировка лексико-грамматических навыков (множественное число существительных); ознакомление с буквой Ii.

Оборудование: карточки с транскрипцией звуков; кукла Незнайка, разрезная азбука, картинки животных.

Ход урока:

I. Организационный  момент

-  Good morning, girls! Good morning, boys!

-  I am glad to see you. (We are glad to see you too.)

Good morning! Good morning!

Good morning to you!

Good morning! Good morning!

I am glad to see you!

II. Фонетическая  зарядка

-  Откройте ваши учебники на стр. 18. Послушайте и повторяйте за мной.

tack sat cat let met net

fat plan hat vent ten tent

sad dad lamp dell den pen

III. Проверка домашнего  задания

-  Let's check up your homework. Давайте проверим ваше домашнее задание. What is your homework for today? Каким было ваше задание на сегодня? (№ 3 стр. 10) (проверяют)

IV. Введение новой  английской буквы Ii

-  Ребята, сегодня наш урок вновь посетил необычный персонаж. Посмотрите и послушайте его голос. А вот как он предстает перед нами.

Это гвоздик, гвоздик Ii (ай)

Он здоровается: "Hi!"

Гвоздик наш не говорит,

И о нем мы скажем it.

-  А кто мне скажет, почему одна и та же буква звучит по-разному?

-  Когда мы уже с этим сталкивались?

-  От чего зависит то, как нужно читать?

Учащиеся повторяют название буквы и выполняют упражнение 4 на стр. 21.

 

Приложение 3

Фрагмент конспекта  урока по английскому языку 

 

Тема: Знакомство

Цели урока: Развитие навыков монологической речи (описание предмета или животного); введение вопросительной структуры «Can you ...?» и краткого ответа «Yes, I can. No, I can't»; тренировать в использовании изученных звуков; ознакомление с буквой Оо.

Оборудование: цветы-ромашки с заданиями; карточки с транскрипцией звуков; геометрические фигуры.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Good morning, good morning!

Good morning to you!

Good morning, dear children

I am glad to see you!

II. Фонетическая  зарядка

-  Давайте вспомним историю про обезьянку. Наша обезьянка любит гулять. Когда у нее замерзают лапки, она дышит на них [h], [h], [h].

-  Обезьянка бегала по лужам, и у нее заболело горлышко. Она пришла на прием к врачу. Она пытается произнести свое имя и произносит звук [m].

-  Давайте все вместе сомкнем губы и скажем [m], ([т], [m], [т].)

-  Доктор просит обезьянку показать горлышко. Но обезьянке больно широко открывать ротик и она говорит [ai]. ([ai],[ai], [ai].)

-  Молодцы!

III. Речевая разминка

- Давайте вспомним, как  нужно здороваться и знакомиться  по-английски.

- Hi! What is your name? (My name is Nick).

IV. Введение новой  буквы Оо.

- Ребята, скажите, все ли  вы знаете правила дорожного  движения? А как регулируется  движение на дороге? Вот и сегодня  гость нашего урока поможет  нам с движением на дороге.

Это полицейский Оо (оу)

Говорит он всем: "Hello!"

Скажет:"Go!" – проезжай,

"No!"– стой и ожидай.

-  Итак, какое английское слово разрешает двигаться по дороге? А какое запрещает?

-  Какое новое слово приветствия сказал нам полицейский Оо? Сопоставьте цвета светофора словам, которые сказал полицейский.

-  Какой цвет у слова Go? А у слова No?

-  Молодцы. А сейчас выполним №5 на странице 35.

 

Приложение 4

Фрагмент конспекта  урока английского языка 

 

Тема: Рассказ о себе от первого лица

Цели урока: развивать навыки и умения монологической и устной речи: рассказывать о себе, используя новые слова в различных типовых фразах, учить понимать на слух короткие сообщения от 1 лица и изображать их схематически

Оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов

Ход урока:

I. Организационный момент

-  Hello, children! I am glad to see you! Sit down, please. I’ll be your teacher for today.

II. Фонетическая зарядка

- А сейчас мы повторим  глаголы действия, которые вы  изучали на прошлых занятиях. Я называю глагол на английском  языке, а вы повторяете его  за мной и выполняете действие, которое он обозначает:

-  Swim, run, play with a ball, skip, dance

-  Молодцы!

III. Речевая разминка

-  Я еще не очень хорошо запомнила ваши имена. Давайте повторим их еще раз. What is your name? (My name is Nick).

-  Учитель задает вопрос ученику, и тот отвечает на него. Ученик, ответивший на вопрос, задает вопрос следующему ученику.

-  Молодцы! Мне понравилось, и я говорю вам «very good» - это значит очень хорошо.

Информация о работе Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе