Практические вопросы межъязыкового явления «ложные друзья переводчика». Основные аспекты перевода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 06:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: попытаться разобраться с проблематикой данного явления и установить то, как можно избежать ошибок при переводе «ложных друзей переводчика».
Задачи исследования: разобраться в природе межъязыкового явления «ложные друзья переводчика»; проанализировать возможные ошибки при переводе данной категории слов; разобраться в приёмах и техниках, помогающих избежать неправильной интерпретации текста.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические и практические вопросы межъязыкового явления «ложные друзья переводчика»
1.1 Возникновение «ложных друзей переводчика». История вопроса
Проблема «ложных друзей переводчика» при переводе
Исследователи проблемы «ложных друзей переводчика»
Глава 2. Практические вопросы межъязыкового явления «ложные друзья переводчика». Основные аспекты перевода
2.1 Способы перевода псевдоинтернационализмов
2.2 «Ложные друзья переводчика» в структуре английского высказывания. Амбивалентные синтаксические конструкции.
2.3 «Ложные друзья переводчика» в структуре фразеологических единиц
Глава 3. Типология «ложных друзей переводчика»
Случайные межъязыковые омонимы
Логические основания типологии межъязыковой асимметрии
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Основная дипломная работа.docx

— 152.60 Кб (Скачать файл)

 

Во избежание ложных ассоциаций в переводе нередко приходится отказываться от внешне сходного соответствия и  использовать обозначение, явное и  недвусмысленное для читателей:

 

The American Revolution was, in truth, a close parallel to the wars of national liberation that have erupted in the colonial and semi-colonial regions of the present… Война за независимость в Америке ? прямой прототип национально-освободительных войн в колониальных и полуколониальных странах в настоящее время…

 

Но в другом контексте  слово revolution реализует своё другое значение, зарегистрированное в словаре, с коннотациями отнюдь не положительными:

 

The Revolution in Chile was headed by Pinochet. Переворот в Чили возглавил Пиночет.

 

Экстралингвистика и учёт фоновых знаний читателя определяют выбор варианта и в следующем случае: «…the counter-revolutionary organization was set up to suppress the Negro-poor white alliance, that sought to bring democracy to the South in the Reconstruction period…»

 

По-видимому, не каждому читателю будет понятно, что такое период Реконструкции, хотя в специальной  исторической литературе это сочетание  переводится именно так. Здесь предпочтительнее перевод, несущий в себе разъяснение, ? в таком случае любой читатель получит необходимый для понимания объём информации: «…эта контрреволюционная организация была создана плантаторами юга для подавления совместной борьбы негров и белых бедняков, которые добивались установления демократии на юге после отмены рабства…»

 

В другом случае наличие  фоновых знаний у переводчика  поможет ему правильно перевести  такое сочетание как The Emancipation Proclamation ? название закона об отмене рабства, который был принят правительством президента Линкольна. С «эмансипацией» в нашем понимании этого слова оно не имеет прямых связей, поэтому вероятность ошибки не исключена.

 

Из всего сказанного нетрудно заключить, что данная группа лексики  требует повышенного внимания со стороны переводчика. Тщательный анализ контекста ? как узкого, так и широкого, ? словари и энциклопедии могут обезопасить «ложных друзей переводчика» и даже превратить их в помощников при переводе.

 

2.2 «Ложные друзья переводчика»  в структуре английского высказывания. Амбивалентные синтаксические конструкции

 

 

В практике перевода остаётся несистематизированным и неизученным  другой вид «ложных друзей», где  причиной ошибки служит не слово, а  целое высказывание, неправильно  понятое переводчиком, вследствие чего имеет смысл призадуматься о  том, можно ли распространить понятие  «ложный друг» на уровень структуры  высказывания.

 

По ложному пути могут  направить мысль переводчика  и структуры таких высказываний, как You can't be too careful или I don't think much of him. Действительно, можно ошибиться и перевести  их соответственно как «Нельзя быть слишком осторожным» (вместо правильного  варианта «Лишняя осторожность не помешает») и «Я не так много о нём думаю» (вместо «Я о нём невысокого мнения»). В последнем примере весьма сложным для русского языкового мышления образом выражается мысль, что при указанном условии, как бы вы ни были осторожны, это никогда не будет «слишком». То есть вам советуют быть как можно осторожнее. В основе английского высказывания лежит особое ударение на понятии «слишком». В той же роли может выступать и понятие «достаточно», с помощью которого создаётся вариант «ложного друга». Например, английской хозяйке дома надоели засидевшиеся гости, и она может произнести следующую фразу: They can not go fast enough. То есть, как бы скоро они ни ушли, это не будет для неё достаточно быстро. Дело не в том, что гости не умеют двигаться, а просто за этим «ложным другом» скрывается пожелание: «Скорее бы они ушли».

 

Разумеется, опытный переводчик знает, что public house -- это не «публичный дом», а всего навсего британская разновидность пивной, а public school -- вовсе не публичная, а, напротив, привилегированная частная школа в Британии. Однако и его может озадачить английское высказывание типа: I am satisfied that I alone am guilty of the disaster, поскольку выражение to be satisfied он во многих случаях переводил «быть удовлетворенным, довольным» и не встречал его в значении «быть убежденным, уверенным».

 

Нередко подводят переводчика  и высказывания с хорошо знакомыми  ему союзами и предлогами. Они, как правило, многозначны и могут  обозначать разные отношения между  знаменательными словами (например, as может быть союзом времени, причины, сравнения). Вот фраза: «He was as liberal with his money as any other officer in the British army». Казалось бы, это должно означать, что все английские офицеры отличаются такой же щедростью, как тот, о котором идёт речь. На самом деле имеется в виду, что он не уступал в щедрости никому из них. В крайнем случае, можно назвать его «одним из самых», но структура as...any как будто предназначена для того, чтобы переводчик решил, что речь идёт о всеобщем равенстве какого-то признака.

 

Мы знаем, что good -- это  «хорошо», но as good as вовсе не означает сравнение двух положительных признаков, а может просто выражать равенство  или подобие любых признаков -- положительных или отрицательных. В некоторых случаях as good as фактически означает as bad as -- например, в поговорке a miss as good as a mile, где утверждается, что слегка промахнуться -- это ничуть не лучше, чем промахнуться на целую милю. Любопытно, что само по себе as bad as не употребляется для обозначения простого равенства, и во всех случаях bad -- это плохо.

 

Не менее «вредным»  может оказаться и союз if. С  его помощью создаётся десяток  типов английских высказываний, не имеющих отношения к условию  или переводимых без участия  союза «если». Вот группа эмфатических высказываний: She is a sixty if a day! -- Да ей же все шестьдесят!; It is a wonderful day there ever was one. -- День сегодня действительно  великолепный. Или группа эмоциональных  высказываний: If it is not wonderful for words! -- Как  это замечательно! Просто нет слов!; If it is not Mr. Smith! -- Ды ведь это сам г-н  Смит! [Ермолович 2007: 3]

 

Далее следуют ошибки, сделанные  переводчиком на основе неправильно  понятой синтаксической структуры  предложения. Под синтаксическими  структурами понимают «чистые» схемы  высказываний или его частей, определяемых по составу частей речи и словоизменительных форм. В качестве примера можно  привести предложение, построенное  по схеме: «подлежащее + сказуемое + инфинитивная группа»: He came in to find her in bed. В отличие  от чисто синтаксических структур в  лексико-синтаксические конструкции  обязательно включены конкретные лексические  единицы. Примером такой конструкции  является оборот «подлежащее + глагольное сказуемое + only + инфинитивная группа»: He drove all the way to Wyoming, only to find that his friend could not meet with him. К лексическим единицам, встречающимся как устойчивая часть  лексико-синтаксических конструкций, относятся союзы, местоимения, местоимённые наречия и другие служебные слова. Теперь посмотрим, при каких обстоятельствах  подобные конструкции могут вводить  переводчика в заблуждение. Возьмём предложение: He did not leave you because of my influence. Возможны два варианта интерпретации высказывания:

 

а) Он не ушёл от тебя, потому что это я повлиял на него.

 

б) Он ушёл от тебя не потому, что это я повлиял на него.

 

Разница в смысле этих двух предложений огромна: в первом предложении  речь о том, как был предотвращён разрыв отношений, во втором -- о том, из-за чего такой разрыв состоялся. Что же является причиной ошибки переводчика, если он дал неверный ответ и исказил смысл высказывания? Видимо, неправильная интерпретация структуры высказывания, которая допускает два варианта логико-семантических связей между его компонентами. В первом случае отрицание относится к сказуемому, в другом -- к обстоятельству.

 

Теперь рассмотрим другой тип неопределённости внешней структуры  высказывания, реализованный в предложении: He went to the United States to settle down there. Данное предложение  может быть истолковано двояко:

 

а) Он уехал в Соединенные  Штаты, чтобы обосноваться там навсегда.

 

б) Он уехал в Соединенные  Штаты и обосновался там.

 

Различие в двух высказываниях  определяется разными логическими  значениями обстоятельства, выраженного  инфинитивом: в одном случае это  значение цели (намерения), а в другом -- значение последующего действия. Я.И. Рецкером был предложен специальный термин «амбивалентные синтаксические конструкции». Он выделил следующие амбивалентные синтаксические конструкции:

 

- «глагол have + существительное  + причастие» (пример: He had his horse killed), которая может обозначать либо действие, совершённое без участия или даже против желания субъекта, либо действие,инициатором которого был сам этот субъект («Он отправил свою лошадь на живодёрню»);

 

- «глагол be + the + порядковое  числительное + инфинитив» (пример: He was the first to speak), которая может иметь модальное значение долженствования («Он должен был выступать первым») или значение изъявительного действия («Он выступал первым»);

 

- «существительное либо  местоимение во множественном  числе + плюс группа однородных  глаголов» (пример: He begged and bribed and threatened the others»): такая конструкция может обозначать либо последовательные действия в отношении группы лиц или объектов («Других он то уговаривал, то задабривал, то угрожал им»), либо параллельные действия в отношении нескольких разных лиц или объектов («Одних он завербовал уговорами, других -- задабриванием, третьих -- угрозами»);

 

- «as + прилагательное или  наречие + as + any» (пример: I learned to dance as well as any of them) -- сравнительный оборот со значением либо равенства объектов, сопоставляемых по какому-то признаку (« Я научилась танцевать не хуже любой из них»), либо превосходства одного объекта над другими («Я научилась танцевать, как ни одна из них»).

 

- Категории, выделенные Я.И. Рецкером показывают, что среди амбивалентных конструкций есть как чисто синтаксические конструкции, так и лексико-синтаксические обороты.

 

Как видно из приведённых  примеров, английское высказывание может  направить переводчика по ложному  пути либо всем своим содержанием  в целом, либо вследствие наличия  в нём слов или словосочетаний, которые переводчик привык понимать совсем иначе. Эту интересную тему стоит  изучать и дальше. Возможно, удастся  выявить другие категории синтаксических структур, вызывающих трудности в  истолковании и переводе.

 

2.3 «Ложные друзья переводчика»  на примере фразеологических  единиц

 

Термин «ложные друзья переводчика» является по сути дела метафорой  и, как любая метафора, может допускать  различные толкования. Возможность  многообразной интерпретации этого  термина оказывается даже удобной, когда предметом исследования становятся фразеологизмы, эти «капризы языка», во многом определяющие его колорит  и специфику.

 

Если на лексическом уровне проблема «ложных друзей» переводчика  уже рассматривалась нами выше, то на уровне фразеологии она требует  повышенного внимания. А между  тем ошибок, допущенных при передаче фразеологизмов с одного языка на другой, как в учебных, так и  в опубликованных переводах немалое  количество, и сам этот факт говорит  о том, что проблема стоит достаточно остро.

 

Отнюдь не претендуя дать полное разрешение данного вопроса, мы постараемся раскрыть причины  наиболее типичных ошибок, наметить так  называемые «зоны повышенной опасности».

 

Под фразеологизмом принято  понимать устойчивые словообразования полностью или частично с переосмысленным  значением.

 

Иносказательность содержания, свойственная фразеологической единице (ФЕ), уже как будто призвана выделить ее из речевого потока, в большей  мере фиксировать на себе внимание получателя сообщения. Правда, это в  первую очередь относится к фразеологизмам с частично переосмысленным значением, в которых нарушена лексическая (реже лексико-грамматическая) дистрибуция.

 

Отсутствие прототипов в  числе свободных словосочетаний служит гарантией того, что ложными  друзьями переводчика никогда не окажутся такие ФЕ, как sun's eyelashes - сноп солнечных лучей сквозь тучи, make head against smth. - успешно сопротивляться, подниматься, восставать против, go the whole hog - делать (что-л.) основательно, доводить до конца, make headlines - стать темой газетных заголовков, попасть на страницы газет и т. п. Даже если переводчик не знаком с тем или иным оборотом, его насторожит нарушение привычной логической связи, и он непременно заглянет в словарь.

 

Иначе обстоит дело с устойчивыми  выражениями, имеющими прототип в виде свободного словосочетания. Правда, во многих случаях на выручку приходит контекст. Из него нередко поступают  сигналы к недопустимости буквального  толкования фразеологизма, надо только эти сигналы не просмотреть. Однако иногда ограниченность объема контекста  или отсутствие специфически выраженной связи с ним фразеологизма  приводят к грубым переводческим  ошибкам. Все компоненты выражения  воспринимаются буквально, и смысл  соответственно искажается.

 

Очевидно, это «зона наиболее повышенной опасности» для переводчика, которую мы обозначим как зону № 1.

 

1. Например, не во всех  контекстах легко узнать такие  ФЕ, как to hang one's hat - поселиться или  надолго остановиться (у кого-л.), to measure one's length - растянуться во весь  рост, грохнуться, to hold the baby - отдуваться  за кого-л. и т. д. Предложения Не measuredhis length или He left me holding the baby не содержат в себе необходимых сигналов на то, что их надо понимать иносказательно.

Информация о работе Практические вопросы межъязыкового явления «ложные друзья переводчика». Основные аспекты перевода